Эксклюзив 4 сентября 2024 г. 04:00

Сахалинский губернатор Валерий Лимаренко:

"Мы формируем в регионе международный транспортно-логистический хаб"

Сахалинская область на выставке "Улица Дальнего Востока", которая открылась в рамках IX Восточного экономического форума, традиционно представила свои главные инвестиционные и социальные проекты, историю и культуру региона. Об этих проектах и о соглашениях, которые регион собирается подписать на форуме, в интервью "Интерфаксу" на полях ВЭФ рассказал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.

"Мы формируем в регионе международный транспортно-логистический хаб"
© пресс-служба правительства Сахалинской области

- Валерий Игоревич, чего Вы ожидаете от Восточного экономического форума? Какие соглашения подпишите и по каким проектам?

- Мы собираемся заключить серию соглашений, которые будут способствовать развитию основных отраслей экономики, а также социальной сферы нашего региона.

Три документа связаны с уникальным объектом - нефтегазовым индустриальным парком в Южно-Сахалинске. Первая очередь будет введена в строй через несколько недель. Резидентами парка станут отечественные компании. Они будут оказывать сервисные услуги добывающим предприятиям. Прежде многие из этих работ выполнялись в других регионах страны или за границей. Благодаря запуску парка большая часть из них будет проводиться на Сахалине.

В развитии этого проекта мы подпишем соглашение с резидентом парка - Группой компаний "РУСЭЛ". Наш партнер намерен организовать сборку электрооборудования для производственных и инфраструктурных объектов. Выпуск продукции стартует до конца следующего года.

Еще один резидент - "Русатом инфраструктурные решения" - откроет в нефтегазовом парке центр по ремонту газотурбинных установок. Соглашение, которое мы подпишем на полях ВЭФ, имеет огромное значение для всей страны. Прежде ремонт импортных газовых турбин выполнялся обязательно с участием иностранных компаний. Теперь этим будет заниматься наш сервисный центр. Он будет обслуживать Дальний Восток и всю Сибирь.

Мы также планируем строительство второй очереди парка. В ее рамках наладим выпуск сжиженного азота, ремонт, техническое обслуживание и испытание различных устройств. Появится даже цех с глубоководным бассейном. В нем будут проводиться различные работы с телеуправляемыми подводными аппаратами.

Отмечу, что нефтегазовая отрасль имеет огромное значение для всей нашей страны. Решения, посвященные ее развитию, в том числе и локализации сервисов на территории России, будут обсуждаться в ходе 28-ого Дальневосточного энергетического форума "Нефть и газ Сахалина". Он пройдет в Южно-Сахалинске со 2 по 4 октября.

Сахалин находится на перекрестке важных торговых путей. Поэтому мы формируем в регионе крупный международный транспортно-логистический хаб. В первую очередь в него войдут два незамерзающих порта: Корсаковский - на юге острова и Поронайский - на восточном побережье. Каждый станет центром промышленной зоны. Для обеспечения этих проектов электроэнергией нужно построить вторую очередь Сахалинской ГРЭС-2. Мы будем работать над этим проектом вместе с компанией "Русгидро". Соответствующее соглашение планируем подписать на форуме.

Мы активно используем механизм государственно-частного партнерства, чтобы развивать коммунальное хозяйство. В частности, у нас только в этой отрасли реализуется серия концессионных соглашений на сумму в 95 миллиардов рублей. На форуме будет подписано концессионное соглашение с компанией "Русатом инфраструктурные решения". Оно предусматривает строительство крупной газовой котельной в Южно-Сахалинске.

Применяется механизм концессии и в здравоохранении. На ВЭФ мы планируем подписать соглашение с компанией К-1 о строительстве двух поликлиник в Макаровском и Долинском районах.

Отмечу, что здравоохранение в нашем регионе быстро развивается. Недавно мы открыли высококлассную клинику "Медскан", строим еще шесть новых поликлиник в различных районах.

- В ходе рабочей поездки на Сахалин в июле текущего года заместителя председателя правительства Российской Федерации - полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева Вы уже поднимали вопрос о необходимости строительства второй очереди Сахалинской ГРЭС-2. И вот намечено подписание соглашения с "Русгидро". В регионе уже есть дефицит энергомощности? Какой мощности планируется строить вторую очередь, ее стоимость, предполагаемые сроки стройки и источники финансирования?

- У нас активно развивается экономика и потребность в электроэнергии постоянно возрастает. Каждый год мы отмечаем прирост около 10%. По нашим расчетам к началу 2028 года дефицит мощности составит не менее 108 МВт, а к 2032 году - достигнет 170 МВт. Поэтому уже сейчас надо готовиться к строительству второй очереди Сахалинской ГРЭС-2 мощностью 120 МВт. Такую возможность проектировщики в свое время предусмотрели. При разработке документации на первую очередь они заложили все необходимое, чтобы сократить стоимость и сроки строительства второй очереди. Тем не менее, на проектирование и возведение этого важнейшего объекта потребуется четыре года. Затраты - около 45 миллиардов рублей.

- В Корсаковский порт, который является главными морскими воротами региона, зашел новый акционер. Транспортный узел, как Вы заявляли ранее, включен в Северный морской путь. Как это все повлияет на судьбу порта, его развитие, насколько масштабной будет его модернизация?

- Корсаковский порт приобрела логистическая компания "Логин Дело". Она намерена вложить крупные средства в его развитие.

Со своей стороны, мы приступили к модернизации гидротехнических сооружений порта. В итоге он сможет обеспечить быструю и бесперебойную обработку больших объемов грузов, стать надежным убежищем для судов на случай непогоды. В акватории проведем дноуглубительные работы. Благодаря этому Корсаков сможет принимать крупные морские суда. Кроме того, там будет создан крупный контейнерный терминал.

В непосредственной близости от порта островной бизнес уже начал строить масштабный рыбоперерабатывающий комплекс. Это еще один проект стратегического характера. Сегодня многие рыболовецкие предприятия российского Дальнего Востока вывозят свои уловы на переработку за границу, в частности, в корейский порт Пусан. Причина - нехватка мощностей в России. Это означает, что за рубежом оседает и добавленная стоимость. Благодаря запуску рыбоперерабатывающего комплекса мы вернем наших рыбаков с их уловами на родной берег и создадим в Корсакове центр дистрибуции рыбной продукции федерального масштаба.

Корсаковский порт действительно вошел в состав глобального транспортного коридора. В эти дни к нам пришло из Архангельска первое судно с грузом для Сахалина. Опыт подтвердил, что благодаря Севморпути снижаются сроки доставки и накладные расходы. Это означает, что для нашего порта открываются новые перспективы.

- Еще один крупный порт Сахалина - порт Холмск и паромная переправа. Какие изменения будут происходить там?

- В Холмском пору идет реконструкция береговых сооружений паромной переправы, соединяющей Сахалин и материк. Средства выделил федеральный центр. Работы будут вестись поэтапно, чтобы не останавливать переправу.

Благодаря реконструкции увеличится пропускная способность паромного комплекса, повысится уровень безопасности. Будут созданы все условия для приемки морских паромов, как советской постройки, так и современной.

Также в порту в рамках федеральной государственной программы идет реконструкция Северного мола. Завершить восстановление разрушенных волнозащитных сооружений планируется в 2025 году.

Отмечу, что на паромную линию Ванино-Холмск в прошлом году вышло новое судно "Александр Деев". Ожидаем еще один - "Василий Ощепков". Выход на линию паромов позволит обеспечить необходимый уровень грузоперевозок.

- На Сахалине в июле прошел проектно-образовательный интенсив "Архипелаг-2024". На ВЭФ регион собирался представить разработки в сфере IT, искусственного интеллекта, беспилотные летательные аппараты. Какие результаты мероприятия? Какие разработки будут применяться в регионе и, может быть, за его пределами?

- Основной темой проектно-образовательного интенсива "Архипелаг" стало развитие беспилотной авиации, искусственного интеллекта и водородной энергетики.

Мы поделились с коллегами своим опытом использования дронов. В нашем регионе отработано около 70 сценариев применения таких машин. У нас дроны перевозят медикаменты и биоматериалы, ищут заросли борщевика, несанкционированные свалки и заблудившихся людей. С их помощью мы обследуем газопроводы и дороги. В ходе интенсива были проведены гражданские учения по 15 сценариям. Применялось более 1000 машин.

На мой взгляд, главный итог "Архипелага" на Сахалине заключается в том, что мы вместе с коллегами из других регионов сделали несколько важных шагов по созданию системы управления полетами дронов, формированию полетных заданий. Полученный опыт лег в основу ряда регламентирующих документов. Это позволит обеспечить безопасность воздушного пространства, а в массовом порядке - производить собственную технику и эффективно использовать ее в экономике.

Хочу отметить, что на Сахалине создан Научно-производственный центр по развитию беспилотных авиасистем "Крылья Сахалина". Он получил официальную аккредитацию Минпромторга России. Центр будет заниматься проектированием и производством беспилотников. Мы также создали на базе Единой дальневосточной авиакомпании "Аврора" беспилотную авиакомпания "Аврора.БАС".

Разработки в сфере искусственного интеллекта также используются в одной упряжке с беспилотной техникой. Например, ИИ детально анализирует гигабайты видео, снятого беспилотниками и находит на них малозаметные объекты. Например, те же незаконные свалки, заросли растений, которые нужно ликвидировать, например, борщевика. Человеку такое не под силу. А в медицине у нас искусственный интеллект просматривает рентгеновские снимки, изучает результаты компьютерной томографии. Ищет изменения, которые могут свидетельствовать о серьезных заболеваниях и сигнализирует врачу: обратите внимание, здесь что-то не так. Цена - жизнь и здоровье людей.

Еще одно событие в рамках "Архипелага" - запуск первого в стране водородного полигона. Он создан в Южно-Сахалинске на базе Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований (СКБ САМИ) Дальневосточного отделения РАН.

Сегодня водород - перспективное экологически чистое топливо для транспорта и энергетики. Спрос на него постоянно растет. Сахалин стал пилотной площадкой для развития водородных технологий. Такое решение приняло правительство страны. На острове создается Восточный водородный кластер. А наш полигон - часть этого крупного проекта, место, где мы будем отрабатывать технологии производства водорода и его использования.

Новые водородные энергоустановки обеспечат работу важных объектов в труднодоступных местах и отдаленных населенных пунктах. Прежде всего это будут вышки связи и опоры освещения на Курилах, а также в селах Новиково Корсаковского района, Огоньки Анивского района на Сахалине. Газ будут потреблять мобильные системы генерации электроэнергии для нужд спасательных отрядов.

Технологии, которые мы разработаем, в дальнейшем будут доступны и жителям других регионов нашей страны.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще