Глава Сахалинской области Валерий Лимаренко в интервью "Интерфаксу" рассказал, почему хочет сделать Сахалин разворотной точкой на Северном морском пути и как относится к идее закрепить в Конституции понятие о неотделимости территорий России.
– Валерий Игоревич, Вы считаете, что конституционный запрет на отчуждение российских территорий поставит точку в вопросе принадлежности Курильских островов. Не кажется ли Вам, что по сути он никак не повлияет на желание японских политиков вернуть эти территории, ведь Конституция – это внутренний документ РФ?
– Японцы все время будут просить эту землю, потому что есть внутренние силы, которые заставляют их это делать. Это неизбежный процесс, и они все время будут это делать, а мы все время будем говорить, что это наша земля, потому что границы России незыблемы.
То, что мы хотим записать в Конституцию – очень важно. Это послание нашим потомкам, чтобы они никогда не подумали, что можно отдать землю, завоеванную нашими предками. Россия приумножалась из столетия в столетие. Это и есть признак того, что наша страна эффективная – она обладает самым большим богатством в мире.
Факт закрепления в Конституции неотделимости земли – это принципиальная позиция. Возникает вопрос: после появления этой нормы в Конституции будут ли у нас просить земли? Будут. Мы должны быть сильны в экономическом и военном плане, чтобы никто ничего у нас не забрал. А нашим японским друзьям мы пожелаем ориентироваться на терпение, уважение и доверие.
В то же время, МИД РФ сейчас прорабатывает мирный договор с Японией. Такой документ необходим – это нормальное явление для развития наших отношений.
– В этом году аэропорт Южно-Сахалинска планируется передать в управление крупному частному холдингу. Компания определена? Когда планируется передача и на каких условиях?
– Организация будет выбрана через полгода. Все соответствующие процедуры мы начали, конкурентные переговоры с рядом компаний уже идут. Сейчас мы ищем сильного партнера для большого проекта. Потому что хотим быть не просто островным регионом, а островным регионом, который имеет мощный воздушный флот. Хотим быть конкурентоспособными и в международном отношении. Поэтому предполагается и международное сотрудничество.
К участию в проекте может быть привлечена не одна компания: мы ищем, во-первых, российского партнера для выстраивания отношений внутри России. Во-вторых, ищем международного партнера для внедрения на рынок АТР.
Инвесторы с деньгами и опытом также будут привлечены к участию в проекте. Сейчас начинается конкурентный процесс и отдавать предпочтение кому бы ни было преждевременно.
– Вы также хотите, чтобы Сахалин стал разворотной точкой на Северном морском пути. Какое-то решение принято?
– Проект создания на острове точки разворота судов, доставляющих товары по Северному морскому пути, и логистического центра для перевалки и распределения их грузов – один из 15 наших крупных инвестпроектов, которые будут реализованы в Сахалинской области в ближайшие пять лет.
На данный момент мы получили согласие от Юрия Трутнева (вице-премьер – полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе – ИФ) о включении нашей области в ТЭО по Северному морскому пути. Уже подписано соглашение о сотрудничестве по созданию на территории Сахалина транспортно-логистического узла для обслуживания Северного морского пути.
Мы хотим, чтобы транспортируемый груз доставлялся на остров, перегружался и дальше шел в страны юго-восточной Азии. Для этого нужно создать несколько мощных, глубоководных портов, которые смогут принимать любые суда. Тогда бизнес будет развиваться. Поэтому мы готовы вложить деньги в порт.
Аналогичный разворот можно организовать и на Камчатке, и во Владивостоке. Но мы считаем, что этот проект должен быть реализован на Сахалине, поскольку он находится на пересечении важных торговых путей.
– Вы были против строительства жк "Горная ривьера" в "Горном воздухе", против выступил и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Что теперь будет с этой территорией?
– На это место сейчас нет никаких конкретных планов. Весь "Горный воздух" – это зона рекреации. Площадка, где могли появиться жилые дома, фактически находится на "лобном" месте курорта. Мы, сахалинцы и курильчане, хотим, чтобы это место оставалось местом рекреации. У одного из инвесторов было желание построить там жилые дома, но мы против этого. Жилье можно строить в другом месте: есть огромная программа на миллионы квадратных метров, есть обеспеченные инфраструктурой земельные участки. В этих местах можно строить жилье, а в зоне рекреации – не надо.
– Планируете ли принять программу по переселению неперспективных сел в регионе? Сколько таких сел требуется расселить?
– Некоторые муниципалитеты сейчас занимаются вопросом переселения жителей неперспективных сел, однако в регионе есть более серьезные задачи. Сейчас нас в большей степени волнует расселение аварийного жилья – его в регионе около 10%, или около 1 млн кв. метров жилья. Это почти в 4 раза больше, чем в среднем по России.
Сахалин – это не только богатое место, где есть газ, нефть, рыба и уголь. Это еще и место, где регулярно происходят землетрясения. Мощное землетрясение произошло в 1995 году на севере Сахалина в Нефтегорске. Люди до сих пор живут в пострадавших домах и решение об их переселении не принято.
Мы разработали программу по отселению из аварийного жилья, ее поддержал президент России. Общий объем финансирования составляет 15,6 млрд рублей: за счет средств федерального бюджета – 6,5 млрд рублей, областного – 9,1 млрд рублей. Однако до сих пор механизм и источник финансирования из федерального бюджета не были определены. Сейчас мы с Минстроем обсуждаем вопросы ее финансирования из средств Государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
На данный момент в каждом муниципалитете выделены земельные участки, намечены программы инженерного обустройства. Планируем расселить около 162 тыс. "квадратов" – это более 7 тыс. человек. В планах также создание базы стройиндустрии.
В целом в регионе стали расти темпы строительства жилья. В 2019 году перешагнули планку в 300 тыс. кв. метров, цель на 2020 год – 430 тыс. кв. м жилья, а далее будем сдавать по 500 тыс.кв. м ежегодно.
Среди этих вопросов также есть вопрос неперспективных деревень. Но он в тысячу раз меньше, чем программа аварийного жилья. Потому что он касается буквально нескольких деревень. Мы говорим о десятке семей – не сотне и не тысяче.
– Вы фактически возглавляете Сахалинскую область с сентября 2019 года, до этого руководили им в качестве временно исполняющего обязанности губернатора. Какие проблемы в регионе считаете наиболее серьезными?
– Во всех регионах есть свои трудности, мы не исключение. Например, у нас есть проблемы в доступности медицины, специалистов хватает не везде. На данный момент удалось переломить ситуацию: в конце 2019 года появились первые доступные поликлиники, вскоре такими должны стать все. Кадровый вопрос решили за счет привлечения на острова 300 квалифицированных врачей. В отдаленных районах организовали дежурство вахтовым методом, стали больше использовать передвижные медкомплексы, проводить телемедицинские консультации с врачами и пр.
Важная для нас задача – снизить цены на топливо в регионе. Добиться этого можно за счет перевода автотранспорта на газомоторное топливо или электричество. Сейчас мы развиваем сети газозаправочных станций, к 2023 году планируем построить 19 объектов газозаправочной инфраструктуры в разных районах Сахалинской области. Кроме того, возмещаем до 70% затрат автовладельцам, переоборудовавшим свои машины на газ. Льготным категориям граждан готовы полностью возместить затраты на переоборудование, но не более 150 тыс. рублей. К тому же, для владельцев машин на газе на 50% снижен транспортный налог. В итоге мы рассчитываем к 2024 году перевести на газ около 100 тыс. автомобилей.
Мы занимаемся и улучшением транспортной доступности региона. Например, в регион вернулся "Аэрофлот", запущены "единые" тарифы на внутриобластных авиамаршрутах, увеличена частота полетов и открыли новые субсидируемые региональные рейсы.
Для развития морского сообщения строим новые суда. Так, мы планируем увеличить пассажиропоток в 4 раза после завершения строительства в 2022 году двух паромов для "Ванино-Холмск". Пассажиропоток вырастет со 104 до 404 пассажиров в сутки, грузопоток – с 78 до 190 вагонов в сутки.
Другая наша проблема – бедность.
В прошлом году мы вывели из-за порога бедности всех пенсионеров. Им подняли минимальный уровень пенсии до 15 тыс. рублей, ввели так называемую сахалинскую доплату. С каждым человеком, находящимся за чертой бедности, мы работаем адресно. И будем следить, чтобы никто из пенсионеров за этой чертой не оказался.
Также мы работаем с малоимущими семьями с детьми. Мы сделали первые шаги в решении этой проблемы. В прошлом году начали выплачивать матерям в декретном отпуске с детьми до 3 лет чуть больше 14,5 тыс. рублей в месяц. В этом году эту меру распространят на матерей с детьми до 7 лет – такие семьи смогут получать доплату в 8 тыс. рублей ежемесячно. Если эти деньги не помогут вывести конкретную семью из-за черты бедности, то мы увеличим ежемесячную выплату до 16 тыс. рублей.
Продлено действие регионального материнского капитала до 2026 года и увеличен размер выплаты при рождении второго ребенка до 250 тыс. рублей. Кроме того, снято возрастное ограничение для выплат 150 тыс. рублей при рождении первого ребенка – раньше эту помощь могли получить только женщины от 19 до 25 лет.
В перечне наших задач также решение проблем ипотечного кредитования молодых семей. Специально выделяем денежные средства, чтобы, например, при рождении ребенка можно было рассчитаться за ипотеку. Сейчас после рождения первенца семья получает 500 тыс. рублей, второго ребенка – 1 млн рублей, третьего ребенка – 2 млн рублей.
Также работаем по программе льготной ипотеки под 2%, запущенной в конце 2019 года на всем Дальнем Востоке.
– Вы упомянули о программе "Дальневосточная ипотека". Она популярна на Сахалине?
– Она популярна, просто она только стартовала, людям нужно объяснить их возможности. Более того, мы очень заинтересованы, чтобы как можно больше сахалинцев и курильчан попали в эту программу. И будем делать все, чтобы подтянуть их – не только информационно, но и материально.
Теоретически в программе могут участвовать 17 тыс. семей, а заявления подали меньше 1 тыс. человек. В этом году в программу планируют войти около 2 тыс. семей. Наша задача – работать с семьями, которые могут войти в программу, объяснять, если что-то непонятно, решать какие-то финансовые вопросы.
Например, мы можем помочь семье, которая по каким-то причинам не прошла процедуру проверки заемщика банком на кредитоспособность. Можем дать деньги для уплаты первоначального взноса. Сейчас нам нужно найти способ вовлечь семьи в программу. Ведь из теоретически возможный 17 тыс. семей точно участвовать в программе могут 11,5 тыс. семей – это большое количество.
Мы уже наметили микрорайоны, где будет строиться жилье для ипотечников. И сейчас договариваемся с компаниями о твердой цене.
– Как Вы оцениваете инвестиционную привлекательность региона?
– Сахалинская область обладает большим потенциалом в сфере рыбодобычи, строительной, транспортной и лесной отраслей, а также в сфере it-технологий и туризма, в том числе, медицинского.
Сейчас сформирован ряд инвестпроектов, над развитием которых мы работаем. Так, на Сахалине разрабатывается туристический железнодорожный маршрут, на острове Итуруп – горнолыжный курорт, а на Северных Курилах планируем построить разнообразную туристическую инфраструктуру.
Чтобы привлечь высококлассных врачей, мы начали формировать в регионе медицинский кластер, который будет обслуживать и жителей региона, и иностранцев.
Как я уже говорил, одна из главных задач для нас – расселение аварийных домов. До 2025 года планируется возвести 1,6 млн кв. метров жилья. Для этого в Корсаковском районе на юге Сахалина планируем построить индустриальный парк для создания первого в России производства модульного домостроения. Это ускорит возведение жилья и поможет снизить его цену.
На территории Тымовского района появится индустриальный парк лесопереработки в котором будут производить CLT-панели. Отходы производства можно будет использовать как экотопливо.
В Южно-Сахалинске мы планируем построить агропромышленный парк с оптово-распределительным центром. Это позволит снизить цены на местную сельскохозяйственную продукцию, обеспечить ее качественное хранение.
Также хотим, чтобы в регионе появился логистический центр водных биологических ресурсов и инновационно-технологический кластер. Помимо этого, необходимо модернизировать электросетевой комплекс Сахалинской области, ликвидировать ветхие коммунальные сети, газифицировать котельные и в целом к 2025 году полностью газифицировать область. Кроме того, нужно модернизировать систему обращения с твердыми коммунальными отходами.
Все это поможет увеличить среднегодовой прирост ВРП не менее чем на 5% к 2035 году и увеличить инвестиции в основной капитал до 900 млрд рублей, количество высокопроизводительных рабочих мест – до 120 тыс. В итоге это поможет сделать жизнь на полуострове комфортнее. А это главная наша задача.