Дальний Восток / Эксклюзив 14 сентября 2021 г. 08:37

И.о. ректора Дальневосточного федерального университета Алексей Кошель:

"ДВФУ определился с приоритетами развития до 2030 года"

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) во Владивостоке в начале сентября в шестой раз принял Восточный экономический форум (ВЭФ). На пленарном заседании форума президент России Владимир Путин подчеркнул, что в течение ближайших десяти лет университет должен войти в число ведущих мировых вузов. О том, как намерен развиваться университет в ближайшие годы, о представленных на ВЭФ разработках и об итогах приемной кампании, в интервью "Интерфаксу" рассказал исполняющий обязанности ректора ДВФУ Алексей Кошель.

"ДВФУ определился с приоритетами развития до 2030 года"
Фото предоставлено пресс-службой ДВФУ

- Алексей Сергеевич, совсем недавно закончился ВЭФ. Какие предложения были озвучены по развитию университета на нем? Что представил вуз на форуме?

- Мы очень рады, что имеем уникальную возможность ежегодно принимать ВЭФ, главное экономическое и политическое событие на Дальнем Востоке России. В течение нескольких лет ДВФУ выступает специальным партнером по организации форума, и с каждым годом усиливает свое содержательное участие в его программе. В этом году мы получили интересный "пас" от лидера страны о том, что ДВФУ должен стать лучшим университетом не только в стране, но и в мире. Это довольно амбициозная задача, над которой мы активно работаем в последние годы. Как известно развитие Дальнего Востока объявлено национальным приоритетом на весь XXI век, поэтому ДВФУ как ведущий вуз макрорегиона и его интеллектуальный и научно-технологический драйвер тоже должен становиться лучшим.

Последние пять лет университет демонстрирует высокий рост в международных рейтингах. Например, в одном из самых престижных рейтингов QS World University Ranking мы продвинулись сразу на 200 позиций. Два года подряд ДВФУ входит в топ-500 рейтинга QS и занимает сейчас 461 строчку.

Такая динамика вполне объяснима. В ДВФУ сформирована мощная экосистема с центрами компетенций в области исследования Мирового океана, наукоемких технологий и передовых материалов, наук о жизни и биомедицины, информационных технологий, инжиниринга. По всем этим направлениям в структуре вуза открыты новые академические единицы, новые институты. В результате трансформации научно-образовательной деятельности выделено пять стратегических проектов ДВФУ, представленных для участия в программе стратегического академического лидерства "Приоритет-2030".

- Не могли бы вы подробнее рассказать об этих направлениях?

- В этом году в ДВФУ создан Институт Мирового океана, что обусловлено не только расположением университета непосредственно на берегу моря, но также наличием у нас высоких компетенций в области исследования морской биоты и климатических особенностей океана, развития морской робототехники. В рамках делового завтрака на полях ВЭФ с участием главы Минобрнауки Валерия Фалькова и вице-президента Российской академии наук академика Андрея Адрианова было объявлено, что ДВФУ готов стать активным участником создания дальневосточного морского карбонового полигона. Мы уделяем этому проекту большое внимание, учитывая актуальность изучения негативного эффекта парниковых газов и вклад России в восстановление озонового слоя планеты.

Помимо этого университет специализируется на развитии морской робототехники. Студенты ДВФУ – бессменные лидеры международных и всероссийских соревнований. Часть наших разработок была представлена на форуме.

В стратегическом проекте "Науки о жизни" мы считаем важнейшим пунктом обеспечение биологической безопасности на Дальнем Востоке России и в Восточном Азии, включая вопросы продовольственной безопасности, и что особенно важно в текущем моменте, эпидемиологических рисков.

В проекте "Физика и материаловедение" точкой притяжения станет установка класса "мегасайенс". Синхротрон планируется построить в 2026 году, он привлечет исследователей природы вещества и новых материалов со всего мира. Но уже сейчас для работы на этой уникальной установке мы начали готовить высококлассных специалистов по совместной программе с Курчатовским институтом.

Центр цифрового развития – это ответ, с одной стороны, на поручение президента РФ по разработке технологий "больших данных" и информационной безопасности, а с другой стороны, на запрос IT-компаний, которые воспринимают ДВФУ как источник цифровых разработок и ведущий центр подготовки кадров. Мы рассчитываем, что этот проект станет самостоятельным быстрее всех, и через несколько лет в ДВФУ сформируется полноценный цифровой кластер.

Стратегический проект "Центр инжиниринга" играет особую роль как поставщик в промышленный комплекс Дальнего Востока новых технологических решений. Задача университета заключается в том, чтобы научиться обеспечивать технологическую безопасность производственных цепочек российских компаний и их опережающее развитие относительно общих темпов развития в странах АТР.

Уверен, программа "Приоритет-2030" даст новый импульс развитию всего Дальнего Востока и будет способствовать превращению ДВФУ в интеллектуального лидера макрорегиона, способного играть ведущую роль в научно-технологическом диалоге в АТР.

- На ВЭФ Минвостокразвития представило программу подготовки управленческих кадров "Муравьев-Амурский". Как будет в ней участвовать ДВФУ?

- Программа "Муравьев-Амурский 2030" предназначена для подготовки управленческих кадров для Дальнего Востока. Прошедшие вступительные испытания кандидаты будут приняты на специальный образовательный курс, который планируется организовать на базе ДВФУ. По завершению обучения участники в течение полугода будут работать в плотном контакте с руководителями муниципального, регионального и федерального уровня.

Программа "Муравьев-Амурский 2030" позволит получить новые знания и расширить компетенции людям, которые хотят и стремятся сделать лучше жизнь на Дальнем Востоке. Участники программы смогут эффективнее развивать дальневосточный регион эффективно с учетом его особенностей и приоритетных направлений. 

- Расскажите об итогах приемной кампании этого года. Увеличилось ли количество бюджетников? Из каких стран и регионов поступают абитуриенты в ДВФУ?

- Приемная кампания 2021 года стала для ДВФУ одной из самых успешных. Как вы знаете, благодаря специальному поручению президента РФ в региональных вузах было существенно увеличено количество бюджетных мест. В ДВФУ суммарно набор на бюджет вырос сразу на 20% – до 5000 мест. Рост произошел практически по всем специальностям и по всем уровням образования. Несмотря на это ДВФУ успешно справился с повышенным госзаданием при том, что средний балл ЕГЭ среди поступивших сохранился высоким. Кроме того, стало больше абитуриентов с максимальными баллами – на бакалавриат и специалитет зачислено 439 высокобалльников, набравших более 250 баллов за три экзамена, а также 18 стобалльников.

В итоге в ДВФУ зачислены абитуриенты из всех 85 субъектов Российской Федерации, по сравнению с прошлым годом география наших студентов увеличилась на 9 регионов. Если смотреть в разрезе, то около 60% ребят поступило из-за пределов Приморского края. Преимущественно, конечно, это дальневосточники, но примерно треть – студенты из других регионов страны.

Что касается иностранных студентов, то их в ДВФУ обучается около 3,5 тыс. из 69 государств. В большинстве своем это студенты из Китая, на втором месте идет Индия. У нас представлены студенты из большинства стран Азиатско-Тихоокеанского региона, но есть также из Европы и Америки.

- Как сейчас развивается целевое обучение в вузе? Большая ли доля целевиков в ДВФУ?

- Целевое обучение может быть разным. Более традиционный формат подразумевает, что выпускник школы договаривается с той или иной компанией об обучении, заключает договор и после окончания университета получает гарантированное место работы. Но гораздо эффективнее, на наш взгляд, когда уже среди студентов, зачисленных в университет, идет добровольное распределение. Такую модель интеграции бизнеса и образования мы видим для себя как приоритетную. На ее развитие нацелен Консорциум "Дальний Восток: пространство возможностей", созданный в этом году по инициативе ДВФУ и Минвостокразвития. Консорциум объединил органы власти, научные и образовательные организации, крупнейшие предприятия и компании страны, чтобы способствовать созданию социальных лифтов для выпускников школ, обеспечивать их трудоустройство в компаниях Дальнего Востока, в том числе через добровольное распределение.

К слову, ранее мы уже внедряли элементы такой модели условно-добровольного распределения, когда увеличивали срок преддипломной стажировки для студентов до трех, шести месяцев и практически до года. Наиболее яркий пример – это длительная стажировка в течение всего завершающего года обучения на педагогическом направлении. Подобная практика реализуется и на других направлениях. Например, по "цифре" ребятам сегодня нет необходимости идти на длительную стажировку. Они могут работать во время своего обучения в центре проектной деятельности, который есть в университете, либо в IT-компаниях, открытых в центре цифрового развития. Под руководством наставников студенты могут создавать свои разработки и тут же внедрять их.

Классический целевой прием тоже развивается. Для нас чрезвычайно важно, чтобы выпускник был трудоустроен именно по специальности, а не искал себе применение после университета. Для этого нужны все более серьезные интеграции с компаниями-работодателями, в том числе и посредством совместных образовательных программ. Таких программ в ДВФУ с каждым годом становится все больше.

- В конце июля в РФ стартовала программа "Студенческий туризм". ДВФУ тоже стал ее участником. Что можно сказать о первых результатах программы?

- ДВФУ как один из пилотных российских вузов программы "Студенческий туризм" с большим энтузиазмом включился в этот проект Минобрнауки. Тем более, имея лучший в стране студенческий кампус на берегу моря, нам есть, чем восхитить ребят из других регионов. Всего за месяц с небольшим программы ДВФУ посетило более 40 человек со всей России, в том числе из Москвы и даже из Калининграда. Для них центр студенческого туризма разработал разнообразную культурно-развлекательную, просветительскую программу, организовал посещение знаковых мест дальневосточной столицы. И, конечно, всех путешествующих студентов мы приглашали продолжить обучение в ДВФУ на магистерских программах. Надеюсь, они воспользуются этим предложением.

- В каком формате начнется новый учебный год в ДВФУ – очном или смешанном?

- Учебный год в ДВФУ начался 13 сентября преимущественно в очном формате. Но это не значит, что мы не будем сочетать его с дистанционным в тех случаях, где это вынужденная мера с действующими ограничениями из-за коронавирусной инфекции. К сожалению, многие наши иностранные студенты пока продолжат обучение онлайн, поскольку не могут приехать в Россию из-за закрытых границ.

Со своей стороны университет прилагает максимум усилий, чтобы обезопасить своих студентов и сотрудников, формируя на территории кампуса бесковидное пространство. В одном из корпусов университета развернут пункт вакцинации, у нас достаточно высокий процент привившихся. Среди студентов продолжим активную вакцинацию с началом учебного года. Также проведем мониторинг, сколько ребят успели привиться дома за время каникул.

- Будете ли принуждать к вакцинации?

- Никаких принудительных мер не будет, вакцинация исключительно добровольная. Но мы уделяем большое внимание стимулированию и разъяснительной работе. Так, у нас предусмотрен дополнительный выходной после вакцинации для сотрудников. Аналогичный порядок будет распространен и на студентов, плюс вводим для них некоторые льготы в части проживания и посещения секций.