Сахалинская область является крупнейшим нефтегазодобывающим регионом на Дальнем Востоке России. О перспективах шельфовых проектов, как они справляются с экономическими вызовами последнего времени и о ходе газификации региона в интервью "Интерфаксу" рассказал председатель областного правительства Алексей Белик.
- Алексей Васильевич, 27-й Дальневосточный энергетический форум "Нефть и газ Сахалина" посвящен теме "Дальний Восток: новые перспективы для нефтегазового и энергетического сектора". Выступая недавно на пленарном заседании Восточного экономического форума, президент России Владимир Путин отметил, что необходимо увеличивать глубину переработки ресурсов, наращивать добавленную стоимость на отечественных предприятиях и, прежде всего, на Дальнем Востоке. Как будет решаться эта задача в островном регионе?
- Нефтегазовая отрасль Сахалинской области развивается в направлении глубокой переработки сырья. Например, с вместе с ПАО "Газпром" мы изучаем возможность строительства завода, который производил бы из газового конденсата несколько видов топлива, в том числе, и авиационный керосин. Прорабатываем также перспективы выпуска этилена, минеральных удобрений и аммиака из природного газа.
- Расскажите о новых проектах по освоению нефтегазовых ресурсов сахалинского шельфа.
- Наиболее привлекательным сегодня является проект "Сахалин-3". В нем "Газпрому" принадлежат лицензии на три участка: Киринский, Аяшский и Восточно-Одоптинский. В пределах Киринского участка находятся Южно-Киринское, Киринское, Южно-Лунское и Мынгинское месторождения.
Южно-Киринское месторождение с запасами в 814,5 млрд кубометров газа и 130 млн тонн газового конденсата относится к числу крупнейших на Сахалине. Извлекаемые запасы газа Киринского месторождения составляют 162,5 млрд кубометров, 19,1 млн тонн газового конденсата. Запасы газа на Мынгинском месторождении составляют 19,9 млрд кубометров. Еще 2,5 млн тонн - газовый конденсат. На Южно-Лунском месторождении - 48,9 млрд кубометров газа и 7,7 млн тонн конденсата.
Промышленная добыча ведется пока только на Киринском месторождении. К слову это - не самый крупный источник газа. Между тем "Сахалин-3" уже сегодня является основным поставщиком сырья для газотранспортной системы Сахалин - Хабаровск - Владивосток, которая снабжает топливом население и предприятия Дальнего Востока России.
И это - только начало. При выходе проекта "Сахалин-3" на проектную мощность добыча газа составит около 25 млрд кубометров в год, что даст существенный прирост объемов реализации продукции.
- Масштабные планы нефтяников требуют и соответствующей инфраструктуры. Как сегодня развивается транспортная отрасль региона?
- На Сахалине реализуются несколько проектов, которые в ближайшие годы сделают его крупным транспортным хабом.
Начинается модернизация Корсаковского порта. Благодаря строительству гидросооружений, дноуглубительным работам и реконструкции существующих терминалов, он превратится в морской логистический хаб, который будет задействован в транспортировке продукции нефтегазового комплекса.
Крупный порт появится в селе Новое на восточном побережье Сахалина. Он будет включать в себя нефтяной, угольный, газоконденсатный и бункеровочный терминалы.
Наконец в августе этого года мы ввели в строй аэровокзал в Южно-Сахалинске - самый большой на Дальнем Востоке. Он рассчитан на 5 миллионов пассажиров в год. И продолжаем строить взлетно-посадочную полосу, которая сможет принимать самолеты всех типов. Все это позволит создать в нашем аэропорту единый логистический центр.
Замечу, что для реализации масштабных планов, кроме инфраструктуры, жизненно необходимы высококвалифицированные специалисты. В этом году в рамках национального проекта "Наука и университеты", который инициировал президент России Владимир Путин, мы начинаем строить в Южно-Сахалинске кампус мирового уровня "СахалинTech". В его состав войдет научно-образовательный комплекс с учебными аудиториями, научно-исследовательскими лабораториями, технопарком, библиотекой, спортивными залами, археологическим музеем, а также студенческий городок на 1,5 тысячи человек. Кампус будет по заказам компаний региона готовить высококвалифицированных специалистов, в первую очередь, из числа островной молодежи. Основные направления: новая энергетика, нефтегазовое дело, экономика Мирового океана, климат и экология, аквабиотехнологии.
- На конец текущего года было намечено завершение строительства объектов первой очереди Сахалинского нефтегазового индустриального парка. Состоится ли событие в срок? Сколько резидентов этого парка уже зарегистрировано? Какие услуги они будут предоставлять? Какие вообще перспективы локализации сервисов на Сахалине?
- Давайте начнем с того, зачем вообще необходим Сахалинский нефтегазовый индустриальный парк (СНИП). Совсем недавно только пять процентов сервисных работ для нефтегазовых компаний, добывающих углеводороды на шельфе нашего острова, выполнялись на территории Сахалинской области. Остальное - за ее пределами, в основном, за границей. Естественно это невыгодно, как для нашего региона, так и для страны. Поэтому было принято решение - создать в Южно-Сахалинске нефтегазовый индустриальный парк, собрать на одной площадке сервисные компании. По нашим расчетам, с его вводом в строй доля сервисных работ, выполняемых в регионе, должна была увеличиться в пять раз.
В прошлом году многие зарубежные партнеры начали отказываться от выполнения контрактных обязательств по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2". В результате компании-операторы стали активно вести работу по импортозамещению, менять иностранных подрядчиков. Благодаря усилиям государства и недропользователей ситуация выправилась. Но произошедшее в очередной раз подтвердило, что нефтегазовый парк жизненно необходим.
По последним данным строительство объектов первой очереди СНИП идет в плановом режиме. Есть все основания предполагать, что возведение офисно-лабораторного комплекса, прокладка сетей и дорог завершится к концу года, а официальный ввод в эксплуатацию, как и планировалось, состоится в первом квартиле следующего года. Резидентами парка являются 12 компаний. Восемь из них в ближайшие недели в рамках второй очереди перейдут от земляных работ к строительно-монтажным. Начнут строить собственные объекты.
Резиденты будут оказывать добывающим компаниям широкий спектр услуг. В частности заниматься сервисным обслуживанием и ремонтом трубопроводов, газовых турбин, электродвигателей и генераторов, теплотехнического специализированного оборудования, фонтанных арматур и колонных головок, противовыбросового оборудования и так далее.
Думаю, сегодня мы все понимаем, насколько важна независимость от иностранных поставщиков. Так что процесс локализации сервисов на Сахалине, на мой взгляд, будет набирать обороты.
- Основные доходы областного бюджета, традиционно, формируются за счет поступлений от проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Ежегодно они росли, включая и 2023 год. Наверное, уже идет работа над проектом облбюджета на 2024 год. Каковы прогнозы по доходам облбюджета, в том числе, от нефтегазовой отрасли? Какую отдачу получает регион от нефтегазовых проектов?
- По нашим расчетам, в этом году доля нефтегазовых доходов в бюджете Сахалинской области составит около 60%. И большая часть этих поступлений - от шельфовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
Сейчас мы формируем проект областного бюджета на 2024-2026 годы. Министерство экономического развития РФ недавно обнародовало уточненные показатели прогноза социально-экономического развития страны на новый бюджетный цикл, в том числе, по цене на нефть и курсу доллара США. На них будем опираться, определяя размер доходов от отрасли.
Действительно реализация проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" - один из основных факторов развития нашего региона. Добыча нефти и газа на шельфе - прекрасный пример применения передовых технологических решений. За прошедшие годы многомиллиардные инвестиционные проекты продемонстрировали высокие показатели производственной деятельности, безопасности и надежности, а также принесли большие выгоды, как Сахалинской области, так и всей стране.
"Сахалин-1" и "Сахалин-2" оказали прямое и косвенное влияние на экономику региона. В первом случае это платежи в бюджеты и внебюджетные фонды. Среди них - плата за добычу полезных ископаемых, бонусы, взносы в Фонд развития Сахалина, возмещение ранее понесенных государством затрат за геологоразведочные работы на лицензионных участках, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, плата за пользование земельным, водным и лесным фондом, а также федеральная и региональная доли добытых углеводородов.
Что касается косвенного влияния, проекты стали стимулом экономической активности в регионе. Оживились смежные отрасли. Большинство квалифицированных сахалинских предприятий и организаций строительного комплекса, транспорта, связи, сферы услуг, геологоразведочных и других организаций было задействовано в проектах в качестве подрядчиков и субподрядчиков, поставщиков товаров и услуг. Кроме того, в регионе и сегодня регулярно создаются новые предприятия, регистрируются представительства компаний, которые в дальнейшем работают с нашими нефтяниками, а значит, платят налоги в бюджет области. Практически в каждом из них работают сахалинцы.
На начальном этапе инвесторы вложили большие средства в модернизацию общехозяйственной инфраструктуры, необходимой для поддержки нефтегазовых операций. Это - больницы и поликлиники, дороги, мосты, аэропорт поселка Ноглики, портовая инфраструктура, электростанции и гидротехнические сооружения. Естественно пользу от них получают не только нефтяные компании, но и другие предприятия, а также жители области.
В итоге в регионе выросло количество высококвалифицированных рабочих мест, которые еще и достойно оплачиваются. Увеличились поступления в бюджеты и внебюджетные фонды. Местные власти получили больше ресурсов для решения социальных проблем. Поднялся уровень благосостояния сахалинцев и курильчан.
И этот процесс отнюдь не завершен. Дальнейшее освоение шельфа позволит Сахалинской области в ближайшие десятилетия оставаться надежным поставщиком энергоресурсов для российского Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, обеспечить благополучие населения Сахалина и Курил.
- В апреле прошлого года оператор "Сахалин-1" - американская компания Эксон Нефтегаз Лимитед - в одностороннем порядке объявил о форс-мажоре и прекратил выполнение обязательств по добыче нефти и газа в рамках проекта. В результате производственные показатели стали резко снижаться. Добыча практически остановилась. Как дела обстоят сейчас? Известны ли предварительные итоги аудита проекта "Сахалин-1", порядок сумм ущерба, нанесенного действиями оператора?
- Новый российский оператор проекта - ООО "Сахалин-1" - оперативно и профессионально приступил к работе, и добыча углеводородов вышла на прежний уровень.
Правительство России провело финансовый, экологический, технологический и иной аудит деятельности иностранных юридических или физических лиц, связанной с исполнением Соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-1". Проект отчета по итогам аудита формируется и вскоре будет передан в правительство.
- К 2026 году должна завершиться реализация совместной с "Газпромом" пятилетней программы по газификации Сахалинской области. Как сообщалось, общий объем инвестиций должен превысить 100 млдр рублей. За это время планируется газифицировать 133 котельные и более 8 тыс. домовладений, построить более тысячи километров газопроводов и восемь газораспределительных станций. Что уже сделано? Сколько котельных осталось газифицировать? Будет ли по итогам этой программы газифицирована вся область?
- Сегодня уровень газификации Сахалинской области составляет 57%. Напомню, несколько лет назад этот показатель был почти в три раза ниже. Получалось, что жители газодобывающего региона фактически были лишены доступа к экологически чистому топливу.
За три года в сотрудничестве с "Газпромом" газифицированы 30 котельных, более трех тысяч домовладений. Введены в работу две газораспределительные станции, строятся еще четыре. Построено 200 километров распределительных газопроводов. В этом году объемы строительства газопроводов и котельных, подключения домовладений существенно выросли. К концу 2025 года будет обеспечена 100-процентная техническая возможность полной газификации области.
- Сегодня на Сахалине работают четыре автомобильные газонаполнительные компрессорные станции или АГНКС: три - в Южно-Сахалинске и одна - в Тымовском, на севере Сахалина. Планируется ли еще строительство таких станций, сколько и где?
- У нас в планах - строительство четырех АГНКС в трех муниципальных образованиях. В 2025 году появятся две станции в Южно-Сахалинске и одна в Корсакове. В 2027 году АГНКС заработает в Поронайске.
В Невельске, Корсакове и Холмске, где пока нет стационарных объектов, действует передвижной автогазозаправщик.