Мэр Владивостока Константин Шестаков на полях VI Восточного экономического форума рассказал "Интерфаксу" о проекте создания первого на Дальнем Востоке города-миллионника на базе Владивостока, о том, что дала подготовка к ВЭФ жителям города и о новых проектах в сфере образования, транспорта, жилищного строительства, над которыми работают власти.
- Константин Владимирович, когда вы возглавили администрацию Владивостока, то приоритетами в работе назвали создание комфортной среды, поддержку предпринимательства и развитие человеческого капитала. Что удалось сделать за первые месяцы работы? Как вам работается на новой должности?
- Это та должность или то направление, где виден результат твоих трудов. И он не исчисляется процентами прироста, он абсолютно нагляден, и можно снять обратную связь у жителей не по общему ощущению, а по вполне конкретным фактам - исполнению наказов. Все, от очень узких до максимально широких вопросов, условно от ямы до создания Владивостокской агломерации, - это все твои задачи. Здесь любопытно, интересно, ответственно и по силам нашей команде, чтобы сделать город лучше. Мне это очень важно, и это ключевой фактор, по которому я достаточно быстро принял решение по перенаправлению своих усилий.
- Как складываются ваши рабочие отношения с вице-премьером, полпредом президента РФ в ДФО Юрием Трутневым и губернатором края Олегом Кожемяко?
- У меня была возможность выйти с несколькими инициативами за эти три месяца. Они были очень благоприятно восприняты. Более того, часть из этих инициатив, с которыми я выходил, были поддержаны финансово. Наверное, больше половины нам уже удалось воплотить в жизнь. Судим по делам, поэтому сейчас, условно скажем, мяч на моей стороне. Нашей команде нужно показать, что тот аванс доверия, который был дан с федерального уровня и краевого, адекватно отразится на городе, что мы исполняем взятые на себя обязательства.
- Все СМИ облетела новость про первый город-миллионник на Дальнем Востоке. Насколько такая идея вам, как мэру, приемлема, какие видите задачи? В нынешнем состоянии что нужно сделать, чтобы сделать Владивосток миллионником?
- Этот вопрос уже обсуждался достаточно длительное время. И фундамент для принятия решения уже существует. Я согласен с Юрием Петровичем (вице-премьер Трутнев - ИФ) в том, что создание дополнительных мощностей и новых городов должно лежать на фундаменте экономических смыслов. Они должны быть. Условная Владивостокская агломерация, которую мы пока только представляем, уже есть. И все соглашения, подписанные в рамках ВЭФ, это лишь подтверждают. Например, это новые значимые вливания в морской торговый порт, это как минимум тысяча трудоустроенных в краткосрочной перспективе. И таких проектов много.
Как житель города, я понимаю, что комплексное развитие возможно по направлению севера края. Конечно, вверх по карте от Владивостока у нас есть масса возможностей для реализации проектов комплексного строительства. Совершенно новая инфраструктура с возможностью реализации тех запросов, которые есть у жителей Владивостока прямо сейчас. Когда мы говорим о застройке, которая планировалась несколько лет назад, то мы видим, что при строительстве жилых комплексов не хватает социальной инфраструктуры. И это запрос текущего дня. Когда приезжаешь в некоторые из микрорайонов, и жители говорят: "Да, мы здесь теперь живем. Но где школа, где детский сад?".
Когда у нас будет возможность планировать проекты комплексной застройки, мы будем говорить не только о социальной инфраструктуре, но и инженерной, транспортной, которая так важна для Владивостока. Мы один из наиболее автомобилизированных городов. Вопросы парковок, качественных развязок, формирование адекватной логистики - это все те будущие возможности, которые дает большой Владивосток.
Программа "Дальневосточный квартал" - очень хороший механизм, который поможет реализовать проекты. Когда мы говорим о приходе даже самых крупных инвесторов, девелоперов на территорию региона, мы всегда говорим об одних и тех же вопросах. Это создание инженерной инфраструктуры. Если мы говорим о комплексной застройке, в расходах любого девелопера это серьезная часть. Возможность поддержать или софинансировать создание такой инфраструктуры благоприятно отразится на результате, на стоимости квадратного метра в итоге. Здесь очень важен вопрос конкуренции.
Совсем недавно мы вместе с руководством компании "ПИК" закладывали в фундамент капсулу первого проекта, который они реализуют здесь, в Приморском крае. "Босфорский парк" - как раз тот проект, который будет сочетать в себе те запросы, которые уже давно назрели во Владивостоке при создании проектов комплексной застройки. Это и парки, и современное благоустройство в содружестве с общественниками.
Например, рядом с "Босфорским парком" существует родник. И, конечно, крупный инвестор мог зайти и не заметить родник, все сравнять, отвести куда-то эти воды, и все, вопрос закрыт. Но нет, поступили по-другому, встретились с активными жителями Патрокла, приняли решение, что это будет изюминка проекта. Они его благоустроят, и это будет некий малый совместный проект благоустройства. На мой взгляд, даже такие малые примеры достойны уважения, потому что еще несколько лет назад этот вопрос не поднимался.
- О демографии говорят в последнее время много и часто. Какой сейчас баланс Владивостока?
- Пока - отрицательный. Но мы понимаем, что необходимо сделать, чтобы тенденция стала иной. Это несколько направлений, которые мы для себя, новой городской командой, определили как основные. Это возможность самореализации, крепкая экономика, комфортная городская среда, благоустройство, о которых мы уже говорили. Что еще важно для жителей Дальнего Востока для того, чтобы принять решение, что здесь стоит жить, сюда стоит переехать ? Это вопросы образования. Я не понаслышке, как житель, как отец, могу сказать о том, что некоторые мои коллеги и родственники, принимая решение о переезде, учитывали возможности хорошего образовательного старта для детей. Некоторые переезжали в Краснодарский край, чтобы дети пошли в "Сириус". Кто-то переезжал для того, чтобы дети учились в Санкт-Петербурге и Москве.
Конечно, здесь у нас, на территории Владивостока, мы должны создать условия и реализовать проекты, которые дальневосточникам позволят не думать о переезде. И я как отец это говорю. Для родителей это важное направление, на котором государству стоит сосредоточиться. Мы живем ради того, чтобы наши дети выросли счастливыми и образованными. Мне бы хотелось, чтобы дети учились среди лучших. Когда я встречался с золотыми медалистами, я задал им вопрос, кто из них будет учиться во Владивостоке, 70-80% подняли руки. Я сфокусировался на тех, которые сказали, что уедут и спросил, почему. Они мне сказали, что причины - это дороги, благоустройство, отсутствие понимания, где им можно здесь трудоустроиться.
Один парень сказал, что выбрал для себя ИТ-направление, и он понимает, что если будет учиться здесь, то не сможет учиться в среде, к уровню которой ему придется тянуться. Он заявил, что он не сможет учиться у лучших, хотя ему этого очень бы хотелось. Поэтому он принял решение и нашел тот город и тот вуз, в котором уровень преподавания, сами проекты выше, чем есть во Владивостоке.
Поэтому наша муниципальная задача - создать часть непрерывного процесса от детского сада до старших классов школы, который позволил бы задуматься о переезде во Владивосток, или, как минимум, остаться здесь, чтобы обучать своих детей.
Я думаю, что это хороший повод, чтобы жить в нашем городе. Поэтому мои усилия направлены на то, чтобы такие проекты состоялись. Мы приняли решение и сейчас пройдем по нескольким таким проектам. Это будет юридическое объединение детских садов и школ под одним руководством, чтобы можно было вести образовательную линию от младших групп детского сада до старшеклассников. Не скрою, для меня это пока будет эксперимент, мне бы хотелось посмотреть, к чему это приведет, достаточно ли у нас специалистов, и хватит ли у них сил сделать так, чтобы этот проект состоялся. Мы приложим к этому все усилия.
Мы выбрали земельный участок, на котором мы могли бы реализовать проект наподобие "Сириуса". Я воспринимаю "Сириус" не как наименование, а как подход. Хотелось бы, чтобы такие уникальные школы были во Владивостоке.
- Рабочие места во Владивостоке - как обстоят дела с ними?
- Для крупных проектов, фундамент которых уже заложен, или которые реализуются уже сейчас, нужны люди. Посмотрите на стройки, на то распределение, которое сейчас сложилось на них. Какое количество приморцев там работает? Если мы говорим о крупных стройках, то местных жителей не так много. Конечно, мы делаем все возможное, чтобы привлечь жителей города и края, но понимаем, что того объема, который сейчас заложен, не хватает. И это не только про стройки. Таких проектов много.
- То есть экономический план на заявленный миллион жителей уже есть?
- Вернемся к фундаменту. Мы ставим перед собой задачу - 2 млн человек. Но мы же понимаем: за короткий срок силами лишь городской команды довести количество жителей до этого показателя - задача крайне сложная. Но заложить основание для появления вот этих 2 миллионов человек вполне возможно. Новые проекты и новые рабочие места — это все об этом. Это все появляется не в один день - инвестиции, строительство крупных проектов.
- Владивосток шестой раз проводит ВЭФ. У вас, как у руководителя, было немного времени, чтобы справиться с подготовкой - всего 3 месяца. Как город подготовился, что нового появилось?
- Как подготовился город - судить жителям Владивостока и его гостям. Но я думаю, что должны оценить и жители города. Я понимаю, что наши усилия многими воспринимаются как усилия к форуму, но это усилия для города. Форум дает Владивостоку очень крепкие возможности стать лучше. Это экстра-средства, экстра-проекты, к которым мы бы шли несколько месяцев, а то и лет. Используя открывшиеся возможности и понимание необходимости подготовки города к ВЭФ, мы реализовали те задумки, которые были для города важны.
Давайте пройдемся по некоторым из них: ремонт пирсов на набережной Спортивной гавани. Это тот "ржавый гвоздь", который бросался в глаза несколько лет. К сожалению, не могли его решить. Юрий Трутнев согласился с тем, что в городе со стороны морского фасада не должно быть таких "ржавых гвоздей".
Проектов, заложенных под ВЭФ, было очень много. Например, продолжение строительства асфальтированной дороги на острове Русский. Это первые за прошедшие после саммита АТЭС годы 1,2 км, которые "дойдут" до Ворошиловской батареи. Это понимание, что в следующем году мы можем дойти до Экипажной. Запрос на такое строительство на острове у жителей был колоссальный.
Было много спортивных проектов, которые были поддержаны в рамках подготовки к ВЭФ. У нас будет возможность уже в этом году сформировать первый этап строительства из бухты Ахлестышева велосипедных дорожек, которыми смогут воспользоваться гости ВЭФ уже в следующем году. Лыжная трасса, которая создавалась по распоряжению Олега Николаевича (губернатора Приморья Кожемяко - ИФ) в прошлом году, а в этом году Юрий Петрович поддержал развитие этого направления, была высоко оценено жителями Владивостока. В этом году будет дополнительная трасса.
К форуму развернулся масштабный ремонт дорог. Может быть, мы должны извиниться перед жителями Владивостока за то, что мы перешли на работу по ночам. Но на это был запрос. Когда рабочие начинали ремонт днем, город вставал в десятибалльные пробки. Мы перешли на работу по ночам, чтобы не доставлять дискомфорт горожанам. Есть вещи, которые мы не могли перенести на ночное время и обеспечить комфортный проезд, например, подпорные стены. Мы получили негативные отзывы о том, что перегородили целую полосу. Все понимаю, но это то минимальное вынужденное зло, которое мы принесли, это время в пробке. У нас есть хорошая возможность исправить те недочеты, которые накопились за последнее время. У нас есть несколько творческих проектов, которые, я уверен, многие заметили. В городе появилось несколько фасадов, которые художники Владивостока и других регионов Дальнего Востока использовали как художественное панно. Получились интересные проекты. Мы реализовывали совместные проекты с дальневосточными регионами на подпорных стенах.
На мой взгляд, нашему городу не хватало таких творческих проектов, а также понимания творческой молодежи, что их талант, труд востребованы, и они могут совместно с властью реализовывать проекты. Думаю, что плюсов от мероприятий, которые мы проводили в рамках подготовки к Восточному экономическому форуму, множество. Помните строки "В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь, другой — листвы зеленой вязь, весну и небо голубое". Так что для кого-то это будет шум по ночам, а для кого-то – чистые, ухоженные дороги на протяжении еще одного календарного года.
- Работа общественного транспорта все еще вызывает замечания у горожан. Это и состояние автобусов на некоторых маршрутах, и долгое ожидание на остановках. Что планируется сделать в этом направлении?
- Это и тактика, и стратегия. Тактика — это наша текущая работа с автотранспортными предприятиями. Мы встретились и поговорили о правилах работы автотранспорта на текущий период. Я сказал о том, что не буду никого щадить, если договоренности исполняться не будут. Поэтому штрафы составляют более одного миллиона за одно нарушение. Для бизнеса это достаточно серьезные штрафы. Но мы не ставили задачу пополнить казну за этот счет. Мы хотели показать необходимость неукоснительного соблюдения тех правил, которые мы выработали за одним столом и которые были включены в контракт. Поэтому за несколько недель объем штрафов превысил 4 млн рублей только потому, что автобусы не выходили вовремя на маршрут. Эти правила должны безусловно соблюдаться. Мы пошли дальше, поговорили о том, что готовы заключить трехгодичные контракты с условием, что парк будет обновляться, и это будет зашито в те контракты, о которых мы говорим. Три года для кредитных институтов, для партнеров автотранспортных компаний - это уже абсолютно понятные горизонты, и с ними работать проще. И это наш следующий шаг, я эти договоренности безусловно готов соблюдать.
Ну и стратегия - наша работа с ВЭБ.РФ. Мы готовы выйти на концессионное соглашение по развитию общественного транспорта. Это комплекс, это выделенные полосы, это камеры на полосу, это ответственность за выезд или парковку на них. Это обновление общественного транспорта, в том числе и того, который традиционно любим жителями Владивостока - трамваи и троллейбусы. Мы сами хотим обновить само трамвайное полотно. Это шаги в среднесрочной перспективе.
И, конечно, мы должны говорить о развитии электротранспорта на магистральных маршрутах. Понятно, что это не должно быть эмоциональным решением главы, это должна быть продуманная стратегия с теми экспертами, профессионалами, которые являются партнерами и подрядчиками ВЭБ.РФ. Безусловно, концессия по общественному транспорту должна быть реализована, это одна из моих задач.
Транспортные компании приходят на рынок, чтобы заработать. Это же про бизнес, а не про социальную нагрузку. Они хотят видеть понятные перспективы в будущем. Это возможно только вне войн, по понятным и зафиксированным договоренностям в виде контрактов, концессионных соглашений.
- Сегодня на остров Русский из Владивостока можно попасть только по мосту, регулярного морского сообщения с материком нет. Планирует ли мэрия закупать новые суда для восстановления паромных и катерных маршрутов?
- Я уже говорил о том, что ключевой акцент на том, чтобы асфальтированное кольцо автодорог появилось на острове Русский. Почему была необходимость передвижения на пароме? Потому что с Подножья (район острова Русский - ИФ) очень тяжело доехать до моста, это грунтовая дорога, пыль и грязь. Если мы решим этот вопрос, то необходимость в создании не туристской, а пассажирской линии отпадет. Если мы будем говорить о морском такси, то это возможно, хотя это скорее исключение, нежели правило, по желанию. Наверняка в приморском городе морское такси должно быть.
- Как город готовится к зиме? Ранее прокуратура поднимала проблему нехватки дорожной техники для уборки дорог от снега. Будет ли пополняться парк спецтехники?
- Вернемся к тем решениям, которые принимал Юрий Трутнев на нашей прошлой встрече. Нам выделили 30 млн рублей, чтобы мы докупили необходимую технику для муниципалитета. Мы приобретем ту технику, которой у муниципалитета не было. В целом все очень традиционно, просто все, что мы делали, мы должны делать чуть-чуть раньше. Сейчас у меня была возможность провести корректировки бюджета, и дополнительно более 200 млн рублей мы выделим. Мы уже закупили часть реагентов, они лежат на складах, до середины января мы всем обеспечены. К середине осени мы будем обеспечены до конца марта. На это средства у нас есть. Цыплят по осени считают, посмотрим, как с нашей командой мы сможем справиться с теми вызовами, которые нам готовит поздняя осень и зима. Мы готовимся.