Эксклюзив 26 июля 2024 г. 10:22

Зампред правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков:

"Беспилотная авиация будет всё больше работать в интересах людей"

Проектно-образовательный интенсив "Архипелаг 2024" впервые прошел на Сахалине с 8 по 20 июля, он объединил представителей науки, бизнеса и власти из разных субъектов Федерации страны и стал ярким событием в жизни региона. О перспективах использования беспилотной авиации, бесшовном цифровом небе и о том, как используется в регионе искусственный интеллект, в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель председателя правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков.

"Беспилотная авиация будет всё больше работать в интересах людей"
© Пресс-служба правительства Сахалинской области. Иван Каширин

- Вячеслав Владимирович, несколько дней назад в Сахалинской области завершилось масштабное мероприятие федерального уровня - проектно-образовательный интенсив "Архипелаг-2024". Почему для его проведения был выбран Сахалин? Сколько человек и из каких регионов участвовали?

- Проектно-образовательные интенсивы, которые с 2018 года организуют Платформа Национальной технологической инициативы (ПНТИ), Агентство стратегических инициатив, Фонд поддержки проектов НТИ и Университет 2035, нацелены на запуск новых рынков и поддержку проектов в сфере прорывных технологий. А наш островной регион является важным центром промышленной революции в России. Здесь создаются новые отрасли в энергетике и транспорте, развиваются современные технологии, открываются новые производства.

Мы предложили организаторам взять за основу "Архипелага" в этом году три трека, по которым Сахалинская область добилась высоких результатов. Это воздушные и морские беспилотные системы, искусственный интеллект и водородные технологии. И нас поддержали. На Сахалин приехали около 3,5 тысяч человек из 78 регионов России. В течение двух недель мы делились опытом со своими коллегами и учились у них.

- Зачем вам понадобился "Архипелаг" на Сахалине? Организация мероприятия такого масштаба – это же огромный объем работы для региональных властей.

- Нами двигали несколько соображений. Сахалинская область достигла серьезных успехов в сфере производства и использования беспилотников. А они сегодня активно применяются в зоне специальной военной операции, расширяется ниша для дронов в экономике. Патриотизм, необходимость объединить усилия с коллегами их других регионов – все это было на первом месте.

Второе соображение касается нашей островной молодежи. Не секрет, что у Сахалинской области, как и у всего Дальнего Востока есть серьезная проблема – отток населения. Выпускники школ поступают в вузы на материке и, получив диплом, далеко не всегда возвращаются домой. Между тем, такие сферы, как беспилотная авиация, новая энергетика, искусственный интеллект интересны в первую очередь молодым людям. Поэтому мы стремились в рамках "Архипелага" показать нашему подрастающему поколению потенциал технических специальностей, продемонстрировать, что они могут заниматься любимым и перспективным делом, например, разработкой и производством самой современной техники, на родной земле.

- Чем сахалинский интенсив отличается от предыдущих?

- Основное отличие – уклон в практическую сторону. В рамках интенсива мы провели гражданские учения с использованием дронов. Было задействовано более тысячи беспилотников. Отрабатывались 15 ключевых сценариев применения дронов. Это, прежде всего, доставка грузов, комплексные кадастровые работы, мониторинг линейных, строительных, водных объектов, а также лесных и сельскохозяйственных угодий.

Кстати, мы у себя в регионе до "Архипелага" сформировали 70 сценариев применения дронов. Следим за лесами, состоянием дорог, экологией, перевозим биоматериалы и лекарства между лечебными учреждениями. Вплоть до спасательных операций. Например, прошедшей зимой беспилотник с тепловизором довольно быстро обнаружил в лесу заблудившегося туриста. Человека спасли, он не пострадал.

- Зачем понадобилось отрабатывать эти сценарии?

- России в условиях санкций жизненно необходимо собственное массовое производство беспилотных авиационных систем (БАС). Но оно отстает от желаемых показателей. Одна из причин – слабая проработка практических аспектов использования беспилотников в гражданской сфере. Компании-операторы дронов не очень представляют, какие услуги они могут предложить потенциальным заказчикам. В свою очередь заказчики также не всегда понимают, какие задачи могут решать беспилотники. Поэтому возникают и трудности с тем, чтобы сформулировать задачи для промышленности, определить, какие машины нужны на рынке. Все это тормозит становление отрасли.

Чтобы решить эту проблему, мы собрали на площадке "Архипелага" все заинтересованные стороны. Команды регионов отработали основные сценарии применения беспилотников в экономике. Они смогли на практике оценить свои затраты, чтобы в дальнейшем обосновывать стоимость своих услуг. В свою очередь потенциальные заказчики узнали, какие работы можно выполнять с помощью беспилотников. В результате появилась возможность формулировать задания в адрес промышленности для выпуска машин под конкретные задачи. Вот так на наших глазах рождается новый рынок, новая отрасль отечественной экономики.

Сходная ситуация складывается и в сфере морских беспилотников, подводных и надводных. И поэтому в рамках "Архипелага" на озере Тунайча отрабатывались сценарии применения этих машин. Это обследование подводной части различных сооружений, поиск затонувших судов, удаление с поверхности воды мусора, разлитого топлива. Также морские беспилотники могут сыграть важную роль в деле защиты акваторий, плавсредств и прибрежных объектов.

- Организаторы заявляли, что одна из основных задач "Архипелага-2024" - создание бесшовного цифрового неба. Что это означает, о чем речь?

- Швы в небе – это образное название регуляторных и ведомственных барьеров, различий в системах связи, устройствах и сервисах для дронов. Участники интенсива работали над концепцией бесшовного цифрового неба. Предполагается, что на ее основе будет создана единая система взаимодействия технологий, сервисов и устройств на всех уровнях воздушного и космического пространства. Она позволит быстро и эффективно передавать данные, обеспечит высокое качество услуг с использованием дронов.

- Вы сказали, что Сахалинская область добилась высоких результатов по таким направлениям, как воздушные и морские беспилотные системы, искусственный интеллект и водородные технологии. Расскажите о вашем опыте.

- У нас, как это часто бывает, все началось с группы энтузиастов. Увлеченные люди собрались в нашем Центре технических видов спорта. Занимались банальной отверточной сборкой беспилотников из готовых деталей, а потом постепенно перешли к изготовлению уникальных моделей. Мы энтузиастов поддержали. Помогли найти инвесторов.

Также Минпромторг России запустил механизм предоставления субсидий из федерального бюджета регионам на создание сети НПЦ испытаний и компетенций в сфере развития БАС. В итоге сегодня у нас в Южно-Сахалинске на базе специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук (СКБ САМИ ДВО РАН) действует научно-производственный центр "Крылья Сахалина". Здесь на двух площадках ведется разработка и производство беспилотных летательных аппаратов для образовательных и специальных целей. В перспективе в состав центра войдёт лабораторно-исследовательское подразделение, летно-испытательный комплекс, центр коллективного пользования для разработки и производства дронов, учебный центр, а также первая Дальневосточная беспилотная авиакомпания "Аврора БАС".

Производством БПЛА мы не ограничились. Уже начали готовить кадры. С 2022 года ученики на Сахалине и Курилах осваивают конструирование и пилотирование беспилотников, 104 школы региона оснащены учебными комплектами дронов местного производства, всего 2400 штук. Дополнительно на базе Сахалинского государственного университета открываем студенческое конструкторское бюро беспилотных авиационных систем. Фактически мы сегодня создаем на островах отрасль беспилотных авиационных систем, которая станет важным сегментом промышленности России.

Еще одно важное направление нашей работы – создание эффективной нормативно-правовой базы. Времена, когда обладатель беспилотника мог запустить машину и полететь в поисках красивого кадра, куда объектив глядит, прошли. При этом сегодня в нашей стране применение воздушных беспилотников обставлено массой ограничений, подчас избыточных. В результате техника, которая может принести много пользы как отдельным людям, так и экономике всей страны, используется не в полную силу. Поэтому мы разрабатываем систему обеспечения безопасности полетов, в том числе и ее нормативно-правовую составляющую, которая позволяла бы оперативно получать разрешения на взлет и в то же время препятствовала противоправному использованию дронов. Без этого нам не построить качественный, быстрорастущий рынок.

С каждым годом беспилотная авиация будет всё больше работать в интересах людей - инженеров, медиков, рыбаков, аграриев. Использование дронов повысит эффективность их труда.

Также мы подступаемся к запуску производства подводных и надводных беспилотников.

- А как используется в Сахалинской области искусственный интеллект?

- В основном эти технологии применяются при обработке больших массивов данных. Подчас это информация, полученная с помощью беспилотников. ИИ просматривает гигабайты изображений, снятых дронами, например, при поиске несанкционированных свалок или зарослей борщевика Сосновского. Анализирует состояние автодорог, подсчитывает выбоины на проезжей части и их размеры, что позволяет определить объемы работ и размеры затрат.

Что касается водорода, в ходе "Архипелага" мы запустили водородный полигон для отработки технологий производства и использования водорода. Этот газ в последнее время все чаще применяется в качестве экологически чистого топлива в малой и большой энергетике, на транспорте. Планируется, что впервые водородные технологии мы будем применять для энергоснабжения отдаленного жилого поселка Новиково в Корсаковском района. Кроме того, чистая энергия будет использоваться для нужд МЧС, для вышки сотовой связи в селе Огоньки Анивского района, для общественного транспорта и тяжелой коммунальной техники. Эффективные решения будут применяться и на других объектах в Сахалинской области. Также ими смогут воспользоваться другие регионы.

Спрос на водород на мировом рынке стабильно растет. В прошлом году уже было заключено твердых контрактов на 1 миллион тонн. Поэтому в дальнейшем мы рассчитываем запустить водородный завод и наладить поставки продукции в другие регионы России и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это еще одна отрасль отечественной экономики, которая рождается сегодня в островном регионе.

- Почему Сахалин так стремится к первенству в производстве беспилотников, водородной энергетике?

- Это относительно новые отрасли человеческой деятельности. Рынок только формируется. Перед первопроходцами открывается наиболее широкое окно возможностей. Проще начать, опередить потенциальных конкурентов, занять достойное место на рынке. Для Сахалинской области это означает появление высокотехнологичных производств, создание рабочих мест. Дополнительные поступления в бюджет и повышение качества жизни сахалинцев и курильчан, новые возможности для нашей островной молодежи. Это задел, который будет еще несколько десятилетий обеспечивать развитие области.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще