Пандемия сказалась на экономике, планах развития регионов и крупных российских городов. О том, какие новые подходы в управлении и реализации своих планов используют в Южно-Сахалинске, рассказал "Интерфаксу" мэр города Сергей Надсадин.
- Сергей Александрович, пандемия в 2020 году сильно повлияла на всю мировую экономику. Как город научился работать в новых условиях?
- Да, прошлый год оказался непростым: пандемия затронула все сферы жизни во всем мире. Наш город в этом плане тоже не стал исключением. Вместе с тем, новые вызовы открывают новые возможности. Самый главный итог работы в изменившихся условиях: при поддержке областных властей нам удалось не допустить срыва реализации основных проектов по ключевым отраслям. Мы успешно реализовали все планы по строительству социальных учреждений. Впервые за много лет ввели в эксплуатацию сразу две новые школы (на 550 и 260 мест), построенные с нуля. Причем одна из них - школа для особенных детей, здесь обучаются не только южно-сахалинские ребята, но и их сверстники с юга Сахалина. Еще одно важное для нас направление - строительство и ремонт дорог. Общая протяженность дорог, где в 2020 году шли работы, - около 30 километров. Это 24 объекта. По меркам нашего города объем солидный. Мы не сбавили темпов по переселению: из ветхого и аварийного жилья: строили дома, вручали людям ключи. В новые квартиры в Южно-Сахалинске за прошлый год переехало 227 семей. Первые новоселья прошли и в этом году. Так, мы заселили дом на 45 квартир в Санаторном, 60 семей заехали в новые квартиры в 25-м микрорайоне, заселен новый дом в Березняках. И процесс по признанию ветхими и аварийными непригодных для проживания домов продолжается. В этом году мы запланировали переселить в общей сложности около 200 семей.
Еще один большой процесс, которому был дан старт в 2020 году, работа над Генеральным планом города и дизайн-кодом с максимальным привлечением горожан. Это ключевые документы, которые, по сути, определяют развитие Южно-Сахалинска, его комфорт и привлекательность как для самих жителей, так и для потенциальных инвесторов.
- Сергей Александрович, все чаще появляется информация о том, что в связи со снижением доходов, строительство социальных объектов будет осуществляться на условиях концессии. В Южно-Сахалинске тоже?
- Да, это направление федеральной политики, которое активно тиражируется уже на протяжении как минимум последних пяти лет. Что такое концессии? Говоря простым языком, это дополнительные внебюджетные средства инвесторов, которые дают возможность решать актуальные вопросы развития города. Механизм концессии привлекателен тем, что инвестор, вступая в проект, который в первую очередь интересен ему как бизнесмену, использует свои бюджетные ресурсы в виде земельного участка, субсидий и др., но при этом данный проект способствует решению вопросов местного значения. Таким образом, происходит объединение бюджетных и частных ресурсов ради достижения общей социально-полезной цели.
Для нашего города практика привлечения инвестиций таким образом - сложившаяся. За счет муниципально-частного партнерства и концессионных соглашений построен участок улицы Николая Крылова с устройством примыкания к автомобильной дороге Южно-Сахалинск - Корсаков, в районе жилого комплекса "Малиновка". В конце 2019 года он был введен в эксплуатацию.
Даже если это проект со значительным бюджетным софинансированием, механизм муниципально-частного партнерства позволяет нам минимизировать нагрузку на бюджет, поскольку финансирование осуществляется не единоразово как по муниципальному контракту, а периодами, что является по сути рассрочкой платежа. Более того, это долгосрочные отношения, в которые, как правило, вступают добросовестные участники рынка, соответственно, нивелируются риски недобросовестного выполнения работ.
- Какие объекты в областном центре строятся и планируется возвести на условиях концессии? Какие проблемные, может быть, направления планируете закрыть с помощью концессии?
- На сегодняшний день заключены четыре концессионных соглашения по строительству в областном центре многоуровневой автомобильной стоянки на 300 машино-мест, участков автомобильных дорог в районе жилищных комплексов "Малиновка" и "Грон", реконструкции муниципального здания в прачечную. Общая стоимость капитальных затрат по проектам, реализуемым на условиях концессии, составляет более 400 миллионов рублей.
На текущий момент активно ведутся переговоры по реализации на условиях концессии и муниципально-частного партнерства еще ряда инвестиционных проектов. В частности, планируется построить: газовую котельную "Южная", образовательный квартал (школа, детский сад и школа искусств) по улице Больничной, южный водозабор, открытый бассейн в городском парке им. Ю.А.Гагарина. На этих же условиях хотим модернизировать системы тепло- и водоснабжения города и пригородных сел, построить коммунальную инфраструктуру и дороги к двум крупным площадкам жилищного строительства "Уюн" и "Северный городок".
Перечисленные проекты характеризуются высокой социальной значимостью. Претворение их в жизнь в условиях ограниченности бюджетных средств позволит сочетать преимущества частной деятельности с возможностями эффективного государственного регулирования.
- Какие компании будут участвовать в этом строительстве? На каких условиях будет осуществляться отбор компаний? Могут ли сахалинские компании строить на условиях концессии? Какие и с кем соглашения планируется подписать?
- Отбор осуществляется на условиях, предусмотренных федеральными законами №115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и №224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации". В обоих случаях это либо конкурсные процедуры, когда муниципалитет готовит конкурсную документацию и любой желающий, отвечающий требованиям закона, может принять участие в конкурсе, либо частная инициатива, когда инициатор направляет в предложение с необходимым пакетом документов, а муниципалитет принимает в отношении него соответствующее решение. Наиболее популярен в нашей стране именно второй вариант, поскольку в рамках административного регулирования он проще и быстрее.
При этом хочу отметить, что при рассмотрении частной инициативы обеспечение конкуренции сохраняется, поскольку предложение инвестора, если в отношении него принято положительное решение, на 45 дней размещается на общедоступной площадке torgi.gov.ru. В случае, если поступит хоть одна заявка от любого из интересантов, муниципалитет должен приступить к разработке конкурсной документации. Если нет - муниципалитет имеет право заключить соглашение с первичным инициатором, чье предложение рассматривалось. Поэтому, учитывая все вышеназванные обстоятельства, мы не можем наперед знать - кто будет итоговым контрагентом.
Как показывает практика, механизм партнерства и концессии интересен как крупным участникам российского рынка (все зависит от объема и возможности окупаемости инвестиций), так и сахалинским предпринимателям (если говорить о проектах менее крупных). В наших интересах, чтобы инвестиции дали максимальный эффект, как финансовый, так и социальный.
- По условиям концессии застройщик какое-то время владеет построенным объектом и закладывает понесенные им расходы, а также прибыль в тарифы. Если, например, говорить о котельных, то все это закладывается в тарифы для населения на услуги отопления. То есть тарифы резко возрастут? А как будет производиться расчет с концессионерами, например, по строительству школ?
- Для того, чтобы резкого возрастания тарифа не произошло, законом предусмотрено обязательное участие в тарифных концессиях региона, который с самого начала занимается процедурой согласованием тарифа и инвестиционной программы, затем их утверждает, а впоследствии принимает на себя обязательства по возмещению инвестору экономически обоснованных расходов. Поясню, есть два тарифа - один экономически обоснованный, другой - тот, что утверждают для физических лиц. Так вот, если говорить об изменениях, сопряженных с концессией, то тариф для населения растет только в пределах инфляции. А это 4-5 процентов. А вот экономический тариф вырастет по факту затрат, но разницу между ними будет субсидировать концессионеру правительство региона. Таким образом, население будет защищено от существенного и резкого роста тарифа.
Расчет с концессионерами по строительству школ или иных социальных объектов осуществляется посредством предоставления концедентом инвестору субсидий. Как я уже говорил ранее, здесь главный плюс - рассрочка платежа для бюджета города. Также инвестор может частично окупать свои инвестиции сопутствующей деятельностью, не противоречащей основному соглашению (сдача в аренду некоторых помещений, предоставление образовательных/медицинских услуг и прочее). При этом, что касается школ, то здесь наиболее приемлемый вариант - государственное (или муниципальное) частное партнерство, при котором инвестор должен построить либо реконструировать, но эксплуатировать не обязан, на нем остается только обязанность по техническому обслуживанию. Эксплуатирует объект при этом специализированная\ организация.
- Как планируете контролировать качество и страховаться от риска недобросовестных подрядчиков?
- Все эти нюансы детально прописываются в соглашениях. Инициатор в обязательном порядке предоставляет обеспечение обязательств по соглашению, в отношении него также предусматриваются штрафные санкции. Администрация вправе постоянно мониторить ход работ как в рамках стройки, так и на стадии эксплуатации. Что мы и будем делать.
- А вообще можно ли говорить о том, что в условиях ограниченного бюджета возможно повышать инвестиционную привлекательность города. Это реально?
- Безусловно. Нами реализуется при поддержке областного правительства и губернатора Валерия Лимаренко большое количество инструментов, которые реально помогают повышать инвестиционную привлекательность города.
Нами разработана необходимая нормативно-правовая база, способствующая улучшению инвестиционного климата. Она предусматривает различные виды поддержки бизнеса, позволяет заключать концессионные соглашения и соглашения о муниципально-частном партнерстве, гарантирует прозрачность всех процедур и обеспечение равных прав инвесторам.
И это важно, поскольку стимулирование инвестиционной активности в муниципалитете в целом благоприятно сказывается на общей комфортности в городе. Над этим и работаем, стараемся процессы оптимизировать через финансовые и административные инструменты.
Муниципалитет работает в тесном сотрудничестве с региональными и федеральными институтами развития. Действует инвестиционный портал Сахалинской области investinsakhalin.ru, который позволяет потенциальным инвесторам в удаленном доступе получить необходимую информацию о регионе, также его можно использовать для поиска инвестиционных площадок и рассмотрения инвестиционных предложений. Муниципалитет принимает участие и в стратегических региональных проектах. Кроме того, в настоящее время совместно с правительством Сахалинской области мы ведем активные переговоры по использованию инфраструктурных облигаций для обеспечения перспективных площадок необходимой инфраструктурой.
Сегодня в Южно-Сахалинске воплощаются (от бизнес-идеи до выполнения строительно-монтажных работ) или готовятся к старту более 60 инвестиционных проектов (с учетом резидентов ТОСЭР) в различных сферах экономики. Общий объем планируемого финансирования до 2025 года - более 100 млрд рублей. А это и новые рабочие места, и налоговые поступления в бюджет города. Мы не стоим на месте и стараемся выстраивать взаимовыгодные отношения с бизнесом, учитываем его запросы и в постоянном режиме корректируем, исходя из потребностей, и меры поддержки. Уверен, что такая системная работа, безусловно, благоприятно скажется на общем уровне жизни горожан и комфортности проживания в нашем городе.