Дальний Восток / Эксклюзив 12 декабря 2024 г. 12:12

Сахалинский губернатор Валерий Лимаренко:

"Главный итог года в экономике - мы запустили несколько крупных проектов"

Сахалинская область, несмотря на новые вызовы и санкции, демонстрирует рост инвестиционной активности. О том, как дальше будет развиваться регион, о новых и уже реализованных проектах, появится ли на острове свой НПЗ и о готовности к проведению Российско-Китайских молодежных зимних игр в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Валерий Лимаренко.

© Пресс-служба правительства Сахалинской области. Иван Каширин

- Валерий Игоревич, подведите, пожалуйста, итоги уходящего года в экономике региона. Как складывалась ситуация в промышленном секторе? С какими вызовами приходится региону сталкиваться сегодня? Как влияют на регион санкции?

- Несмотря на антироссийские санкции и колебания на рынках наша экономика устойчиво развивается. Конечно окончательные итоги года пока не подведены. Но предварительные данные показывают, что показатели в ключевых отраслях растут высокими темпами, например, в обрабатывающей промышленности - на 16%, в транспортной сфере - на 10%. В оптовой торговле рост составил 11%. Не снижаются показатели в строительстве и энергетике.

Основной драйвер роста - инвестиции. За девять месяцев этого года сумма вложений в экономику области увеличилась на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В связи с этим отмечу один важный момент: пять лет назад наши инвесторы предпочитали вкладывать средства в нефтегазовые проекты. В этом есть серьезная опасность. Моноотраслевая экономика больше подвержена риску в случае колебаний на рынке. Поэтому мы все эти годы уделяли особое внимание развитию производств, не связанных с нефтью и газом. И вот результат - сегодня на долю этих отраслей приходится около 72% инвестиций.

Главный итог уходящего года в экономике - мы запустили сразу несколько крупных проектов, которые определяют будущее региона.

Так, началась реконструкция гидротехнических сооружений Корсаковского порта на юге Сахалина. Объем инвестиций из федерального бюджета составил 6,8 млрд рублей. Завершатся работы в конце 2026 года. Подчеркну, это - только часть нашего проекта по модернизации транспортного узла. В целом он включает в себя целый комплекс мероприятий: дноуглубление акватории, строительство волнозащитных сооружений, реконструкцию и строительство ряда объектов, связанных с обработкой грузов. Все они будут реализованы при поддержке правительства страны, региона и инвесторов. В дальнейшем порт сможет принимать крупные океанские суда, вырастет его пропускная способность. Благодаря этому Корсаков будет играть важную роль в развитии экономических связей между Россией и странами Азии. Это сотни рабочих мест для жителей области непосредственно в порту, толчок для развития производства в других отраслях, повышение качества жизни в регионе.

Уже сегодня наш порт включен в состав Северного морского пути, который является глобальным транспортным коридором между востоком и западом. Кстати, за последние несколько месяцев по нему в интересах Сахалинской области прибыли около 100 контейнеров. Наши бизнесмены убедились, что доставка грузов по этому маршруту вполне конкурентоспособна, значит, объемы перевозок будут расти.

Мы запустили первую очередь Сахалинского нефтегазового парка. На этой площадке зарегистрированы 10 резидентов. Эти отечественные компании будут оказывать добывающим предприятиям широкий спектр услуг, в частности, выполнять сервисное обслуживание и ремонт трубопроводов, бурового и вращающегося оборудования, электрооборудования. Они возьмут на себя работы, которыми прежде занимались иностранные партнеры. Это шаг к технологической независимости, важный не только в масштабах области, но и всей страны.

Осенью в Южно-Сахалинске завершилось строительство первой очереди еще одной индустриальной площадки - агропромышленного парка. Здесь сконцентрированы современные мощности для хранения и переработки продовольствия. Резидентами стали, в основном, предприятия малого и среднего бизнеса. Запуск агропарка важен не только для предпринимателей, но и для жителей области. Бизнес получил возможность увеличить срок годности продовольствия, организовать в современных условиях переработку сырья. Это и упаковка овощей, выпуск изделий из мяса, молока, рыбы. А жители области выиграют от расширения ассортимента, повышения качества продуктов питания.

Отдельно отмечу, что мы дали старт проектам, в рамках которых создаются новые для региона отрасли экономики. На базе Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований в Южно-Сахалинске мы запустили водородный полигон. Он создан в рамках Восточного водородного кластера. На полигоне мы отрабатываем несколько пилотных проектов по применению водородной энергетики в экономике региона.

Создан научно-производственный центр "Крылья Сахалина", дальневосточная беспилотная авиационная компания Аврора-БАС. Мы уже создаем дроны для различных целей, готовим пилотов для них, разрабатываем методы использования нового вида транспорта в различных отраслях. Теперь вся эта работа будет вестись в гораздо больших масштабах и на более высоком организационном уровне. Думаю, со временем Сахалинская область станет одним из ведущих центров беспилотной авиации в стране.

- Вы сообщали, что готовится обоснование инвестиций по проекту завода по переработке газового конденсата на Сахалине. В свете сегодняшних реалий, как считаете, реально ли строительство НПЗ и когда оно может начаться?

- Президент России Владимир Путин в прошлом году на Восточном экономическом форуме поставил перед нами задачу - не просто осваивать природные ресурсы, но и увеличивать глубину их переработки, наращивать добавленную стоимость продукции. Для островного региона это означает переход от экспорта углеводородного сырья к его глубокой переработке и, в частности, строительство нефтеперерабатывающего завода. Над этим проектом мы сейчас работаем вместе с федеральным правительством и ПАО "Газпром". Провели технико-экономический анализ, определились с сырьевой базой и наметили несколько возможных площадок для строительства. Сейчас идет подготовка обоснования инвестиций. На этом этапе следует окончательно выбрать площадку для размещения производства, рассчитать мощность завода и проработать комплексную схему.

Расчеты по обоснованию инвестиций мы получим в следующем году. Поэтому вполне реально, что новый нефтеперерабатывающий завод заработает до 2030 года.

Считаю, что Сахалин является перспективным местом для строительства такого завода. Воедино сошлись сразу несколько ключевых факторов. В регионе ведется добыча сырья. Это позволит сократить расходы на его доставку до места переработки. И конечную продукцию также не придется отправлять далеко, благо потребителя находятся здесь же - на острове. Также реализация проекта повысит энергобезопасность островного региона. И еще один важный момент, который также нельзя сбрасывать со счетов. Появление на островном рынке сравнительно недорогого и качественного бензина и дизтоплива собственного производства - это будет справедливо по отношению к жителям нашего нефтяного региона.

- В июле во время рабочего визита на Сахалин вице-премьера, полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева Вы подняли вопрос о необходимости строительства второй очереди Сахалинской ГРЭС-2. Есть уже какая-то ясность со сроками строительства, источниками финансирования? Если не строить вторую очередь, когда может появиться дефицит энергомощностей в регионе?

- Действительно, нам нужна вторая очередь Сахалинской ГРЭС-2. Мы живем на острове. На переток мощности извне рассчитывать не приходится. Между тем у нас развивается экономика, запускаются новые инвестиционные проекты, строится жилье. Соответственно растет и потребление электроэнергии. Поэтому нужно увеличивать мощность генерации непосредственно на Сахалине.

Прошлой зимой во время самых сильных морозов в островной энергосистеме был обновлен исторический максимум нагрузок. Он составил 490 МВт. Прирост по сравнению с 2022 годом составил 9,5%.

С учетом заключенных договоров на технологическое присоединение к 2028 году прогнозируется прирост нагрузки 108 МВт, а к 2032 году - 170 МВт.

Меры нужно принимать уже сейчас. Ориентировочная стоимость строительства второй очереди Сахалинской ГРЭС-2 - 45 миллиардов рублей. Справиться с этим проектом без поддержки со стороны федеральных властей наш регион не сможет. Поэтому мы направили обращение к заместителю председателя правительства Российской Федерации Александру Новаку и заместителю председателя правительства Российской Федерации - полномочному представителю президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрию Трутневу с просьбой о содействии.

Проектирование и строительство объекта займет не менее четырех лет. Сейчас мы готовимся заключить контракт на проектирование.

- По Вашему поручению котельные в регионе переводят на газ, как идет этот процесс? Когда его планируется завершить, сколько в итоге котельных будут работать на газе?

- В целом в регионе на газ переведем 58 котельных: в 2024 году - 13 котельных, в 2025 году - 22. В 2026 и 2027 годах планируем перевести на "голубое топливо", соответственно, 8 и 13 котельных. На 2028 год останется всего два объекта. Сроки, естественно, увязаны с появлением экологически чистого топлива на тех или иных территориях. Там, куда невозможно проложить трубопровод, строим котельные, использующие сжиженный природный газ.

- Летом 2024 года Вы дали старт новому проекту - водородному полигону. Как оцениваете промежуточные результаты? Какие наработки могут пойти в ближайшее время в серийное производство? Как в этом проекте участвует Сахалинский госуниверситет?

- Сейчас работа полигона ведется в плановом режиме. По сути это большая опытная площадка. Здесь мы испытываем разработанное оборудование, чтобы довести его до готовности к промышленному производству. Естественно, что-то работает сразу, что-то приходится настраивать и доводить.

Главный результат - все наши пилотные проекты успешно развиваются. Мы планируем уже весной начать опытную эксплуатацию двух энергоустановок. Одна будет использоваться для нужд МЧС, вторая - вырабатывать электричество для вышки сотовой связи в селе Огоньки. Летом вместе с АО "Сахалинэнерго" запустим обновленную гибридную энергосистему в поселке Новиково, работающую на основе ветровой электростанции. Важной компонентой этой энергосистемы станет водородный накопитель, который в период переизбытка энергии будет аккумулировать ее в виде водорода. А в период дефицита - использовать ее для обеспечения потребителей. Это позволить значительно поднять КПД гибридных энергоустановок на возобновляемых источниках энергии. В таких технических решениях заинтересованы операторы сотовой связи, геологи, туристические компании, рыбаки и многие другие - все, кому нужны автономные источники энергии.

Также мы сейчас работаем над переводом на водородное топливо грузовика "Урал". Уверен, экологически чистая машина будет востребована для нужд городского хозяйства и ЖКХ.

Испытания, если они будут успешными, позволят перейти к промышленному производству нового перспективного оборудования.

Что касается Сахалинского государственного университета (СахГУ), он является ключевым участником не только полигона, но и проекта по развитию Восточного водородного кластера. В рамках Передовой инженерной школы "Инженерия островов" мы в сентябре этого года запустили программу подготовки кадров для водородной энергетики. Это совместная магистратура СахГУ и МГТУ имени Баумана. В программе - практические занятия на оборудовании полигона, а также на водородном грузовом автомобиле "Урал", который будет использован как учебно-опытный экспонат. Благодаря такому подходу выпускники магистратуры будут обладать не только теоретическими знаниями, но и важными навыками непосредственной работы с водородным типом оборудования. Это позволит обеспечить новую отрасль экономики региона подготовленными кадрами.

- Вы говорили, что согласно стратегии развития региона будут строиться новые промышленные объекты, развиваться логистика и транспортная доступность островов. Какие еще предприятия появятся в регионе и в какие сроки? Какие направления будут приоритетными?

- В регионе сформирован пул из более чем 200 инвестиционных проектов, которые обеспечат создание новых предприятий во всех сферах экономики: гостиничное дело, транспорт и логистика, строительство, сельское хозяйство, нефтегазохимия, промышленность. В их рамках появится свыше 26 тысяч новых рабочих мест.

Давайте пройдем по самым значимым.

Итак:

На восточном побережье центре острова Сахалин в заливе Терпения в следующем году начнется строительство нового глубоководного грузового порта. Он будет обеспечивать перевалку 14 миллионов тонн грузов в год. Вводить порт в строй инвестор планирует поэтапно.

В селе Троицкое Анивского района на пересечении основных транспортных магистралей юга Сахалина создается логистический центр. Его задача - приемка и хранение грузов. Ввод в эксплуатацию намечен на 2025 год.

На острове Шикотан строится крупный рыбоперерабатывающий комплекс замкнутого цикла. Уже построены два завода. К 2027 году здесь появится рыбоконсервное производство, мощности по выпуску рыбной муки и судоремонтное предприятие.

В Углегорском районе завершается строительство крупнейшего в России магистрального угольного конвейера. Он свяжет Солнцевское угольное месторождение и порт Шахтерск. Создание конвейера позволит обеспечить транспортировку угля наиболее экологичным способом. Уже проведен тестовый запуск. Промышленная эксплуатация стартует в первой половине 2025 года.

И это - только малая часть предприятий, которые вскоре будут созданы в регионе.

- Если говорить о транспортной доступности островов, хватает ли самолетов на выполнение рейсов внутри региона? Из-за роста туристического потока на Курилы и обратно местным жителям трудно купить билеты в летний сезон. Как решается этот вопрос?

- Уже несколько лет мы активно развиваем воздушное сообщение внутри региона. Без этого на островах не обойтись. Одновременно растет и спрос на авиаперевозки, особенно в летнее время на курильском направлении. Причина - наш регион становится все более привлекательным для туристов. С 2026 года запланированы поставки воздушных судов отечественного производства для Единой дальневосточной авиакомпании.

Сейчас же мы используем другие инструменты, чтобы сделать Курилы более доступными. Например, переориентируем пассажиров на морской транспорт, организуем дополнительные рейсы теплоходов "Адмирал Невельской" и "Павел Леонов".

- Перевозки внутри региона субсидируются из областного бюджета. Сколько приходится выделять на эти цели из облбюджета, какую сумму заложили на 2025 год?

- Да, с помощью субсидий из областного бюджета мы делаем авиабилеты более доступными для местных жителей и туристов. На этот год предусмотрели порядка 1,2 миллиарда рублей. В итоге за 10 месяцев пассажиропоток вырос на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В следующем году размер субсидии не изменится.

- Насколько остро в Сахалинской области стоит вопрос с медицинскими кадрами?

- Мы несколько лет целенаправленно привлекали в регион врачей и средний медицинский персонал. Сейчас проблема с нехваткой кадров практически решена. В ноябре укомплектованность врачами превысила 97%. Показатель по среднему медицинскому персоналу - почти 99%. Это выше среднероссийского уровня.

Также мы добились создания филиала Тихоокеанского государственного медицинского университета в Южно-Сахалинске. Сейчас уже обучаем 45 врачей-ординаторов. Приступили к учебе 14 студентов четвертого курса.

- В январе 2025 года в Южно-Сахалинске впервые пройдут Российско-Китайские молодежные зимние игры. Готова ли к этому событию инфраструктура области?

- У нас благоприятный климат для зимних видов спорта. Поэтому активно развиваются лыжные гонки, горные лыжи и сноубординг, прыжки на лыжах с трамплина, фигурное катание, керлинг и так далее, создана современная спортивная инфраструктура. Поэтому отечественные сборные не раз готовились на Сахалине к ответственным соревнованиям в странах Азии. Проводились у нас и крупные состязания. Например, в 2020 году на трассах нашего горнолыжного курорта "Горный воздух" в Южно-Сахалинске состоялись крупные международные старты - Этап Кубка мира по Всемирному паралимпийскому горнолыжному спорту. Здесь же регулярно проходят чемпионат, первенство и Кубок России по горнолыжному спорту.

Мы уже провели необходимые работы по реконструкции ряда объектов. Так что к Российско-Китайским молодежным зимним играм в Южно-Сахалинске все готово.