Мастер-план развития Магадана был представлен президенту РФ на совещании 5 сентября, а уже спустя неделю на восьмом Восточном экономическом форуме во Владивостоке власти региона презентовали потенциальным инвесторам ряд объектов, которые будут реализованы в ближайшие годы. О ключевых направлениях мастер-плана в интервью " Интерфаксу " на полях ВЭФ рассказал мэр Магадана Юрий Гришан.
- Юрий Федорович, 5 сентября вместе с губернатором Магаданской области Сергеем Носовым вы представляли мастер-план развития Магадана на совещании у главы государства. Расскажите подробнее, как будет развиваться город, какой объем частных и государственных инвестиций планируется, что будет построено?
-Действительно, мастер-план обсуждался 5 сентября 2023 года, а разрабатывали его в 2019-2020 годах и утвердили. Казалось, что все выстроено, все понятно. Но время идет, многое меняется, мы уже делали его актуализацию. По итогам этой актуализации и рабочей поездки в Магадан помощника президента РФ Максима Орешкина в мае мы пришли к тому, что нужно делать корректировку, оценивать заново и финансовые, и структурные составляющие.
Дальний Восток сегодня - это трудонедостаточная территория. У всех одинаковая беда - люди отсюда уезжают. Задачей мастер-плана и исследования, которое проводилось в 2019 году, было понять, почему уезжают люди. В регионе достойная заработная плата, мы в тройке лидеров. Ханты-Мансийск, Тюмень и Магадан держат очень высокий средний уровень заработной платы. И состояние дорог более-менее лучше, чем в других регионах. Аварийный жилфонд достаточно динамично переселяется. Но люди все-таки уезжают.
Задачей мастер-плана было ответить на эти вопросы, и он структурирован именно так, чтобы была соблюдена синергия экономики и социальной сферы. Оказывается, мы все-таки по социалке очень здорово отстаем. В Магадане у нас очень много детей, более 30% учатся во вторую смену. Это плохо на самом деле. Поэтому и мастер-планом, и протокольными поручениями, которые нарабатывались в рамках подготовки к совещанию с президентом, запланировано строительство двух новых школ общей наполняемостью 1530 мест, детских садов.
Несмотря на то, что численность населения уменьшается, количество молодежи, детей школьного возраста растет. Это говорит о том, что уезжают все-таки больше люди старшего возраста. Молодежь остается на месте. Здорово, что работает "Дальневосточная ипотека", она хорошо вписалась в проблемные вопросы мастер-плана. Ипотека под 2% востребована. Мы отдаем молодым семьям деньги, чтобы помочь им сделать стартовый взнос. Когда мы вместе со Сбером анализировали, как используется дальневосточная ипотека и все наши льготы, оказалось, что 90% пользователей оседает именно в Магадане. Это важно, это означает, что они будут жить здесь, воспитывать детей.
- Строительству жилья посвящен отдельный раздел в мастер-плане?
- Да, в мастер-плане поднимается вопрос строительства и развития новых микрорайонов Магадана. О "Гороховом поле" знают уже и ДОМ.РФ, и Минвостокразвития, и Минстрой. Это порядка 200 тыс. кв.м. нового жилья, а также всей инфраструктуры. В "Гороховом поле" будет и школа, и детский сад, и поликлиника, и реабилитационный центр. Вблизи построен физкультурно-оздоровительный комплекс "Президентский", который имеет 5 бассейнов, хоккейное поле с трибунами для болельщиков, залы для занятий борьбой и боксом. Комплекс приближен к этому району, и он стал уже знаковым объектом на въезде в Магадан.
Социалку мы подтягиваем. Следующий вопрос, который обсуждался, это инженерная инфраструктура. Потому что новый район - это новые нагрузки. Параллельно меняются ветки старой сети, раньше, например, нужна была труба 500, теперь 800. Мы, развивая новый микрорайон в рамках мастер-плана, меняем существенно инженерные сети - и тепловые, и водопроводные. В мастер-плане записан очень важный вопрос по обеспечению жителей качественной питьевой водой. Вода у нас как фильме "Мимино", на втором месте в мире. Но тем не менее, это все-таки поверхностная вода, и в период паводков она по прозрачности не совсем отвечает современным требованиям. Поэтому было поддержано наше предложение построить очистные сооружения, как мы говорим, на "голове", чтобы качество воды оставалось высоким.
С пониманием также отнеслись к вопросам, связанным с развитием улично-дорожной сети, дворовых территорий. Поставлена задача до 2030 года, а по дорогам до 2027 года, довести до нормативного состояния 85% дорог. За три года это колоссальная работа, потому что мы должны открыть новое месторождение щебня, поставить новые дробилки, новые асфальтобетонные заводы. Необходимо набрать людей, приобрести технику. По улично-дорожной сети нам не просто нужно заасфальтировать и поставить бордюры. У нас Магадан находится на гористой местности, еще покруче, чем Владивосток, плюс вечная мерзлота. Поэтому очень актуальны вопросы обустройства ливневой канализации, как одного из элементов улично-дорожной сети, а также тротуары, уличное освещение.
Это все дорого, но это нужно делать. По нацпроекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги", выделяется, на мой взгляд, совсем немного денег. Но тем не менее, там, где мы делаем, город преображается и становится привлекательнее.
Также я уже много раз говорил и еще раз повторю: не зря был выбран вот этот треугольник для проведения совещания: Якутская, Магаданская и Анадырская агломерации. Это очень важно, потому что мы сильно интегрированы еще с советских времен. У нас порт Магадан работает в том числе на восток Якутии, на ее восточные районы. Чукотка раньше входила в состав Магаданской области, остались все коммуникации, даже некоторые органы управления остались в Магадане.
Для нас очень важно, что президент Владимир Путин, разговаривая с главой Якутии Айсеном Николаевым, сказал о важности строительства моста через реку Алдан. Для улучшения качества жизни нам нужно снизить затраты на содержание по ЖКХ, а уголь тяжело доставляется. Он идет по железной дороге с Кузбасса, специфика ТЭЦ такая, к тому же, перевалка влияет на экологию. А в Якутии достаточно много природного газа, и они готовы нам отдавать сжиженный природный газ. Но нас останавливает четыре месяца распутицы, осенней и весенней. Чтобы это преодолеть, нужно строить огромное газохранилище. Если появится мост через Алдан, то зайдут газовозы, и проблем не будет. Все это повлияет на стоимость тепла, тем более что у нас 10 месяцев в году отопительный сезон.
Все вопросы, связанные с развитием Чукотки, Якутии, Магадана, были выбраны организаторами совещания не случайно. Мы развиваемся вместе, мы представляем единый дальневосточный регион, и нам можно коммуницировать не только по горизонтали, но и по вертикали. На "Улице Дальнего Востока" павильон нашего региона всегда располагается рядом с Якутией и Чукоткой, что тоже символично.
В прошлом году даже макет железной дороги от Якутска до Магадана связывал наши павильоны. Это мега-проект, коммунисты в 1947 году хотели это сделать, но потом вернулись к Байкало-Амурской магистрали (БАМ), и об этом забыли. На самом деле эта дорога имеет важное социальное, экономическое и стратегическое значение, особенно сейчас.