О планах дорожного ремонта на текущий год в Южно-Сахалинске и используемых новых технологиях в интервью "Интерфаксу" рассказал вице-мэр Алексей Римша.
- Алексей Алексеевич, в каком состоянии находятся дороги после зимы, какие тенденции Вы отмечаете?
- Зима была не совсем стандартная. Снега было мало. Два месяца морозы держались ниже 20 градусов по Цельсию, что большая редкость для юга Сахалина, обычно у нас зимы с более высокими температурами. К чему это привело? Промерзание грунта на большую глубину. Грунты у нас пучинистые, в основной массе это глина. И те улицы, которые за последние 10-15 лет не подвергались полноценному капитальному ремонту с заменой основания, не менялись сети, как раз грунт на этих дорогах начал вспучиваться. Просадки, "волны" на дорогах, провалившиеся смотровые колодцы – вся та история, которая является как раз следствием морозов.
Дефектов, вызванных пучением грунтов, у нас в этом сезоне больше. Сейчас практически на всех участках грунт встал на место, где-то еще недели две понадобится, чтобы все пришло в норму. После этого специалисты осмотрят эти участки, где будет необходимо, произведем ремонт. Где-то заделаем трещины, где-то выполним ямочный ремонт.
- Весна в этом году ранняя. Дорожные работы уже начались?
- На две недели раньше, чем в предыдущие годы, мы приступили к ямочному ремонту. Перешли с литого асфальта на горячую бетонно-асфальтную смесь. Дорожные предприятия запустили свои асфальтовые заводы. Закончить ямочный ремонт планируем к началу июня. Такая задача поставлена руководством города и области.
Объем ямочного ремонта в этом году в разы меньше, чем в прошлые годы. Мы видим, что по квадратным метрам ям стало намного меньше. Почему? В предыдущие два года мы отремонтировали улицу Комсомольская, где протяженный участок дороги находился в крайне плохом состоянии. Эта улица не "капиталилась" никогда с момента постройки. Большой объем нареканий был именно по ней, так как она является магистральной. Такая же история была с улицей Авиационной. Эти улицы отремонтированы. И получается, что улицы, которые находились в плохом состоянии, и именно на них раньше приходился большой объем ямочного ремонта, - отремонтированы.
У нас остался с десяток проблемных улиц в городе. Если говорить про центральную часть города, она пока требует ямочного ремонта, а в перспективе - и капитального ремонта, которого там не было долгое время.
- Как с грунтовыми дорогами обстоит дело? Как много грунтовых дорог в городе?
- Грунтовых дорог у нас около половины от общей протяженности дорожной сети. И это проблема. Часть "грунтовок" – дачные дороги. С ними проблемы из-за того, что в исторический период эти дороги как таковые не строились, это накатанные направления. Они каждую весну переживают пучения, провалы, подрядные организации оперативно их устраняют.
Остальная часть "грунтовок" приходится на частный сектор. Здесь проблемные участки находятся в микрорайоне "Владимировка". Там исторически так сложилось, что улицы - по пять-шесть метров длиной. Фактически там нет места для организации водоотведения, а для дороги вода – главный враг. Плюс там очень высокие отметки грунтовых вод, которые при сильных дождях и половодье выходят на поверхность. В результате образуются провалы, ямы, дороги не выдерживают нагрузки.
В этом году во "Владимировке" началась прокладка сетей газоснабжения, которая создала определенные проблемы жителям, подрядчики сейчас их устраняют. Просадки, провалы после прокладки сетей. Стараемся максимально оперативно реагировать на эти вещи. Но, опять же, работать на мокром покрытии невозможно, нужно подождать, пока покрытие высохнет, так как тяжелая техника, тот же грейдер весом под 20 тонн, просто сделает больше вреда, чем пользы на мокром покрытии.
Помимо сетей газоснабжения, во "Владимировке" в этом году начинается прокладка сетей водоснабжения.
Сети прокладываются под дорогами, работы по ним в этом микрорайоне продолжатся в следующем году. Пока все эти работы не закончат, мы не можем провести капитальный ремонт дорог. В следующем году там, где уже положат газовые сети и водопровод, будем заходить и приводить дороги в порядок как положено.
- Еще одна проблема автомобилистов – просевшие люки смотровых колодцев на дорогах.
- Просевшие люки – тоже результат зимнего пучения проезжей части. Люки смотровых колодцев не проседают и не поднимаются, они стоят на месте, двигается дорога возле них - опускается и поднимается полотно. Поскольку колодец с дорогой не связан, разрушается пространство вокруг колодца. Последние несколько лет мы экспериментировали с разными типами перекрытия колодцев. Пришли к двум вариантам решения проблемы. Первый – ПД-6, или квадратная плита три на три метра, которая укладывается вокруг колодца и позволяет избежать таких повреждений. Такие плиты мы укладывали на улице Железнодорожной на нескольких участках. Второй вариант – металлические кольца, которые укладываются на люках, так называемые "плавающие" колодцы. Такие технологии используются в Европе. Мы их применяли на улицах Ленина, Детская, Лермонтова.
Обе технологии показали себя крайне хорошо. На участках, где мы их использовали, повреждений нет. В этом году будем менять поврежденные колодцы либо на "плавающие", либо на плиту ПД-6. Объем работ большой, так как у нас на проезжей части находятся тысячи смотровых колодцев на сетях связи, тепло-, водо- и энергоснабжения. Сразу все поменять невозможно, но в центре города на самых загруженных участках будем делать эту работу в первую очередь.
- Какие планы дорожных работ на этот год?
- Более двух километров дорог мы планируем капитально привести в порядок, даже кое-что построить. У нас с конца прошлого года идет строительство улицы Просвещения, это в южной части города недалеко от Сити Молла. В текущем году мы эту работу закончим. Строим автодорожный мост на улице Сахалинской, срок окончания – следующий год. Объект сложный, большой, но он позволит нам снять заторные явления на улице Сахалинской. Старый мост был двухполосным, новый делаем четырехполосным, чтобы ликвидировать эффект узкого горлышка на этом участке дороги.
Ремонтные работы будут проводиться на улице Ленина – от площади Ленина до проспекта Победы. Подремонтируем ливневую канализацию, приведем в порядок тротуары, бордюры, заменим асфальтобетонное покрытие, сделаем несколько автобусных остановок для жителей, чтобы им было удобно.
Еще один объект – ремонт улицы Пуркаева, участок от проспекта Мира до улицы Комсомольской. Та же история – бордюры, тротуары, асфальтобетонное покрытие. И на Ленина, и на Пуркаева эти участки не ремонтировались больше 10 лет, а это магистральные улицы.
Займемся путепроводом на улице Пуркаева: приведем в порядок деформационные швы, пешеходные и дорожные ограждения, само дорожное покрытие.
Капитальный ремонт проведем на улице Фабричной: заменим основание, под этой дорогой полностью поменяем инженерные сети. К работам подрядчик приступит в ближайшие дни, в этом году дорога полностью будет сделана.
В 2023 году должны закончить улицу Зеленую, которую начали ремонтировать в прошлом году, но подрядчик нас подвел. Контракт с ним мы расторгли, он сделал ровно половину. Завершать работы будет новый подрядчик. Он, кстати, тот же, что будет делать улицу Фабричную, проявил себя неплохо в прошлые годы, имеет все необходимые ресурсы, поэтому мы уверены, что в этом году он эти работы выполнит
- По поводу подрядчиков дорожного строительства и ремонта. Насколько себя оправдала система заключения с ними трехлетних контрактов на содержание дорожной сети?
- Это правильное решение. Напомню, что сначала контракты были "зимними", потом они стали годовыми, и несколько лет назад мы перешли на трехлетние контракты. Это дает подрядной организации хороший горизонт планирования, так как работы по содержанию дорожной сети сопряжены с тем, что надо покупать какие-то материалы, технику, например, те же пылесосы.
Купить пылесос под годовой контракт невозможно, так как такая техника - дорогая, а срок контракта – очень короткий. А вот контракт на три года позволяет предприятию эту работу планировать. И если раньше у нас только одно предприятие имело пылесосы, которых не хватало, чтобы качественно и оперативно убрать город от пыли, то сейчас уже почти все подрядчики имеют необходимый парк такой техники.
Однозначно, трехлетние контракты с подрядчиками – это хорошая практика. Отличный эффект! Когда предприятие содержит дорогу зимой и летом, оно уже начинает ее под себя готовить.
Как раньше было? Зимний контракт заканчивался 15 апреля. На дороге к этому времени скапливались грязь, песок, подрядчику надо было просто протянуть до 15 апреля, дальше ему было неинтересно. А на нового подрядчика, который приходил на летний период, в один день все это сваливалось. Плюс история, когда у нас весной начинает идти снег. У подрядчика - летний контракт, дорогу в апреле заваливает снегом, а у него таких работ в контракте нет.
Сейчас таких проблем не возникает, подрядчики спокойно и планово работают. Если бы была правовая возможность заключать контракты на 5 лет, мы бы так и делали. Но, к сожалению, бюджетное планирование ограничено тремя годами.