Правительство Сахалинской области в своей работе сохранит социально ориентированный подход, несмотря на сокращение доходов регионального бюджета от нефтегазовых проектов. О том, какие программы будут реализованы в следующем году, о строительстве жилья, планах по строительству моста на Сахалин и о создании дальневосточной авиакомпании в интервью "Интерфаксу" рассказал глава региона Валерий Лимаренко.
– Валерий Игоревич, на прошлой неделе вы подписали соглашение с группой ПИК. Расскажите подробнее, какие перспективы жилищного строительства открываются в связи с этим в регионе. Как это может повлиять на стоимость квадратного метра, приведет ли к снижению ветхого фонда? Будет ли ПИК участвовать в реновации в Южно-Сахалинске?
– Соглашение с группой компанией "ПИК" предполагает возведение жилья на двух площадках в Южно-Сахалинске. Ориентировочная площадь застройки – 800 тысяч квадратных метров. Это достаточно много.
Строительство микрорайонов будет вестись с учетом обеспечения всей необходимой инженерной и социальной инфраструктурой, а также будет отвечать всем современным требованиям комфортной городской среды. Жители региона будут жить в районах, построенных по высоким стандартам качества, удобных и современных.
Поскольку предложение по продаже недвижимости на первичном рынке вырастет, мы ожидаем снижения стоимости квадратного метра жилья. Безусловно, строительство новых жилых домов позволит увеличить темпы расселения граждан из аварийного фонда.
Кроме того, ГК "ПИК" рассматривает создание базы домостроительной индустрии для масштабного строительства микрорайонов, которая обеспечит выпуск необходимых строительных материалов и создаст новые рабочие места на территории Сахалинской области.
Что касается участия группы "ПИК" в реновации на территории Южно-Сахалинска, то об этом пока рано говорить. Тем не менее, объемы запланированного к строительству жилья позволят в достаточной мере использовать новые мощности, в том числе при строительстве жилья в рамках реновации.
– Как реализуется программа переселения из ветхого и аварийного жилья? Не отразится ли на этой программе и вообще темпах жилищного строительства сокращение доходов областного бюджета от нефтегазового комплекса в следующем году?
– Переселение граждан из аварийного жилого фонда – одна из наших приоритетных задач, несмотря на прогнозируемое сокращение доходов областного бюджета от нефтегазового комплекса. За январь-август текущего года расселено на 6,2 тыс. кв. метров больше запланированного: 30,8 тыс. кв. м при плане 24,6 тыс. кв. м. Снижение темпов строительства жилья и переселения граждан мы не прогнозируем. В следующем году строительство новых жилых домов и переселение из аварийного фонда будет продолжено.
– Ранее вы говорили, что регион ежегодно будет строить 500 тыс. кв. м жилья, значительная часть которого будет социальным. Не изменились ли планы?
– Планы по строительству социального жилья остаются без изменений. Мы планируем в следующем году ввести в эксплуатацию не менее 500 тыс. кв. метров жилья, из которых более 40% – это социальное и арендное жилье. Такое жилье предназначено для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также предоставления работникам бюджетной сферы арендного жилья за цену, которая в два раза ниже рыночной.
Мы в целом на Сахалине увеличиваем объемы жилищного строительства. В этом году построим 430 тыс. кв. метров – это рекорд. В прошлом году эта цифра достигла 330 тыс. А в будущем году будем строить 500 тыс. кв. метров жилья. Таким образом, за 10 лет мы планируем построить 5 млн кв. метров.
– Как решается проблема с Холмским морским торговым портом, где за год несколько раз поднимались тарифы на проезд по территории порта? 1 сентября тариф за одну автофуру повысили до 25 тыс. рублей, что в пять раз выше, чем в конце 2019 года. Остается и много других нерешенных проблем, в том числе вопрос долгов порта. Не кажется ли Вам, что новые владельцы хотят его обанкротить?
– В начале года правительство Сахалинской области направило обращение в ФАС России о включении морских портов региона, в том числе Холмского, в перечень портов, в отношении которых органы исполнительной власти регионов РФ могут вводить госрегулирование тарифов на услуги по перевалке грузов.
На сегодняшний день в рамках взаимодействия с ФАС России издан приказ, который дает возможность регулирования тарифов на региональном уровне. В настоящее время осуществляется оценка затрат портов с тем, чтобы сформировать справедливые тарифы.
– Известно, что дальневосточную авиакомпанию планируется создать на базе "Авроры", а контрольный пакет акций передадут Сахалинской области. В то же время ряд руководителей других регионов высказывали мнение, что подобный сценарий создания дальневосточной авиакомпании будет невыгодным для других авиакомпаний регионов Дальнего Востока. Что думаете на этот счет вы?
– Мы предложили самую мощную авиакомпанию на Дальнем Востоке – "Аврору" – поставить в центре этой дальневосточной авиакомпании. Как она будет образовываться? Первый шаг – это создание альянса тех авиаперевозчиков, которые есть. Хочу сказать одну важную вещь: "Аэрофлот" силен тем, что все его дочерние компании живут по единым правилам. Например, когда ты покупаешь авиабилет в одной из его компаний, то ты сразу попадаешь в единую систему. Такой же альянс нам нужно создать на Дальнем Востоке.
На первом шаге это возможно сделать без образования специального юридического лица. А на втором шаге уже возможно обсуждать корпоративные задачи. Я поддерживаю идею о том, что это должен быть альянс авиакомпаний. Здесь у нас противоречий с другими регионами нет, наоборот, полное понимание. Флагманом в этой ситуации должно выступать объединение региональных авиаперевозчиков под единой операционной деятельностью: единые стандарты, правила, подготовка пилотов и прочее. Об этом мы договорились – объединить усилия.
Такое решение позволит снизить расходы на выполнение авиаперевозок, выстроить оптимальный оборот воздушных судов, повысить регулярность, обеспечить удобное для пассажиров расписание полетов с максимально возможным количеством стыковок и минимальным временем ожидания рейсов. В итоге будет обеспечена высокая транспортная доступность региона.
В рамках создания дальневосточной авиакомпании уже проработана перспективная маршрутная сеть, включающая 535 социально-значимых маршрутов, которые свяжут между собой 410 населенных пунктов в ДФО.
Имеем ли мы планы по развитию нашей авиакомпании с точки зрения ее объединения с другими авиаперевозчиками? Имеем, и больше того, в этом нас поддержало Правительство РФ. На первом этапе могут быть выстроены отношения с одним авиаперевозчиком, на втором этапе – с другим, постепенно выстроится группа компаний. Это все работа не одного дня или месяца.
Поэтому я считаю, что у нас нет никаких противоречий. Правительство поставило нам задачу: договориться с "Аэрофлотом" и выкупить свою долю. Мы сейчас наняли компанию, которая делает оценку. Такая работа в ближайшее время будет завершена, и мы сядем за стол переговоров, чтобы провести эту сделку. Также поставлена задача создать дальневосточную авиакомпанию – мы ее делаем, создавая сначала альянс авиаперевозчиков. Я считаю, необходимо стремиться к тому, чтобы сформировать такой альянс до конца года.
– Правительство региона уже готовит проект областного бюджета на следующий год. Отчего придется отказаться? Будет ли скорректирована инвестпрограмма и за счет каких проектов?
– Мы прогнозируем, что в этом году потери бюджета составят около 20 млрд рублей. В следующем году мы прогнозируем, что эта цифра может достигнуть 60 млрд рублей. Но если будут какие-то ценовые улучшения, то эта сумма может быть меньше.
Мы воспринимаем эту ситуацию как вызов и считаем, что для долгосрочных перспектив нет экономических оснований для большого провала. Возникла пандемия, последствия которой ударили по экономике многих стран мира. Готовы ли мы пережить это? Да, готовы.
В то же время мы сохраним в своей работе социально ориентированный подход, поскольку благополучие людей для нас в приоритете. Постараемся возводить все социальные объекты своевременно, если будет не хватать средств, то будем кредитоваться. Мы также продолжим решать вопросы переселения людей из аварийного жилья, модернизировать инфраструктуру, повышать качество услуг в здравоохранении, образовании и других сферах. В условиях сокращения доходов бюджета эти направления будут приоритетом для правительства Сахалинской области.
Добыча нефти остановилась по двум причинам. Одна из них – ветхость нефтепровода, вторая – обязательство по сделке ОПЕК+. Я считаю, что эти два обстоятельства сложились. Как выйти из этого кризиса? Нужно построить новую ветку нефтепровода "Сахалин-1". Строительство уже началось. Всего придется построить порядка 80 км, также необходимо определенное обслуживающее оборудование. По оценкам специалистов, на строительство этого нефтепровода потребуется около полутора лет. Мы считаем, что это небольшой срок. Тем более, в это время Роснефть собирается заниматься реконструкцией своих основных фондов и строительством вот этой новой мощной ветки. Это означает, что есть работа для тех специалистов, которые могли бы остаться без работы.
– Раньше озвучивались планы по строительству моста на Сахалин с материка. Остались ли эти идеи в силе?
– Однозначно. Это не прогнозы, а реальные планы. Он уже проектируется. Это же не только мост – для его строительства необходимо провести железную дорогу от БАМа, построить к ней все подходы. Строительство также даст возможность выхода сразу на несколько морских портов – Корсаковский, Поронайский, Холмский, Невельский и Углегорский, которые являются, в основном, не замерзающими портами. Когда они соединятся с железной дорогой, это будет вторая в стране после Транссиба мощная железнодорожная ветвь.
С появлением железной дороги автоматически на материке будет развиваться соответствующая инфраструктура. Сам мост в длину планируется сделать меньше, чем Крымский. Однако из-за климатических условий сама конструкция моста должна быть несколько иной.
Я скажу так: построить мост на Сахалин – это хорошее вложение в большие перспективы. Считаю, что за пять-десять лет такой мост может быть построен.
– Подытожить наш разговор хотелось бы вопросом о Всероссийском слете "ОстроVa", который завершился на Сахалине на прошлой неделе. Вы не раз встречались с его участниками – а это около тысячи молодых людей со всей страны. Что, на ваш взгляд, стало основным итогом форума?
– Еще до начала форума была организована "Школа модераторов", подготовку в которой прошли 50 человек – студенты, преподаватели, лидеры молодежных объединений, представители бизнеса. Теперь это актив территории.
Во время форума участники треков работали с реальными запросами региона. По каждому проекту готова не просто идея, а пакет конкретных действий для ее реализации. Например, участники трека "ОстроVа Победы" провели Уроки Победы в 14 школах Сахалина и подготовили методические рекомендации по проведению таких уроков в других регионах России.
Участники трека "ОстроVа Впечатлений" предложили варианты развития туристической индустрии на Сахалине. Один из проектов – туристическая социальная сеть MapKlap, которая позволит выбрать интересные туры и маршруты в регионе.
Этот и еще 19 проектов стали победителями грантового конкурса. Всего оказана поддержка на общую сумму более 14,5 млн рублей. Гранты позволят молодым людям претворить в жизнь самые разные идеи.