Как строится работа новой управленческой команды Хабаровского края, какие решения приняты для повышения уровня доверия у населения региона, в интервью "Интерфаксу" рассказал первый вице-губернатор Хабаровского края Александр Никитин.
- Александр Александрович, в связи с обострением геополитической обстановки и санкционным давлением на Россию как сейчас складывается ситуация в Хабаровском крае? Какие меры принимает руководство региона для стабилизации экономики и социальной сферы?
- Ситуация сложная, но мы принимаем меры для того, чтобы сохранить стабильность в регионе и создать условия для развития края. Губернатор Михаил Владимирович Дегтярев создал и возглавил оперативный штаб по повышению устойчивости экономики Хабаровского края в условиях санкций. В его составе все заместители председателя правительства, руководители ключевых министерств и ведомств края, руководители региональных подразделений Федеральной налоговой службы и Центробанка России, председатель Законодательной думы края и мэры двух крупнейших городов региона – Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.
В Хабаровском крае организован мониторинг ситуации на потребительском рынке. Сейчас важно не допустить спекуляций при ценообразовании на продовольственные товары, лекарства, стройматериалы и топливо. Еще одна задача - принять исчерпывающие меры для стабильной работы транспорта, промышленных предприятий, аграрного сектора, малого и среднего бизнеса, финансовых организаций. Мы сейчас анализируем возникшие риски и ищем новые пути для укрепления экономики.
Наши действия синхронизированы с теми шагами, которые предпринимает федеральный центр. Комплекс мероприятий, разработанных правительством России для малого и среднего бизнеса, IT-отрасли, системы здравоохранения и финансового сектора, позволит оказать существенную поддержку реальному сектору экономики. Одно из таких решений – о введении с 10 марта моратория на плановые проверки индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий поддержал наш губернатор. Михаил Дегтярев распорядился и на региональном уровне приостановить до конца 2022 года проверочные мероприятия. Не до проверок сейчас. Малому и среднему бизнесу надо дать возможность выстоять, сохранить рабочие места, создать новые. Всех предпринимателей, которые столкнутся с излишней ретивостью контролеров, призываем сообщать о таких фактах в правительство края. Будем разбираться и поправлять.
Если говорить шире о тех задачах, которые стоят перед нашей управленческой командой, то речь идет о том, что нельзя уповать только на помощь из Москвы. Чтобы достойно пройти испытания, которые выпали нашему Отечеству, надо много работать и быть предельно внимательными. Поэтому мы сейчас сосредоточились на выработке новых решений не только ради сохранения общественно-экономической стабильности в регионе, но и для движения вперед.
- В декабре прошлого года глава региона Михаил Дегтярев объявил о пяти флагманских инициативах, которые стали, собственно, стратегией развития Хабаровского края на ближайшие пять лет, а по некоторым позициям и на десять лет. Как сегодня выстраивается работа по реализации проектов, которые заложены в этой программе?
- Выстраивается точно также, как формировалась сама программа. Она базировалась на запросах граждан, которые мы получили больше чем за год, с момента появления Народного совета (коллегиальный орган, состоящий из лидеров общественного мнения региона и представителей разных сфер жизни – ИФ). Поступило большое количество обращений, их сгруппировали, а после уже интегрировали в работу правительства, чтобы реализовать. Таким образом, эта программа была сформирована по пяти флагманским направлениям развития (Флагманские инициативы: "Интересная работа - достойная зарплата", "Край комфортного проживания", "Край здоровья. Растим будущее", "Край инноваций и новых возможностей" и "Край притяжения. Туризм в удовольствие" – ИФ), определены 33 опорных проекта. В их числе развитие Восточного полигона РЖД, строительство ГОКа на Малмыжском месторождении, строительство Тихоокеанской железной дороги, трубопровода и завода СПГ на севере Хабаровского края, завода по производству сжиженного газа в Де-Кастри Ульчского района, Тихоокеанского гидрометаллургического комбината в Советско-Гаванском районе, цементного завода на Ниланском месторождении известняков, Хабаровской ТЭЦ-4, Ниманской ГЭС и Тугурской ТЭС.
Эффективность реализации инициатив будем измерять по 79 основным индикаторам. Но самое главное, что при этом кардинально изменилась отчетность. С ежеквартальной, ежегодной, как это часто бывает по крупным проектам, до еженедельной - с контролем качества проделанной работы. И это в корне меняет саму работу. Губернатор с самого начала не декларировал, что у нас есть понятная магистраль, по которой мы придём к результатам с изначально заданной скоростью. Он обозначил нам цели и ориентиры, к чему мы должны стремиться, каких показателей управленческая команда должна достичь и к какому году.
Мы видим, что проекты и время на их реализацию уходят за горизонт даже следующих губернаторских выборов. "Дорожные карты" есть по некоторым направлениям сроком на 10 лет, в целом до 2026 года, но есть проекты, которые выходят за эти границы. Вот эта еженедельная отчетность – она, естественно, приводит нас к тому, мы это уже видим, что качество работы улучшается. У нас каждую неделю что-то меняется. Мы сразу видим, что не получается, какие коммуникации не срабатывают, мы видим, где нам идет навстречу федеральный центр, а где нет. Понятно, где удается найти точки соприкосновения с крупным бизнесом, с инвесторами, а где нет, почему и какие возникают бюрократические ограничения. Если бы эти цели не были поставлены губернатором, мы бы никогда не узнали, что у нас эти ограничения есть. Мы бы сидели, выполняли какие-то задачи - есть ключевые показатели деятельности, есть обязательства перед федеральным центром и все на этом. Поэтому такие амбициозные задачи нами, как командой, воспринимаются очень хорошо. Но вместе с тем сохраняется доля переживаний: а если не получится? А если не получится что-то задуманное, то получится однозначно что-то другое, к чему мы придем. Потому что, проделывая путь и большой объем работы, невозможно остаться без результата. Даже если будут видоизменены изначальные показатели, это однозначно даст прирост качества жизни населения Хабаровского края.
И другой немаловажный момент. Вот часто люди спрашивают: как нам поможет Москва? Какой ресурс будет обеспечен губернатором? Чтобы это произошло, губернатору надо к разговору с федеральным центром подать качественные "снаряды", которые "сухим порохом" стреляют. Для этого нужно очень глубоко копнуть. Проект может казаться простым, но если вы его не изучите, вы никогда в жизни не предоставите фактуру для проведения качественных переговоров на федеральном уровне. Чтобы это было упаковано, мотивировано, чтобы это имело вес и практическое решение. Ведь "химия" у губернатора с федеральными руководителями есть, и со многими, потому что есть многолетний опыт работы на федеральном уровне. Но как это материализовать во благо жителей Хабаровского края? Вот эта детальная проработка - это та инновация, которая появилась благодаря поручениям губернатора. Не было бы таких проектов и амбициозных задач – не было бы никогда в жизни такой глубокой проработки вопроса. Раз задачи стоят – ответственность за них прямая, личная. (Реализация каждой инициативы закреплена за конкретными должностными лицами из правительства края – ИФ)
- Если выделить какой-то проект, инициативу, есть какая-то, которая лучше продвигается или, напротив, отстает в реализации?
- Однозначно все будем делать, чтобы реализовать заявленные цели и проекты. Однако ответственность лежит не только на плечах правительства, но и распределяется на всех участников процесса. Например, есть в Хабаровске объект - Дом коммуны, это памятник архитектуры федерального значения (построен в 1931-1933 г. для работников УНКВД, сейчас многоквартирный жилой дом в центре города – ИФ). В прошлом году жильцы пожаловались на плохое состояние дома, там побывал губернатор, мне также было дано поручение приехать, мы общались с гражданами. И на сегодняшний день разработана "дорожная карта" по приведению здания в надлежащее состояние. В первую очередь, речь идет о безопасности, потому что в прошлом году там произошла трагедия, погиб человек, под которым обрушился аварийный балкон. И конечно, важно, чтобы это был достойный памятник архитектуры, точка притяжения для туристов. У нас в стране есть большое количество поклонников конструктивизма, у которых своя карта из всех объектов этого направления архитектуры по России, они путешествуют и их изучают. Но почему невозможно реализовать этот план? Упираемся в необходимость, как того требует закон, проведения собрания жильцов – надо собрать собственников 200 квартир, их подписи. Получить их согласие на проведение работ. Несколько раз мы инициировали проведение собраний, трижды не удавалось собрать кворум. Это пример того, что даже когда есть большое желание вложить все силы, имеющиеся ресурсы, использовать все полномочия, мы бессильны без заинтересованности самих людей. По многим проектам мы будем сталкиваться с такой необходимостью участия. Но инициативу жителей нам предстоит еще разбудить.
- После выборов губернатора осенью 2021 г. завершилось формирование управленческой команды правительства края. Ряд полномочий между ответственными чиновниками был перераспределен, какие-то структуры сокращены, какие-то созданы. Сбалансировано ли управление регионом или процесс продолжается? Сократились ли расходы на управленческий аппарат?
- Расходы не увеличились, по каким-то направлениям сократились. Но к оптимизации относится не только сокращение содержания чиновничьего аппарата. Оптимизация – это отдельный большой проект, по нему также разработана "дорожная карта", сформирована комиссия. У нас сейчас ведется большая работа, связанная с оптимизацией, с сокращением расходования средств, которые относятся к категории неэффективных трат.
Что касается реорганизации аппарата, я считаю, что этот процесс должен быть бесконечным, он не может замереть. Жизнь нам подсказывает, что все должно быть в динамике, как только останавливаетесь в развитии, сразу начинаете деградировать. К сожалению, не получается закрепиться на какой-то планке и дрейфовать как можно дольше. Новые вызовы появляются, время меняется. Сегодня цифровой мир, он очень быстрый, люди быстро обучаются. Поэтому этот процесс не должен прекращаться.
Что касается сформированной команды и реорганизации, которые прошли сразу после выборов под руководством губернатора Михаила Владимировича Дегтярева. Конечно, оптимизированы были процессы. Результаты этих изменений, которые произошли в октябре 2021 года, в положительном смысле ощущаются без исключения всеми работниками правительства, это я вам точно говорю. Так, у нас сокращено количество заместителей, упразднены органы, которые не в полной мере себя показали. Было министерство инвестиционного развития, частично его полномочия были переданы министерству экономического развития. Учреждено министерство туризма, появился комитет по делам молодежи, который прежде существовал, но позже был реорганизован. Теперь это самостоятельный орган исполнительной власти, комитет. Мы считаем, что молодежи надо уделять много внимания и больше, чем уделяется сегодня. Молодежь должна быть более интегрирована в процессы управления, в том числе регионом.
Дополнительно у нас изменилась организация работы с Москвой. Сейчас представительство правительства Хабаровского края при правительстве РФ возглавляет вице-губернатор. Казалось бы, просто переименовали должность. Но это потребовало внесения изменения в Устав края, депутаты поддержали. Многим может показаться, что это мелочь, но нет, не мелочь. Звонит вице-губернатор в федеральное министерство, представляется, и там понимают, что это заместитель Дегтярёва, которого хорошо знают. А прежде, когда должность называлась "руководитель представительства правительства Хабаровского края при правительстве РФ", на звонок реагировали так - "Кто это? Чей представитель? ". Такие мелочи очень влияют на коммуникации. Это работает на благо Хабаровского края.
- В стране продолжается обсуждение поправок к федеральному законодательству, которое касается деятельности публичной власти. С какими предложениями выходил Хабаровский край, и какие изменения ждут регион после утверждения поправок?
- Там есть блок законопроектов, который ведет к комплексным изменениям базовых законов субъектов РФ. Это закон об общих принципах организации публичной власти в регионах, который был принят в декабре 2021 года, и закон об организации местного самоуправления в системе публичной власти. И они, безусловно, векторно направлены на интегрированность всех уровней власти, а теперь это и муниципалитеты, в единую вертикаль. Вместе с тем, это разные законы. Тот, который был принят в декабре 2021 года, он стал импульсом к внесению изменений в Устав Хабаровского края. Я не берусь сказать, по какому пути развиваются другие субъекты РФ, но учитывая, что Устав Хабаровского края принимался в 1995 году и прошло 27 лет, в него вносилось более 50 поправок. Есть положения, которые в корне изменились, есть институты, которые были, согласно федеральной повестки, учреждены и появились в Уставе. Например, уполномоченный по правам ребенка, по правам человека и уполномоченный по правам предпринимателей. Форма проведения выборов высшего должностного лица несколько раз менялась. Разработка Устава Хабаровского края в обновленной редакции – это вопрос актуальный, он на поверхности. Главный закон края должен отражать все интересы жителей региона. Поэтому губернатором принято решение о создании рабочей группы по разработке обновленной редакции Устава, рабочую группу возглавляют три человека – Ирина Зикунова (спикер Законодательной думы Хабаровского края - ИФ), академик Павел Минакер и я как первый вице-губернатор. Мы собрали широкий состав – 65 человек. Это представители общественно-политической жизни региона, члены Народного совета, юристы-правоведы, экономисты, деятели культуры, представители журналистской среды. Открыт портал для приема предложений от граждан напрямую – какие им хотелось бы увидеть изменения в Уставе Хабаровского края. Первое установочное заседание рабочей группы состоялось 2 марта.
Участникам совещания представили проект обновленной структуры главного нормативно-правового акта региона. Его разработали юристы Законодательной думы края и правового департамента губернатора. Теперь необходимо конкретизировать каждое положение и отразить в новой редакции Устава ключевые принципы организации государственного управления в регионе, в соответствии с федеральной политикой защиты прав и свобод граждан, работой по обеспечению роста их благополучия.
Нам предстоит месяц напряженной работы. В апреле проект должен поступить на рассмотрение в Законодательную думу Хабаровского края. Принятие окончательной редакции Устава - это в полной мере ответственность депутатского корпуса, поэтому посмотрим, к чему мы придем, как будет выглядеть главный закон края.
Что же касается федерального законопроекта об организации работы местного самоуправления, там речь идет о вертикали управления. Муниципалитеты встраиваются в единую систему власти, раньше они не были в нее встроены. Де-факто, прямого влияния у федерального центра или у губернатора на муниципалитеты нет, на сегодняшний день нигде в законе не прописано. Да, есть институты влияния, есть процессы, которые в случае неисполнения обязанностей главами муниципалитетов приводят к отстранению от должности. Но все они напрямую завязаны на решение судов, судебные разбирательства. Безусловно, никто не отменяет факт, что истину всегда устанавливает суд, но здесь добавляются управленческие рычаги воздействия губернатора. Точно также как есть рычаги влияния федерального центра на губернатора, также и от губернаторов на муниципалитеты. Это объявление выговора и предупреждение. Они предполагаются исключительно за некачественное исполнение обязанностей, относящихся к государственным полномочиям, которые передаются на уровень муниципалитета. Например, организация работы с бездомными животными, организация работы комиссии по делам несовершеннолетних и так далее. Дороги, уборка снега, о чем меня часто спрашивают, сюда не относятся, это компетенция муниципалитетов, они за это отвечают. Но, как правило, если у нас с дорогами, бездомными животными и комиссиями все хорошо, то и с исполнением государственных полномочий все в порядке. Поэтому то, что добавляются такие рычаги воздействия за несвоевременную реакцию на предупреждения и выговоры, которые сможет объявить глава субъекта, это существенно. Федеральный законопроект о местном самоуправлении еще не пришел в свою окончательную редакцию, когда он будет уже на выходе, мы сможем понять, какие аспекты там сохранились, а какие преобразованы. Наше мнение, если такие рычаги добавляются, это повышает эффективность, люди чувствуют ответственность. Если ты понимаешь, что могут спросить, а не только спросить, но еще и объявить выговор, а дальше выговором предписывается срок, данный на исправление текущего положения. Не укладываешься – это отрешение от должности. Тут, конечно, повышается качество работы. Так видят сегодня авторы федерального законопроекта, и, учитывая, что концепция была одобрена Законодательной думой Хабаровского края, также видит и Хабаровский край.
- То есть на работе первичного звена управления - районной, поселковой администрации - это тоже отразится?
- Безусловно. Вот у нас есть пример работы в правительстве - это рассмотрение обращений граждан. Данное направление сегодня объединено с блоком, который прежде существовал автономно и занимался обращениями граждан, которые поступали через социальные сети. Когда мы их объединили, то увидели, что обращений у нас больше 34 тысяч, а почти 55% из них приходят через соцсети. Законодательство предписывает определенные сроки рассмотрения обращений, поступивших через традиционные каналы. Но если у нас внимание людей смещается в сторону цифры, электронных ресурсов, то это говорит о том, что и ответственность тоже должна смещаться. Правительство принимает решение о таких организационно-штатных изменениях, которые позволяют повысить ответственность. Социальные это сети, официальные это аккаунты, неофициальные, обращение поступило – оно будет рассмотрено. Мы повышаем этим эффективность? Повышаем. То же самое первичное звено управления. Власть людьми воспринимается как единый организм, не воспринимается отдельно чиновник на месте как власть. Что-то не получается – плохо губернатор работает, получается – хорошо губернатор работает, президент. Власть в одном лице. У нас по итогам выборов высокое доверие оказано губернатору и этому свидетельствует рост обращений на имя главы региона. Поэтому то, что какие-то институты первичного звена могут быть упразднены, и федеральный центр в лице депутатов Госдумы предлагает эти изменения рассмотреть на уровне регионов, значит это актуальная повестка, надо смотреть на это под другим углом. Сохраняется институт общественников, старосты на местах, у нас сохраняются выборы депутатского корпуса, глав муниципалитетов. Меньше барьеров - больше эффективность, выше прозрачность. Почему мы сталкиваемся с тем, что одно и то же обращение люди направляют в разные инстанции? Считают, что контроль будет выше, не получится где-то "под сукно" спрятать. Поэтому, если идет речь об оптимизации, о сокращении каких-то институтов, которые проявили себя как неэффективные, это хорошо. Но давайте подождем, когда будут отработаны все поправки ко второму чтению, тогда обсудим.
- Одной из флагманских инициатив является развитие туризма в регионе. Что предполагается сделать в первую очередь, чтобы Хабаровский край стал магнитом для туристов из других регионов России?
- В рамках работы в Госдуме под началом Михаила Владимировича Дегтярева я был руководителем аппарата комитета по физкультуре, спорту, туризму и молодежи. Соответственно вопросами туризма мы самым плотным образом занимались, и однажды один интересный кейс рассматривали. Российский город, разделен рекой, на левобережье преимущественно располагались центры труда, а правобережье - это спальные район. Но так было выстроено, что фитнес-центры открывались по левому берегу и люди привязывали свой график и свой быт к тому, что до или после работы им надо посетить фитнесс-клуб. Мост же соединял берега в одной точке города. Таким образом, логистика получалась сложная, узкий канал, соответственно пробки в часы пик. И первые бизнесмены-компаньоны, которые обратили на это внимание, решили построить фитнес-залы на правом берегу. Они оказались инициативными, но не обеспеченными финансами. Вложились в медийную кампанию, приобретение лицензии и места, где они собираются построить этот клуб. При этом совершенно открыто рассказали людям о том, сколько у них времени строительство займет, что на данный момент полностью финансового подспорья нет, чтобы в кратчайшие сроки запустить проект. И вместе с тем, чтобы обеспечить себе залог поддержки граждан, они объявили о возможности приобрести абонементы уже сейчас, сегодня. Идея была такой потрясающей и актуальной, на злобу дня, что люди начали покупать абонементы, переживая, что им не хватит, когда построится клуб. Де-факто они начали инвестировать в проект свои личные деньги. Этим примером я бы хотел ответить на тот вопрос, кто должен подсказать, как развить туризм в Хабаровском крае. Конечно, предприниматели, представители отрасли, им это виднее, как обеспечить спрос на этот продукт.
У нас перспективных направлений развития туризма много. Культура, например. Мы сейчас будем вкладывать деньги в обеспечение выставочной инфраструктуры, чтобы войти в широкий круг партнерств с федеральными и региональными музеями. Вложимся в антивандальные, современные выставочные мощности – у нас сразу расширятся возможности событийного туризма. Потому что график на целый год формируется, выставок станет больше. Мы, как государство, системно инвестируем в расширение туристических возможностей. Но как этот продукт упаковать, должны подсказать профессиональные функционеры. Событийный туризм, промысловый туризм, экстремальный, медицинский, круизный, рекреационный. У нас есть природные достопримечательности, история городов Хабаровского края, история переселенцев. Чтобы качественно все это преподнести, чтобы был высокий спрос, не только внутри региона, но и внутрироссийский, не берем сейчас международный пока, хотя там тоже потенциал невероятный, я уверен. Чтобы было большое желание приехать, чтобы был интерес у федеральных СМИ. Как это сделать? Губернатор поставил задачу – провести туристический форум в Хабаровском крае. Пригласить всех акторов отрасли, туроператоров, которые обеспечивают продукт, турагентов, представителей сферы гостеприимства. Планируем форум провести этим летом.
- Среди других направлений вы курируете вопросы цифровизации. Насколько Хабаровский край продвинулся в вопросах распространения интернета, мобильной связи, несмотря на расстояния и наличие труднодоступных населенных пунктов?
- Связь – один из 14 проектов, которые я курирую. В процентном выражении у нас в регионе очень высокий показатель подключения жителей к интернету - 99,6%. Но десятые и сотые процентов – это на самом деле тысячи человек в отдаленных поселениях, которые остаются вне зоны доступа. Еще в декабре 2020 года казалось, что обеспечить их связью нереально. Но за год мы провели интернет в 36 малых населенных пунктов. Это 15 тысяч человек. Чтобы реализовать такой социально-значимый проект, мы обратились к операторам связи, которые работают на территории Хабаровского края. Связь – высоко-конкурентный рынок. Но в рамках нашего проекта конкуренты стали партнерами. Безусловно, мы ориентированы на то, как помочь им развить свой бизнес, понизить какие-то обременения. Но нам, как государству, интересно реализовать запрос граждан, чтобы все были на связи.
Кто способен инвестировать в такие проекты? Только крупные компании, которые крепко стоят на ногах. Они заработали свой капитал благодаря реализации продукта массового потребления, оказывая услуги интернет-связи в густонаселенных городах, и теперь могут себе позволить какой-то эксклюзив. Мелкий бизнес не может, а крупный, проявив высокую долю социальной ответственности, настроенный на партнерство с правительством края, да.
Кстати, то же самое с туризмом. Есть точки прибыли, которые бизнес может освоить, оказывая услуги массового спроса: это кемпинговые площадки, прогулочные маршруты по реке и многое другое. Заработав деньги на этом, компании могут расширить горизонты своей деятельности до таких спец-продуктов, как туры на Шантарский архипелаг или в китовую бухту. Да, это, скорее всего будет дорогой отдых. Но мы получим сервис нового качества. Туры будут официальными, в открытом доступе, организованы по высоким стандартам, с понятными для всех условиями и гарантиями.
Мы думаем так: надо привлечь всех крупных акторов туристической отрасли, чтобы они увидели наши возможности, оценили туристическую привлекательность региона. Чтобы зашли самые сильные, самые крепкие, кто видит для себя интерес инвестировать, вложиться. И для кого важна открытость власти и то, что власть лицом к ним. Мы их ждем, губернатор это обозначил. Учреждено министерство туризма, которое занимается только этими вопросами. Такое внимание к этому направлению для крупных представителей туристического бизнеса очень важно. Мы в это верим и в этом направлении работаем. Дальше, когда мы уже будем видеть, что у нас налогооблагаемая база отраслевая растет, что рабочих мест появляется больше, обеспеченность этих рабочих мест становится качественнее, тогда мы сможем говорить о каких-то других вещах. На эксклюзивный турпродукт процент реакции от потребителей ниже, потому что он дорогостоящий, но эта дополнительная опция обеспечивает общую туристическую инфраструктуру региона. Соответственно растет привлекательность субъекта. Мы очень хотим, чтобы Хабаровский край стал местом притяжения людей со всей страны. Мы этого достойны.