Зампред правительства Камчатского края Марина Суббота: "Благодаря режимам ТОР и свободного порта Владивосток идет комплексное развитие Камчатки"

Зампред правительства Камчатского края Марина Суббота: "Благодаря режимам ТОР и свободного порта Владивосток идет комплексное развитие Камчатки"

                 Режимы территории опережающего развития и свободного порта Владивосток действуют на Камчатке уже несколько лет. О том, какую экономическую пользу они принесли региону, о трудностях, с которыми сталкиваются местные власти при работе в условиях этих режимов и о наиболее успешных инвесторах агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказала заместитель председателя правительства Камчатского края Марина Суббота.

                 - Марина Анатольевна, насколько успешно реализуются режимы территории опережающего развития и свободного порта Владивосток на Камчатке?

                 - Эти режимы надо разделить. Первый - территория опережающего развития (ТОР) - действует в регионе с 2015 года. Она предполагает создание инфраструктуры для инвесторов, что очень важно для Камчатки, где много земли и мало коммуникаций. Например, на территории туристско-рекреационного кластера "Паратунка" в Елизовском районе (площадка ТОР "Камчатка") никогда не было очистных сооружений, сегодня там дефицит термальной воды и сетей электроснабжения. В рамках ТОР эти проблемы постепенно решаются. ТОР "Камчатка" - самая большая на Дальнем Востоке, ее площадь превышает 300 гектаров. Эта территория охватывает отдельные кварталы или земельные участки уже восьми муниципальных районов края, давая развитие и северу полуострова.

                 ТОР предполагает несколько наиболее важных направлений: туризм, горно-рудная промышленность, агропромышленный комплекс, рыбная промышленность. Когда мы составляли план развития ТОР в 2015 году, то подсчитали, что к 2025 году объем инвестиций должен будет составить 25 миллиардов рублей. По первоначальному прогнозу это считалось эффективным. На сегодняшний день на Камчатке заключены соглашения уже с 79 резидентами ТОР с прогнозируемым объемом инвестиций в 36 миллиардов рублей. Эти проекты предполагают создание более 6 тысяч 400 рабочих мест. То есть, изначально наши ожидания в части инвестиций были гораздо скромнее, сейчас плановые показатели, которые мы создавали при планировании ТОР, намного превышены.

                 На подписании находится еще пять соглашений с объемом инвестиций почти в 69 миллиардов рублей. Одно из самых больших - это соглашение с индийской Tata Power, которая намерена разработать Крутогоровское месторождение - крупнейшее каменноугольное месторождение в Камчатском крае. Компания намерена вложить в его освоение 560 миллионов долларов.

                 Второй режим - территория Свободного порта Владивосток (СПВ). Он дает налоговые преференции и право на получение земельного участка без прохождения конкурсных процедур. Это - важный момент, потому что зачастую конкурсные процедуры - очень длительные, и участвовать в них сложно.

                 СПВ возник чуть позже ТОР - в 2016 году. Он действует только на территории Петропавловска-Камчатского.

                 Сегодня у СПВ - 121 резидент. Это больше, чем в ТОР, но объем инвестиций в нем - около 10 миллиардов. Дело в том, что планка по стоимости проекта в СПВ снижена до 500 тысяч рублей. Есть, конечно, и крупные проекты - на миллиарды. А есть достаточно мелкие - чуть больше 10 миллионов рублей вложений. Тем не менее, даже небольшие проекты - если это, например, производство пищевой продукции, - важны для социально-экономического развития края.

                 - Кого из инвесторов, реализовавших свои проекты, Вы можете отметить, как наиболее успешных для региона?

                 - В рамках ТОР "Камчатка" уже реализовано 12 проектов, общий объем инвестиций этих резидентов составил порядка трех миллиардов рублей. Благодаря им создано 512 рабочих мест.

                 Самый крупный из них - рыболовецкий колхоз имени Ленина в Петропавловске-Камчатском. Он реализовал проект по переоборудованию и модернизации рыболовецких судов, вложив 650 миллионов рублей инвестиций. Благодаря ему на Камчатке будет создано более 300 новых рабочих мест.

                 Еще одни крупный проект реализовала камчатская компания "ВИТЯЗЬ-АВТО", которая построила рыбоперерабатывающий завод. Тут инвестиций - на 294 миллиона рублей.

                 Можно отметить фирму "Укинский лиман". Этот инвестор также построил рыбоперерабатывающий комплекс за 230 миллионов рублей, хотя по соглашению предусматривалось всего 85 миллионов.

                 В сфере сельского хозяйства - это фирма "Камчатская мельница", реализовавшая свой проект по двум направлениям. Резидент построил силосный склад готовой продукции и установил высокотехнологичную линию гранулирования кормов. Вложено 284 миллиона рублей.

                 Что касается резидентов СПВ, то хочется отметить ООО "Морской Стандарт-Бункер" ("МС Бункер"). У него достаточно успешный проект по строительству нефтехранилища в Петропавловске-Камчатском. Как и все резиденты СПВ, это предприятие пользуется льготной ставкой в 7,6 процента по уплате страховых взносов. Вот "МС Бункер" деньги, высвобожденные от уплаты страховых взносов, направил на повышение заработной платы для привлечения на предприятие квалифицированных сотрудников. Это - важно.

                 - С какими проблемами сталкиваются власти Камчатки при работе с режимами ТОР и СПВ, их резидентами?

                  - Бывают ситуации, когда на один земельный участок заявляются сразу несколько претендентов. Промежуток времени между подачей заявок от резидентов зачастую совсем небольшой. Мы можем решить только так: кто первый заявился, тот и прав. Хотя правильно было бы учитывать ценность проекта для территории, взвешивать - какой эффект он принесет на этом участке земли для социально-экономического развития края. Но соответствующего регламента нет.

                 Например, есть в Петропавловске-Камчатском индивидуальный предприниматель, его ИП является резидентом СПВ. Кроме того он представляет интересы входящих в СПВ обществ с ограниченной ответственностью - "Сосновый бор", "Транссервис" и "Камчатинвестснаб". В прошлом году ИП подал заявку на предоставление нескольких десятков земельных участков в Петропавловске-Камчатском под строительство автостоянок. Понятно, что это - не создание производства, которое бы внесло вклад в экономику края. На эти участки претендовали и другие резиденты, в частности, инвестор, который хотел построить пекарню-кондитерскую. Но прокуратура признала право этого ИП на предоставлении земли. Ведь он подал заявку первым.

                 К сожалению, сегодня нормативная база СПВ не регулирует эти взаимоотношения. Нет регламента предоставления участков, чтобы исключить менее важные в социально-экономическом плане вещи. Мы обратились в министерство по развитию Дальнего Востока с просьбой решить проблему, внеся изменения в нормативную базу. Надеюсь, в ближайшее время дальневосточный наблюдательный совет СПВ рассмотрит этот вопрос.

                 Существует еще одна независящая от нас проблема. Это внесение изменений в документы территориального планирования. Назначения земельного участка могут быть различными, и когда резидент на него заявляется, необходимо вносить изменения для реализации проекта. Эти документы требуют согласования нескольких федеральных министерств. Процесс - длительный, минимум - до трех месяцев, по факту - гораздо дольше. Уходя в долгосрочное согласование, мы не можем оперативно предоставить земельные участки. Здесь необходимо внесение упрощенных процедур. Мы направили свои предложения в Минвостокразвития, надеемся, что министерство решит проблему.

                 Власти Камчатки предлагали упростить и процедуру дополнительного соглашения о внесении в ТОР нового участка или кадастрового квартала. Я уже говорила, что ТОР "Камчатка" - огромная. В нее входит много муниципалитетов. Для утверждения такого допсоглашения необходимо согласование каждого из них, и все - на бумажном носителе. Теряем много времени.

                 Еще одна из трудностей - земли лесного фонда, которых на Камчатке очень много. Строительство там затруднено, эти земли надо переводить в другой статус. Тут тоже нужен упрощенный порядок. Вопрос мы решаем с Минлесхозом.

                 - В целом режим позитивно действует на социально-экономическое развитие полуострова? Какие-то перемены для людей есть?

                 - Бизнес оценил выгоду от работы в ТОР и СПВ, видит, что они работают. Поэтому компании вкладываются в свои проекты. В свою очередь государство создает для предпринимателей инфраструктуру, направив на это уже почти 10 миллиардов рублей из федерального и регионального бюджетов. Результат - ощутим: строятся площадки, дороги, подводятся инженерные коммуникации....

                 Если говорить об экономическом эффекте для края. Во-первых, это - рабочие места с достойной зарплатой. За годы работы режимов ТОР и СПВ их резиденты заплатили в наш бюджет уже около полутора миллиардов рублей налогов, в том числе НДФЛ. После реализации проектов резидентов - через три-пять лет - налоговые преференции перестают действовать, и в госказну пойдут другие налоги - земельный, на прибыль, на имущество.

                 И, пожалуй, одно из главных преимуществ для жителей Камчатки от работы этих режимов - инфраструктурный подъем пустовавших территорий. Идет комплексное развитие региона.