15-16 июня 2019 г. в Хабаровске пройдет очередная выставка-ярмарка производителей "Наш выбор 27". О подготовке к ее проведению, о том, чем будут удивлять жителей и гостей региона дальневосточные производители в интервью агентству "Интерфакс-Дальний Восток" рассказал председатель комитета торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности правительства Хабаровского края Николай Крецу.
– Николай Степанович, в этом году выставка-ярмарка "Наш выбор 27" пройдет в третий раз. Изменится ли формат события?
- До выставки-ярмарки "Наш выбор 27" остается чуть больше двух месяцев, сейчас идет активная подготовка. Событие, действительно, грандиозное. На набережной Амура в центре города 15 и 16 июня соберется около 200 тысяч человек. Каждый из них должен остаться доволен. Мы, как организаторы, обещаем сделать все на высшем уровне.
В прошлом году выставка-ярмарка попала в ТОП-200 лучших событийных проектов страны и завоевала премию Минпромторга в номинации "Лучшая ярмарка России".
Безусловно, каждый год мы стараемся отходить от привычного формата – добавляем новые креативные площадки, продукты, блюда, меняем концертную программу, приглашаем новых участников деловой площадки.
В этот раз решено объединить два полюбившихся гостям события – выставку-ярмарку и фестиваль мороженого. 15 июня лучшие шеф-повара края приготовят и угостят жителей ухой, а в воскресенье, 16 июня, набережная превратится в город "Мороженск": прилетит волшебник на вертолете и подарит детям 15 тысяч порций мороженого.
Организация крупного гастрономического фестиваля с посещаемостью 200 тысяч человек – это огромный труд, подготовка начинается за полгода. Объединение выставки-ярмарки и фестиваля мороженого придаст масштабность и привлечет еще больше туристов. Август все-таки сезон отпусков, а июнь – подходящее время для такого праздника.
Одной из крупных площадок мероприятия станет рыбный рынок. На территории возле Сквера семьи, любви и верности разместят торговые точки производители Хабаровского края и других регионов Дальнего Востока. Жители смогут купить свежемороженую продукцию, копченую и вяленую рыбу. Фишкой рыбного рынка станет ресторан под открытым небом, его установят на специальный подиум.
Повара будут угощать гостей лучшими блюдами из местной рыбы. Специально для мероприятия разработан рецепт бургера "Хабкраб": булочка сделана из картофеля, который выращен на нашей земле, зелень и овощи куплены у фермеров, котлета состоит из мяса камчатского краба и амурской рыбы. Также в меню будут чипсы и наггетсы из дальневосточной рыбы, сазан в шарабане и многое другое.
Рыбный рынок – это лишь часть большой выставки-ярмарки, которая развернется более чем на 40 гектарах. Самая главная площадка – это, безусловно, зона производителей. На сегодняшний день подтвердили участие более 50 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Их торговые точки вновь разместим на фонтанной площади.
На выставке-ярмарке можно будет купить различные виды колбас, рыбу, куриные яйца, свежие овощи, мороженое, фермерский мед, дикоросы и соленья. Участие в мероприятии бесплатное, но есть условие – цены для населения должны быть снижены. Если раньше скидки составляли 10-15%, то в этом году некоторые компании вдвое сократят стоимость продуктов.
Мы посчитали, что за счет количества покупателей, производителям все равно будет выгодно. И с точки зрения экономики, и с точки зрения продвижения. Бизнес получает новых потребителей именно на выставке-ярмарке. По нашим данным, в прошлом году производителям удалось реализовать 250 тонн продукции.
– На площадке, где готовят и дегустируют уху, всегда большое количество людей. В прошлом году за несколько часов было роздано 16,5 тысяч порций. Блюдо популярное, в этот раз его приготовят?
– Конечно, ведь это традиция! Только в этот раз мы будем готовить уху "Народную", в разработке рецепта впервые смогут поучаствовать все желающие. Для этого мы организовали конкурс на инстаграм-странице @vybor27. Наши шеф-повара выберут лучший рецепт, который и будет использован при приготовлении ухи в первый день выставки-ярмарки. В остальные дни уху будут варить из пяти видов дальневосточной рыбы – это будет ленок, таймень, карась, касатка и сазан.
В этом году мы надеемся вновь установить рекорд России и раздать 20 тысяч 459 порций. Два года назад мы нашли уникальный котел, объемом 2,5 тысячи литров. Долго его искали. Подготовили техническое задание, придумали, как переделать, и вот теперь он полностью готов. В чем уникальность – мы провели мониторинг Сибирского Федерального округа и Дальневосточного, и выяснили, что котлов такого объема больше нигде нет. Только у нас. Может быть, это даже самый большой котел в России.
– Открытием второй выставки-ярмарки "Наш выбор 27" стал авторский дальневосточный холодный чай "Кусун". Спустя год это название стало настоящим брендом, известным далеко за пределами региона. Как удалось этого добиться за столь короткий срок?
– Бренд "Кусун" получил название от одноименного авторского напитка из дикоросов и произвел настоящий фурор. Сейчас этот напиток можно купить в магазине. Естественно, рецепт чая немного трансформировался, но все равно он популярен и любим покупателями.
После того, как стало понятно, что дальневосточный чай пользуется большим спросом, мы решили, что "Кусун" станет дальневосточным брендом. К производителям предъявляется ряд обязательных требований: товар под брендом "Кусун" должен содержать только натуральные компоненты, относиться к категории "Премиум", включать дальневосточные наполнители и выпускаться на постоянной основе.
На сегодняшний день мы имеем 10 видов продукции под названием "Кусун" - это чай, семь видов мясной продукции, два вида воды. Впереди презентация еще трех видов продукции.
"Кусун" стал дальневосточным брендом, так как к проекту присоединяются производители субъектов ДФО. Одно из приморских предприятий уже выпускает питьевую воду. Ведутся переговоры с предпринимателями Сахалина и Камчатки.
Кроме того, на выставке-ярмарке будет представлена линейка промышленных изделий под брендом "Наш выбор 27" - футболки, рюкзаки, значки. Все очень хорошего качества.
– В 2018 году на выставке-ярмарке впервые появился дом переговоров. Такой формат оказался эффективным? Есть ли результаты?
– Деловая зона – удачный формат. В прошлом году на этой площадке подписано 14 договоров и соглашений. В рамках деловой площадки заключен экспортный контракт между компанией ООО "Золотой юг" и китайской импортно-экспортной компанией с ограниченной ответственностью "Эитун" на поставку соков в КНР. Также 7 краевых производителей молочных продуктов, колбасных изделий, соков и кваса подписали соглашения с крупнейшей торговой сетью Дальнего Востока.
В этом году мы оставляем биржу деловых контактов, но в то же время хотим углубить содержательную часть.
Есть такой экспертный совет - Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ "Дальний Восток и Забайкалье". Среди его участников – вице-губернаторы и заместители председателей правительства этих субъектов. На деловой площадке они проведут заседание экспертного совета. Тему мы сейчас определяем. Также сейчас ведем переговоры со всеми субъектами РФ, чтобы пригласить к нам представителей потребительской кооперации. И обсудить с ними проблемы современного состояния потребительского рынка. Эта тема – суперактуальная, потому что сейчас потребительская кооперация находится в очень плохом состоянии. И нужно сформулировать и выработать механизмы государственной поддержки.
Кроме того, в "Доме переговоров" состоится заседание глав муниципальных образований. Там же пройдет заседание совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края. Мы обсудим, в том числе, производство пивоваренного ячменя. Сейчас нам его полностью приходится завозить из других регионов. Из-за этого происходит удорожание продукции на его основе.
– Николай Степанович, есть ли интерес иностранных туристов к выставке-ярмарке?
– Определенно да. В прошлом году мероприятие посетило более 300 туристов из Китайской Народной Республики. В этом году мы будем встречаться с туроператорами, проведем специальное совещание, представим нашу концепцию. Надеемся, что посещение ярмарки войдет в туристический маршрут тех иностранцев, которые приедут в Хабаровский край в это время. Хотим, чтобы выставка-ярмарка стала точкой гастрономического туризма. Поэтому мы заранее объявляем дату проведения выставки-ярмарки и ориентируем туристические компании. В этом году, скорее всего, к нам приедет Харбинское телевидение, чтобы снять фильм о ярмарке и транслировать его у себя на Родине.