Губернатор Сахалинской области А.Хорошавин: "Все указы президента мы выполним при любых обстоятельствах"

Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин рассказал в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" о перспективах строительства "энергомоста" с острова Сахалин в Японию, влиянии санкций на продовольственную безопасность острова, перспективе программы строительства социального жилья, выполнении майских указов президента, развитии инфраструктуры аэропортов региона, создании ТОРов и повышении туристической привлекательности Сахалина.

Губернатор Сахалинской области А.Хорошавин: "Все указы президента мы выполним при любых обстоятельствах"

- Александр Вадимович, в рамках Красноярского экономического форума Вы сообщили, что стоимость строительства "энергомоста" в Японию с острова Сахалин может составить $5,5-6 млрд. Насколько заинтересована в данном проекте японская сторона?

- На панельной дискуссии в рамках Красноярского экономического форума представители ОАО "РусГидро" и ОАО "Интер РАО" подтвердили свою заинтересованность в проекте экспорта электроэнергии из РФ на Корейский полуостров и в Японию – в проекте "азиатское суперкольцо". Планируется, что разработка предварительного технико-экономического обоснования проекта завершится в III квартале 2015 года. Предполагается, что Россия будет развивать как сетевую инфраструктуру, так и строить генерирующие объекты на своей территории.

В этом проекте японская сторона весьма заинтересована, наши японские коллеги хотят реализовать проект как можно быстрее. Но в настоящее время его реализацию сдерживают два фактора. Первый фактор - есть некая неопределенность в Японии по вопросу будущего атомных электростанций. Внутри Японии идет обсуждение - реанимируют они атомную энергетику или нет. Для них это очень серьезный, принципиальный вопрос. И мы не знаем, когда получим ответ на него. Если японцы не реанимируют атомную энергетику, то им будет необходим альтернативный путь получения электроэнергии. Значит, у них будет спрос на СПГ, вырастет спрос на поставки электроэнергии из-за рубежа, спрос на угольную энергетику и т.д.

Второй сдерживающий фактор - это законодательство Японии, которое не позволяет закупать электроэнергию за рубежом. Японцы вырабатывают электроэнергию на своей территории из сырья, которое завозят. Согласно действующему законодательству, все японские генерирующие компании располагаются в Японии, где они производят, распределяют и продают готовый продукт.

Если Япония решит, что закрывает для себя все проекты в сфере атомной энергетики, то очень быстро заинтересованные силы начнут лоббировать вопрос совершенствования действующего законодательства. И они быстро придут к проекту "азиатского суперкольца". И все проекты, которые мы обсуждаем, так или иначе, входят в это "азиатское суперкольцо". В том числе и проект строительства "энергомоста" в Японию с Сахалина.

Если же Япония решит реанимировать проекты атомной энергетики, то реализация и "суперкольца", и "энергомоста" будет отодвинута на неопределенный срок.

- Будем надеяться, что события будут развиваться по благоприятному для России сценарию. Насколько в настоящее время готова энергоструктура Сахалина к реализации этого масштабного проекта? Что еще необходимо построить, кроме Сахалинской ГРЭС-2?

- После строительства в районе города Углегорска II и III очереди Сахалинской ГРЭС-2 с вводом дополнительной электрической мощности 240 МВт (общая электрическая мощность станции составит 350-360 МВт) мы решим вопрос обеспеченности Сахалина необходимыми объемами электроэнергии.

И после модернизации Сахалинской ГРЭС, продления периода ее эксплуатации, модернизации Ногликской ГЭС с увеличением ее установленной мощности, строительства дополнительных линий напряжением 220 кВ на юге Сахалина у нас останется еще около 400-500 МВт избыточных мощностей, которые можно было бы экспортировать в Японию.

Конечно, это не тот объем, который заинтересует наших зарубежных партнеров. Им интересен объем в 4-5 ГВт. И чтобы дать им такой объем, необходимо будет "расширить" мощность строящейся сейчас Сахалинской ГРЭС-2 до 1,35-1,5 ГВт. И необходимо будет еще построить линии электропередачи (связку между Хабаровским краем и Сахалином), для того, чтобы "черпать" с материка недостающие Гигаватты. Вот так в общих чертах и выглядит планируемый "энергомост".

Общая стоимость проекта – около 5,5-6 млрд долларов. Впрочем, есть разные способы его реализации. Один из путей реализации, который мы сейчас рассмотрели, - это "энергомост", являющейся одной из возможных частей "азиатского суперкольца". А в целом в "азиатском суперкольце" могут быть задействованы Россия, Китай, Монголия, Южная Корея и Япония. Получается вот такая своеобразная замкнутая энергетическая петля, начинающаяся на Хоккайдо. Затем петля продолжается, идет на Сахалин, Хабаровский край, далее в Китай, Монголию. Далее Южная Корея, которая заберет себе часть энергии, а все что остается, уйдет в Японию. Это очень глобальный проект, и требуется много времени для его реализации.

- Повлияли ли санкции на экономику Сахалина, в частности, на ее продовольственную безопасность?

- Объемы наших продовольственных запасов не упали. Учитывая очень сложную логистику, сильно зависящую от погодных условий, мы всегда очень трепетно относились к вопросу продовольственного обеспечения региона. Ведь мы все товары завозим на Сахалин либо морем, либо авиацией. И у нас всегда есть необходимый для региона запас. В зависимости от вида номенклатуры и ассортимента это запас, которого хватит острову на один-три месяца. И так было всегда. Но как только зашла речь о секторальных санкциях в отношении России, мы стали уделять еще больше внимания обеспечению продовольственной безопасности Сахалина.

В то же время мы на 100% обеспечены за счет собственных производителей рыбной продукцией, яйцами, на 30% - молоком, примерно на 90% - различными видами овощей, кроме картофеля, которым мы обеспечены на 100%.

Мы подписали меморандум с местными производителями, которые обязались без согласования с правительством Сахалинской области и без четкого экономического обоснования не поднимать цены. К этому меморандуму к настоящему времени присоединились около 40 производителей, работающих на Сахалине.

Более того, мы стали больше внимания уделять сельскому хозяйству. У нас сейчас начинает активно развиваться свиноводство, увеличиваем поголовье крупного рогатого скота, начинаем строить комбикормовой завод. В целом, тем, что сейчас называют импортозамещением, мы начали заниматься ранее, чем об этом так широко заговорили. И для нас это не связано напрямую с секторальными санкциями.

При этом цены на ряд товаров, которые не производятся в Сахалинской области, у нас немного растут. Но, пожалуй, самое крупное такое удорожание – это на 3-5% по отдельным видам продовольственных товаров. А ряд товаров у нас наоборот становится дешевле.

- Власти Южно-Сахалинска ограничили торговую наценку на социально значимые товары 15-ю процентами. Будете ли вы распространять эту практику по всему Сахалину?

- Давайте договоримся о терминах. Власти Южно-Сахалинска не принимали жестких административных решений об ограничении размера торговой наценки. Была достигнута договоренность с предприятиями совместно посмотреть, посчитать, изучить возможности, сократить затраты и решить, как облегчить жизнь сахалинского потребителя. Это была именно договоренность. То есть, все меморандумы, которые мы подписываем, это и есть те самые договоренности. Все сахалинские предприятия изучают собственные возможности и либо присоединяются к меморандуму, либо не присоединяются. Но если они не присоединяются, то тогда обосновывают, почему они этого не делают.

Конечно, мы не собираемся ограничивать конкуренцию, административным образом регулировать рынок. Это и противозаконно, и ни к чему хорошему не приведет.

- Не планируют ли власти Сахалина сокращать программы строительства социального жилья?

- Нет, регион не планирует сокращать объемы строительства социального жилья. Более того, мы вообще не планируем сокращать объемы строительства жилья. В 2014 году на Сахалине было построено 305 тыс. кв. метров жилья, что на 15% больше, чем в 2013 году. Минимальная планка, которую мы поставили себе на 2015 год – это 320 тыс. кв. метров жилья. Причем примерно половина этого объема - социальное жилье.

- Не повлияет ли на ваши планы экономическая ситуация в стране, удастся ли выполнить все майские указы президента и все мероприятия в рамках программы по развитию Курильских островов?

- Мы сформировали бюджет Сахалинской области на три года. И абсолютно точно понимаем, как проживем 2015 год. Доходов у нас будет достаточно, а вполне возможно будут и избыточные доходы, выше запланированных. Поэтому мы уверены, что в 2015 году железно выполним, что называется, до последней запятой, все указы президента. Да и в 2016 году мы эти указы выполним при любых обстоятельствах.

К тому же мы оптимизировали свои расходы, отказавшись от закупки второстепенных вещей, без которых мы сможем обойтись. Например, от закупки новой мебели, автомобилей т.д. Это решение позволит нам сократить расходную часть бюджета на 5-10%. В 2016 году мы планируем сократить 12% от текущих расходов, в 2017 году – 15%.

К настоящему времени у нас сформирована подушка безопасности примерно на 7 млрд рублей. Ожидаем, что по итогам 2015 года эта подушка безопасности существенно увеличится. Но мы осознаем, что эту подушку безопасности нам необходимо будет начать использовать уже, пожалуй, в 2016 году, а в 2017 году она будет нам критически важна. Мы просчитываем различные варианты развития событий, готовимся к трудностям, хотя и стараемся их избежать. Вероятно, в будущем наш бюджет будет не таким, как сейчас, и подушка безопасности, наш резервный фонд, будет нам необходима.

- Какие инвестиционные проекты в ближайшие годы, кроме проектов в сфере нефти и газа, будут приоритетны для региона?

- Нефтегазовые проекты будут оставаться еще долгие годы локомотивом экономики острова. Но в зависимости от цен на рынке доля нефтегазовых проектов в валовом региональном продукте Сахалина может меняться.

Второе важное направление экономики Сахалинской области – это угольная отрасль. Мы постоянно наращиваем объемы добычи угля. В прошлом году мы добыли 4,5 млн тонн угля при нашей потребности в 700-800 тыс. тонн. Этот уголь необходим нам для муниципальных котельных и для создания резервного запаса на ТЭЦ, работающих на газе. Оставшийся уголь мы в основном продаем за рубеж и незначительную часть - в близлежащие регионы России. При дальнейшем развитии угольной отрасли будет развиваться логистика, будут развиваться наши порты, через которые идет уголь на экспорт.

Есть у нас серьезные проекты и в лесной отрасли. Например, реализуется проект с продукцией высоких переделов стоимостью около 6,5 млрд рублей. Проект еще не вышел на проектную мощность, пока только продается сырье, кругляк. Но всему свое время – в будущем это будет проект с продукцией высоких переделов.

Также у нас есть ряд крупных проектов в области сельского хозяйства, реализуются инфраструктурные проекты в области энергетики, в частности, нам необходимо модернизировать электростанцию на севере острова.

Что касается дорожного строительства, то мы как ранее строили примерно по 100 км асфальтовых дорог в год, так и будем строить.

Кроме того, для вас очень важна авиационная отрасль. Сахалинская область, пожалуй, единственный регион в Российской Федерации, который принял на свой баланс все аэропорты региона. И мы сейчас будем модернизировать все эти аэропорты вместе с взлетно-посадочными полосами. В настоящее время мы вплотную занимаемся аэропортом Южно-Сахалинска. Потом будем заниматься районными аэропортами – всего у нас семь воздушных гаваней. При этом два аэропорта и два вертодрома находятся на Курилах. В планах превратить вертодромы в аэропорты для малой авиации.

Также мы являемся акционерами самого крупного на Дальнем Востоке авиаперевозчика – авиакомпании "Аврора". 49% акций авиакомпании находятся в нашей собственности, 51% - у "Аэрофлота". Мы достигли взаимопонимания с нашим партнером и будем развивать "Аврору", увеличивая объемы перевозок. Эта авиакомпания одна из немногих в России вообще, и в группе "Аэрофлот" в частности, закончила 2014 год с серьезным ростом пассажиропотока и хорошей прибылью. "Аврора" активно развивается, она будет закупать новые самолеты и вертолеты.

- Какой объем инвестиций вы запланировали на инфраструктуру аэропортов?

- Когда мы забирали аэропорты в региональную собственность, то гарантировали инвестировать в авиацию и наземную инфраструктуру около 8 млрд рублей. Но реально объем инвестиций будет существенно больше. Сейчас мы прекрасно понимаем, что после снижения в декабре курса рубля строительство только одного терминала в Южно-Сахалинске нам обойдется в 7-8 млрд рублей. К тому же нам будет необходимо практически заново отстроить ВПП, и будет стоить это тоже несколько миллиардов рублей. Примерно столько же, сколько и строительство здания аэровокзала.

Также в ближайшее время мы планируем заняться приведением в порядок аэропорта в городе Оха. Во время землетрясения в 1995 году он пострадал, сейчас необходима реконструкция его ВПП. Мы работаем над проектной документацией.

- А проекты в сфере туризма планируете развивать?

- В настоящее время мы планируем предметно заняться туристической отраслью. Уже сейчас у нас отмечено серьезное увеличение туристического потока. Если раньше к нам ежегодно прибывало 2,5-4 тыс. туристов, то в 2014 году мы приняли около 25-30 тыс. туристов. Заходили к нам и большие суда, такие как "Принцесса", привозящие до 3 тыс. туристов за один раз.

В самом ближайшем будущем нам необходимо создать инфраструктуру для их приема – привести в порядок аэропорты, дороги, достопримечательности, спортивные объекты. Сейчас мы занимаемся разработкой новой региональной программы развития туризма. Я уверен, что мы не уступаем другим дальневосточным регионам с точки зрения туристической привлекательности. Не скажу, что мы превосходим, но находимся на одном уровне точно. У нас есть интересные вулканы, у нас один из самых больших и необыкновенных водопадов России – "Илья Муромец", есть термальные источники. То есть мы можем многое показать и предложить потенциальному туристу.