Дальний Восток / Эксклюзив 29 сентября 2023 г. 11:57

Губернатор Приморья Олег Кожемяко:

"Роль региона как российских ворот в Азию укрепляется"

Приморский край в сентябре в восьмой раз стал площадкой для Восточного экономического форума (ВЭФ) - одного из значимых событий деловой жизни страны. Губернатор региона Олег Кожемяко рассказал "Интерфаксу" о заключенных краем на ВЭФ соглашениях, развитии сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, о том, как изменятся крупные города Приморья.

"Роль региона как российских ворот в Азию укрепляется"
Фото с сайта Фонда "Росконгресс"

- Олег Николаевич, как Вы оцениваете итоги участия региона в прошедшем Восточном экономическом форуме, какие результаты достигнуты? Как подписанные соглашения повлияют на экономику и социальную сферу края?

- Несмотря на небывалую природную стихию, Восточный экономический форум прошел во Владивостоке в запланированные даты - с 10 по 13 сентября. В целом, считаю, все намеченные в рамках этого крупного мероприятия цели полностью достигнуты. В ВЭФ-2023 приняли участие более 7 тыс. человек из 62 стран мира, в том числе, представители делегаций из России, Китая, Белоруссии, Лаоса, Мьянмы, Сингапура, Индии, Казахстана, Филиппин, Монголии, Вьетнама и КНДР. Безусловно такое крупное международное событие оказывает благоприятное влияние на экономику края, привлекает отечественных и иностранных инвесторов.

В рамках нынешнего форума прошло свыше 100 сессий основной деловой программы. Их участниками стали более 700 спикеров и модераторов. В этом году основные треки были связаны с логистикой, разработкой технологий и развитием технологической кооперации, успехами и вызовами в развитии Дальнего Востока, подходами к образовательной деятельности.

"Улица Дальнего Востока" - важная составляющая программы Восточного экономического форума. Основная идея нашего павильона в этом году заключалась в том, что Приморский край - это важнейший транспортно-логистический узел.

На полях ВЭФ Приморье подписало 41 соглашение, а всего за 8 лет проведения форума заключено более 270 соглашений на сумму около 1 трлн рублей.

Наиболее значимые соглашения, конечно, об инвестиционных намерениях. В этом году подписаны соглашения на сумму 59,5 млрд руб. по таким проектам, как модернизация освещения Владивостока, создание морской кадетской школы на острове Русском, реконструкция и благоустройство парка Минного городка во Владивостоке, строительство центра семейного отдыха "Солнечная", стационара в Находке, солнечных электростанций, завода инновационных энергоэффективных материалов в Большом Камне, трех школ на 3 тыс. 325 мест c двумя детскими садами на 500 мест во Владивостоке, а также создание нового комфортабельного района с краевой столице до 2035 года.

Кроме того, было подписано инвестиционное соглашение о создании транспортно-логистического центра "Угловая" на 6,6 млрд руб. и концессионное соглашение по строительству школы на 1 тыс. 125 мест во Владивостоке на 3,1 млрд руб.

- Одним из важнейших тематических блоков ВЭФ стало "Международное сотрудничество в изменившемся мире". Мы знаем, что Приморье вошло в первую пятерку рейтинга российских регионов-экспортеров сельхозпродукции и продовольствия. Какие результаты (финансовые и по объемам продукции) ожидаются в этом году в экспортных поставках?

- Действительно, один из главных вопросов повестки форума был связан с развитием мировой торговли сельхозпродукции и продовольствием. Важное направление - расширение внешнеэкономического взаимодействия с перспективными партнерами из дружественных государств. Заинтересованность в поставках сельхозпродукции, выращенной на приморской земле, проявили представители Китая, КНДР, Вьетнама, Индии, стран Средней Азии.

Приморский край осуществляет поставки более чем в 40 направлениях. По итогам 2022 года мы находимся на четвертом месте среди российских регионов-экспортеров продовольственных товаров. Основной объем в структуре экспорта с долей более 75% приходится на рыбную продукцию. В 2023 году объемы экспорта продукции агропромышленного комплекса края планируем довести до почти $2 млрд, при этом показать стабильный рост к уровню прошлого года на 10%. Постараемся достичь не менее уровня прошлого года по экспорту соевых бобов в объеме 616,3 тыс. тонн и кукурузы 725,2 тыс. тонн.

Уже сегодня приморские компании агропромышленного комплекса транспортируют продукцию в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). И в дальнейшем готовы увеличить экспортные поставки мяса и мясных субпродуктов, молока и молочной продукции, зерновых культур, соевых бобов, овощей и меда.

- Активно развивающееся сотрудничество Приморья с Китаем - не секрет. А как продвигается работа по развитию связей региона с другими странами АТР, направившими на ВЭФ наиболее крупные делегации: Вьетнамом, Мьянмой, Индией, Лаосом?

- Китай - наш ближайший торговый партнер, на его долю приходится более 50% объема внешней торговли Приморского края. Вместе с тем нам также интересны и другие страны АТР, это Вьетнам, Индия, Лаос, Мьянма, Сингапур и другие. Каждая из них имеет свои конкурентные преимущества в экономике, но есть и гуманитарные области сотрудничества - такие как культура, образование, спорт и другие сферы, где мы также можем полноценно взаимодействовать. Это и обсуждали на полях ВЭФ. Совместно с Китаем мы сделали акценты на многих значимых проектах. В частности, в рамках культурных обменов Национальная балетная труппа провинции Ляонин выступит на Приморской сцене Мариинки в феврале-марте 2024 года, а артисты Приморской сцены Мариинского театра - в Харбине. Продолжим привлекать китайских спортсменов к участию в играх "Дети Приморья". Планируем открытие авиасообщения между Владивостоком и городом Далянь провинции Ляонин, перевод пунктов пропуска на 24-часовой режим работы, взаимный обмен информацией о подъемах и сбросах воды на водных объектах, расположенных на приграничных территориях. Также будем развивать инвестиционное сотрудничество на основе государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов по строительству дорог, мостов, больниц и других важных социальных объектов.

На встрече с представителем Лаоса мы обсуждали возобновление прямого авиасообщения в октябре 2023 года, обмен бизнес-делегациями, создание торговой площадки для взаимной демонстрации товаров, организацию фам-тура в Лаос для освещения туристических возможностей страны, подготовку кадров для Лаоса в Приморье, направление преподавателей приморских вузов в Лаос для проведения профориентации и привлечение рабочей силы из Лаоса.

Мьянма тоже является перспективной страной для сотрудничества. На встрече мы обсудили продолжение сотрудничества в сфере здравоохранения, возможности использования портовых мощностей края для перевалки грузов из Мьянмы. Также обсуждались вопросы привлечения рабочей силы из этой страны для строительства, сельского хозяйства, а также подготовку специалистов по морским специальностям на базе МГУ имени Невельского.

В ходе встречи с послом Сингапура мы обсуждали возможности обмена бизнес-миссиями в области медицины - по медоборудованию, фармацевтике, медицинским кадрам. Кроме того, рассматриваем возможность привлечь сингапурских инвесторов к реализации проектов в области строительства инфраструктурных объектов, в частности, портов и городской среды.

От Вьетнама был президент компании TH-True Milk, на встрече с которым обсуждались вопросы реализации инвестиционного проекта компании "Ти Эйч Рус Приморский" по строительству молокозавода и животноводческого комплекса на 10 тыс. голов. Компания очень сильно отстала от графика проекта во время пандемии коронавируса. Договорились подготовить дорожную карту по реализации проекта компании на территории Приморского края и ввода земель в оборот.

Я бы не стал выделять какую-либо страну, поскольку все они уникальны, заслуживают особого внимания, сотрудничество с каждой из них может быть очень многоплановым. Но могу сказать однозначно - нам с нашими потенциальными партнерами необходимо организовать авиа- либо морское паромное сообщение. Без этого сложно обеспечить официальные визиты делегаций, наладить деловые обмены и туризм, развивать гуманитарные связи в области культуры, образования, спорта.

- С "поворотом на Восток" возрастает значимость сферы логистики в Приморском крае. Довольно много внимания на ВЭФ уделялось модернизации железных дорог. Что может измениться в крае в этой сфере в ближайшем будущем, появятся ли новые ветки?

- Значимость железной дороги для Приморья трудно переоценить, ведь именно она связывает центр России с нашим стратегически важным регионом. Сейчас практически все действующие и перспективные проекты в крае связаны с железнодорожным транспортом.

На полях восьмого Восточного экономического форума между Приморским краем и РЖД заключено соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на период до 2025 года. Это соглашение пришло на смену действовавшему ранее аналогичному документу и является рамочным, при этом отражающим масштабность и комплексный уровень взаимодействия сторон, необходимый для достижения общих стратегических целей. Что касается планов и мероприятий по развитию железной дороги, то основой здесь являются утверждаемые на федеральном уровне стратегии и планы развития транспортной отрасли, промышленности, национальные проекты, соответствующие решения президента и правительства РФ.

Реализуемые сегодня очень масштабные и затратные, даже в рамках страны, мероприятия по реконструкции Восточного полигона железных дорог прошли соответствующие предварительную подготовку и экспертизу. Они скоординированы по ресурсам, срокам, обеспечиваются федеральным финансированием. Модернизация Восточного полигона продолжается непрерывно с 2013 года, за это время мощность магистралей Транссиба и БАМа была увеличена в два раза. В 2024 году завершается второй этап модернизации, в ходе которого пропускная способность основного участка Транссиба в Приморском крае от села Волочаевка в Еврейской автономной области до станции Смоляниново Шкотовского округа увеличится в грузовом направлении до 130 млн тонн. Значительно возрастет и мощность подходов к новым морским портам и действующим железнодорожным пунктам пропуска на участках Смоляниново - Дунай и Барановский - Хасан, в том числе, за счет развития путевой инфраструктуры и строительства вторых путей.

Вместе с тем вопросы дальнейшего развития железной дороги и синхронизации с планами участников транспортной и внешнеэкономической деятельности, в частности, экспортерами и морскими портами, продолжают оставаться наиболее актуальными. Разработка очередного, третьего этапа модернизации железных дорог, проводится с 2021 года. В связи с "поворотом на Восток" возникла потребность пересмотреть отдельные условия и показатели. Перечень основных мероприятий разрабатывается компанией РЖД, и также будет утвержден правительством страны.

Приморский край активно участвует в программе по модернизации Восточного полигона. Мы обращаем внимание руководства страны и РЖД на региональные потребности, планы и возможности развития перегрузочных мощностей в морских портах, инвестиционных проектов в промышленности, вносим соответствующие предложения. Ориентир для Приморья на ближайшую перспективу - поднять мощности по транзиту и перевалке грузов до 300-400 млн тонн в год.

Отмечу, что Транссиб - это единственная железная дорога, связывающая наш край с другими регионами страны. Поэтому, наряду с мероприятиями по расширению пропускной способности существующих линий Транссиба и БАМа, считаем целесообразным вернуться к реализации альтернативных железнодорожных магистралей в Приморье. В частности, продлению линии БАМа от Комсомольска-на-Амуре через Новочугуевку к портам Находки и строительству новой линии от Новочугуевки к порту Ольга.

Помимо развития грузовых перевозок правительство края уделяет большое внимание повышению комфортности и доступности пассажирского сообщения. За прошлый год пригородные поезда перевезли около 5 млн человек. Совместно с РЖД мы проводим системную работу по обновлению парка пригородного подвижного состава. Край должен получить 16 новых электропоездов, три из них уже готовятся к поставке.

- В рамках прошедшего ВЭФ были подписаны мастер-планы Владивостока, Находки, Уссурийска и Арсеньева, как в результате изменятся крупные города Приморья?

- Мастер-планы - это новый формат планирования развития городов, которые вместе с жилыми зонами и социальной инфраструктурой являются центрами притяжения рабочей силы. Такие планы помогают решить вопросы благоустройства на основе мнения жителей, исторически сложившихся предпосылок и перспектив. Можно сказать, это компактное совмещение стратегии и генерального плана.

Мастер-план развития Владивостокской агломерации к 2050 году предусматривает ее становление как научного, финансового и логистического центра России в Азиатском макрорегионе. Большой Владивосток включает нескольких функциональных зон. Так, столица края - это ядро агломерации, Артем - транспортно-логистический хаб, Большой Камень и территория опережающего развития "Приморье" - промышленные площадки, а остров Русский, в свою очередь, - научный центр и центр по развитию туризма.

Интересные проекты будут реализованы на Русском: это - инновационный научно-технологический центр, вторая очередь кампуса ДВФУ, конгрессно-выставочный центр и детский оздоровительный лагерь. Здесь же разместится развлекательный центр с аквапарком.

В фокусе внимания для агломерации оказались такие важные направления, как жилая застройка, транспорт и мобильность, экология и рекреация. В Артеме также планируется строительство газопровода и перевод котельных на "голубое топливо". В ближайшие годы во Владивостоке будет реконструирован Рудневский мост. Президент страны Владимир Владимирович Путин поддержал создание легкого метро и вынос нефтебазы, находящейся в центральной части Владивостока, за пределы города, чтобы соединить район Второй Речки с центром общей набережной и дорогой. Для развития системы общественного транспорта ставим задачу - обновить подвижной состав, в том числе, электротранспорта, и его инфраструктуру. В 2024 году закупим 16 первых троллейбусов, на очереди - приобретение новых автобусов.

Мастер-план Уссурийска предусматривает строительство мостов, путепроводов, реконструкцию улично-дорожной сети и, конечно же, гидротехнических сооружений. Для развития потенциала приграничной торговли планируется создать экспоцентр и гостиницы, уже заявлены проекты по строительству транспортно-логистического центра.

Находка, как один из крупнейших морских портов в России, продолжит развиваться как "город-порт/город-курорт" с проектами в сферах транспорта и туризма, а также индустриальных проектов. Мастер-план Находки предполагает завершение строительства автомобильной дороги до Владивостока, строительство инженерных сетей, создание туристско-развлекательных комплексов, благоустройство пляжей. Также здесь планируется создать индустриальную долину для размещения высокотехнологичных производств.

Город Арсеньев - центр вертолетостроения, где находится завод "Прогресс", выпускающий вертолеты Ка-52. Согласно мастер-плану для более быстрого транспортного сообщения Арсеньева с Владивостоком должна быть электрифицирована железная дорога, запущен скоростной электропоезд. По механизму дальневосточной концессии уже ведется строительство современного круглогодичного семейного горнолыжного курорта "Арсеньев".

Сделать край более комфортным помогают и проекты, которые реализуются в последние годы. Так, активно идет работа по благоустройству в рамках нацпроекта "Жилье и городская среда" и краевой программы "1000 дворов". С 2019 года было благоустроено и создано более 4 тыс. дворов и общественных пространств, объем финансирования составил 12,4 млрд руб. Приморье принимает участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды, 12 краевых проектов признаны победителями конкурса, сумма грантов превысила 1 млрд руб. В этом году мы благоустроим Народный парк в Большом Камне, еще 11 проектов будут завершены в 2024 году.

Благоустроить край помогает поддержка территориального общественного самоуправления (ТОС). По результатам конкурса в период 2019-2022 годов 162 проекта стали победителями, на гранты было выделено 87 млн руб. В этом году в связи с большим количеством поступивших заявок сумма грантов увеличена в два раза. В настоящее время победителями признаны 319 проектов на 280 млн руб.

Поддержка инициатив граждан и содействие в организации ТОСов улучшают качество жизни приморцев. Если по итогам 2019 года на территории края только Владивосток был признан городом с благоприятной средой, то по результатам 2022 мы имеем уже пять таких городов -в этот список вошли также Дальнереченск, Находка, Уссурийск и Фокино.

- Приморье наращивает темпы жилищного строительства, в край заходят и федеральные застройщики. Поможет ли это улучшить качество строящегося жилья и снизить цены на квадратный метр?

- Перед Приморским краем стоит амбициозная задача - обеспечить ввод жилья не менее 1 млн кв. метров жилья с 2022 года, и довести этот показатель до 2 млн кв. метров к 2030 году. Мы должны не только закрепить население в крае, но и сделать так, чтобы люди переезжали сюда из разных уголков страны. Для этого в первоочередном порядке необходимо решить вопросы с потребностью в свободных и пригодных для жилищного строительства земельных участках, обеспечить их необходимой инженерной инфраструктурой. Очень важно привлечь в строительную отрасль трудовые ресурсы.

Сегодня нам удается наращивать темпы строительства жилья. Если в 2021 году было введено 800 тыс. кв. метров жилья, то в этом году мы планируем ввести не менее 1,1 млн кв. метров. По итогам семи месяцев построено уже более 684 тыс. кв. метров жилья. Однако сдерживающим фактором развития жилищного строительства является тот факт, что большое количество земельных участков находится в введении министерства обороны РФ. Постепенно мы решаем этот вопрос. При этом отвечаем на вызов роста стоимости жилья инструментами поддержки застройщиков, берем на себя расходы по инфраструктуре. Так, почти 9 млрд руб. инфраструктурных бюджетных кредитов мы направили на строительство инженерных сетей для развития строительства. Это позволит до 2036 года ввести 932 тыс. кв. метров жилья.

Кром того, при реализации масштабных инвестиционных проектов и строительства объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения предоставляем участки, находящиеся в собственности Приморского края, без проведения торгов. Используя и другие меры поддержки, сдерживаем рост стоимости эконом-жилья на уровне до 150 тысяч рублей за квадратный метр.

- Вы заявляли, что экономика Приморского края уже развивается опережающими темпами. Каковы основные достижения региона в цифрах?

- Приморье занимает 2,7% общей площади ДФО, наш край генерирует более 20% ВРП макрорегиона по итогам 2021 года. Положительная динамика во многом основана на транспортно-логистическом секторе, где уже второй год мы наблюдаем рост оборота организаций на 21% и отгрузки - на 24,7%.

Шесть незамерзающих портов и шесть наземных пунктов пропуска через государственную границу с КНР в разы увеличивают потенциал Приморья как крупнейшего логистического хаба страны, формируя более 17% грузооборота страны. Растет объем внешней торговля, ее оборот с 2018 года вырос на 72% и достиг $13 млрд. Треть региональной экономики генерирует малый и средний бизнес. В прошлом году мы почти достигли национальной цели 2030 года по количеству занятых в малом и среднем бизнесе - 340 тыс. человек.

По итогам полугодия положительную динамику показали инвестиции, их объем вырос почти на 50%. Большое значение имеет тот факт, что в крае действуют преференциальные режимы. Недавние решения о расширении режима территории опережающего развития на острова в акватории Владивостока станут дополнительным стимулом для инвесторов. В Приморском крае зарегистрировано 166 резидентов территорий опережающего развития, которые реализуют 179 проектов. Общий объем их инвестиций составляет рублей превышает 1,5 трлн руб. В настоящее время инвестировано 297 млрд руб. Предусмотрено создать 46 тыс. новых рабочих мест, уже создано более 19 тыс.

В сфере энергетики, ЖКХ, образования, спорта, транспорта, цифрового развития региона действуют 29 концессионных соглашений на общую сумму около 45 млрд руб.

Чтобы реализовать первоочередные меры поддержки российской экономики и обеспечить финансовую стабильность регионов в текущих макроэкономических условиях, в России в 2023 году введен новый инструмент - специальные казначейские кредиты. Приморскому краю утверждены лимиты в размере 7,5 млрд рублей. На эти средства мы реализуем 62 проекта по развитию коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры в пяти муниципальных образованиях - Владивостокском, Артемовском, Арсеньевском, Уссурийском и Находкинском городских округах.

Отмечу, что роль региона как российских ворот в Азию укрепляется. В сегодняшних условиях он является независимой гаванью от внешних рисков и ключевым звеном в переориентации национальной экономики в сторону азиатских рынков, ведь наш край в радиусе тысячи километров окружают около 300 млн человек - это Китай, Республика Корея, КНДР, Япония.