Губернатор Приморского края Олег Кожемяко на полях VI Восточного экономического форума рассказал "Интерфаксу", как экономика края справляется с последствиями пандемии COVID-19 и что власти предпринимают для поддержки базовых отраслей региона, а также о результатах прошедшего летнего туристического сезона в Приморье и работе нового мэра Владивостока.
- Олег Николаевич, Владивосток в шестой раз принимает участников Восточного экономического форума. Как прошла подготовка к нему? Какие проекты Приморский край сам представил на ВЭФ?
- Как любым гостеприимным хозяевам нам было важно, чтобы гости с комфортом разместились и получили массу положительных впечатлений. В этот раз для участников открыли свои двери 24 гостиницы. А культурно-досуговая программа подготовлена как для любителей искусства, так и для тех, кто предпочитает активный отдых. Нам есть, чем удивить гостей, что им показать. Чего только стоят наши приморские "жемчужины" культуры - Приморская сцена Мариинского театра и музей Арсеньева, например. Во время форума проходят также международный турнир по дзюдо, этап мирового тура по кёрлингу, соревнования по парусному спорту и много еще чего увлекательного, программа - насыщенная.
Конечно, традиционно, мы подготовили и основную площадку форума - кампус ДВФУ. На выставке "Улица Дальнего Востока" регионы ДФО, традиционно, демонстрируют свои достижения, особенности. Кстати, в этот раз павильоны - капитальные, и после завершения ВЭФ они откроются как кафе, детские зоны, курсы йоги и другие площадки для досуга. Знаю, что приморцы давно этого ждали.
Готовили к встрече гостей и дальневосточную столицу. В надлежащий вид привели объекты "гостевого маршрута": фасады зданий, дороги, общественные пространства.
Проектов на ВЭФ от Приморского края представлено множество, все перечислять не стану. Скажу только, что в них мы продемонстрируем самые сильные стороны края. Так, например, в туристическом направлении у нас есть замечательные маршруты, в том числе, "Земля леопарда", да и вообще показываем гостям, что у нас есть, где отдохнуть как любителям пляжного отдыха, так и тем, кого больше интересует история.
Важнейшее направление в крае - судостроение. Как тут не поделиться с гостями нашей гордостью - судостроительным комплексом "Звезда". На наших глазах она становится крупнейшей в России верфью, предназначенной для строительства всех типов морских судов и добывающих платформ для работы на российском шельфе.
Представили и инновационные, высокотехнологичные проекты на примере "НЗМУ" (Находкинский завод минеральных удобрений - ИФ), "Газпром Гелий", "Арника". Показываем и спортивный потенциал, который успели нарастить за последние годы - в общем, все наши сильные стороны, а у нас таких немало!
- Приморье - традиционное место летнего отдыха дальневосточников. Как проходит в крае туристический сезон, в том числе, с учетом ситуации по коронавирусу? Насколько востребованным оказался внутренний туризм в регионе в период закрытия границ? Каковы перспективы его развития?
- Индустрия гостеприимства наиболее пострадала от распространения новой коронавирусной инфекции. Причина, конечно, в "схлопывании" туристических потоков и ограничении деятельности предприятий отрасли.
При этом общее количество туристов в 2019 году превысило 5 млн человек, в том числе, 762,8 тыс. - иностранных туристов. Естественно на фоне таких успехов даже простое прекращение прироста турпотока приведет к потерям в отрасли, это объективные экономические законы: меньше иностранных туристов - меньше прибыли.
Одновременно стоит учитывать, что с российскими туристами не все просто. Не все те, кто привык проводить отпуск в теплых странах, автоматически переориентировались и поехали путешествовать по российским регионам. И причины тут разные. С одной стороны, трудно сразу поменять привычки, с другой стороны сервис, который предлагают российские курорты, не всегда отвечает ожиданиям туристов. Приморье здесь не исключение, и фиксировать рекорды, прямо скажем, не время.
С другой стороны, любой кризис, даже и вызванный пандемией, содержит в себе возможности. Закрытые границы увеличили спрос на качественный турпродукт для российских туристов. Мы это прекрасно понимаем и стараемся идти навстречу запросам туристов. Кстати, мы уже видим, что на улицах Владивостока и сейчас, и все лето было очень много туристов из соседних регионов и из западных областей и краев нашей родины. Я знаю, что равнодушных мало - все увозят из Приморья яркие впечатления от атмосферы города у моря, от вкусов морепродуктов с нотками Азии в местных ресторанах и кафе, от радушия приморцев.
Одним из важнейших шагов стала разработка концепции туристско-рекреационного экологического кластера "Земля леопарда" в Хасанском районе. Этот проект должен стать пилотным в рамках формирования национального проекта в сфере туризма и гостеприимства и обеспечить комплексное развитие туристической территории юга Приморья. Сейчас готовим план мероприятий по реализации проекта, выстраиваем работу с муниципалитетами и ООПТ, продолжается поиск и подбор инвесторов.
Также в рамках формирования кластера мы обратились в Федеральное агентство по туризму с просьбой выделить финансирование на комплексное проектирование туристической территории. Цель - создание на юге Приморья круглогодичного курорта с опорой на услуги экологического и рекреационного туризма.
Мы делаем ставку в продвижении потенциала региона на Дальнем Востоке через развитие дальневосточной кухни, которая является новым гастрономическим феноменом, возникшим на Тихоокеанском побережье России и способным стать мощным драйвером развития Приморского края. Мы уже предприняли ряд практических шагов по продвижению гастрономического направления. Например, продолжается формирование линейки событийных гастрономических мероприятий - фестивали мидий, краба, гребешка, тайги, "О! Да! Еда!" и других, в том числе, организация на улицах Владивостока заведений формата Street Food.
Для широкого использования в кафе и ресторанах местных продуктов скорректированы образовательные программы по подготовке поваров и кондитеров. Мы стараемся ориентировать молодых специалистов на создание привлекательных брендовых гастрономических идей и блюд, которые будут прочно ассоциироваться у туристов с Приморьем, выступать дополнительным объектом притяжения. Разрабатывается концепция развития гастрономического туризма в Приморском крае на основе традиций и продуктов Дальневосточной кухни.
- Одна из главных задач, стоящих сейчас перед регионами, - вакцинация от COVID-19. Какая ситуация в Приморском крае?
- Мы наблюдаем стабилизацию по заболеваемости, роста пока нет. Ежедневно число вновь заболевших держится в районе 250 человек. Но это все еще высокий показатель. В прошлом году ситуация была схожей: мы видели спад заболеваемости в конце лета- начала осени, однако, затем отмечался значительный рост. Чтобы избежать повторения этой картины, необходимо, чтобы уже к октябрю сформировался коллективный иммунитет. А значит должны быть вакцинированы 60-70% взрослого населения. Сейчас вакцинировано чуть больше 380 тысяч человек при плановом показателе в 900 тысяч.
Когда речь шла о третьей волне в конце весны - начале лета этого года, вакцинировалось около 5 тысяч человек в день, с июля этот показатель снизился до 2-2,5 тысяч привитых в сутки. Мы, как и другие субъекты РФ, всячески стараемся мотивировать людей к вакцинации, в том числе, конкурсами с весомыми призами. Таким образом мы говорим "спасибо" сознательным жителям.
- В Приморье ускоренными темпами реализуется программа газификации. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы запуска малотоннажного производства сжиженного природного газа (СПГ) в крае?
- Перспективы весьма значимые. Объем работ по газоснабжению запланирован колоссальный, как и объем инвестиций, - более 21 млрд рублей. Малотоннажное производство СПГ - уже обозначенный в Программе газификации на 2021-2025 годы факт.
Реализация программы действительно уверенно продвигается: газифицированы объекты большой энергетики Владивостока, что значительно улучшило экологию города. Второй год на газе работают котельные Уссурийска. Переведен на природный газ АО "Спасскцемент". Газифицирован целый жилой микрорайон.
Будут созданы условия для газификации резидентов территорий опережающего развития "Михайловский", "Надеждинский", Находкинского и других районов края. Как вы знаете, мы сейчас напрямую обратились к президенту РФ с просьбой поддержать нашу инициативу - провести газ в Арсеньев и Дальнегорск для градообразующих предприятий этих северных территорий. Это положительно скажется и на жителях. В этом направлении край двигается уже несколько лет, направляя на газификацию, в том числе, средства краевого бюджета.
- Приморье - край рыбодобывающий. Сегодня основную долю в экспорте агропромышленной продукции из края в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) занимают рыба и морепродукты. Насколько серьезны потери этой отрасли на фоне пандемии?
- Наш рыбохозяйственный комплекс работал на протяжении всего периода ограничений и продолжает работать сейчас. Суммарный объем вылова на 1 августа этого года превысил 480 тысяч тонн. Из-за погоды снизился вылов минтая, сельди. Кроме того из-за пандемии меняется конъюнктура рынка: снижается спрос на продукцию, поставляемую на экспорт, падают экспортные цены на рыбу и морепродукты. Это сказывается на отрасли. Снизился экспорт продукции, оформленной в портах Приморского края.
Если в 2020 году доля КНР - крупнейшего импортера водных биоресурсов из Приморья - в экспорте рыбы и морепродуктов составляла больше 60%, в текущем году этот показатель снизился до 23%. Проблему с поставками рыбы в Китай решить пока не удается. Требования китайской стороны к поставляемой российской рыбопродукции продолжают ужесточаться: запрещен ввоз водных биоресурсов без упаковки, с июля продукция принимается только при наличии номерных разрешений на экспорт и так далее. Экспортные потоки перенаправлены, в основном, на Южную Корею и Японию. По этим направлениям объем экспорта рыбы вырос.
- За счет каких инструментов можно снизить цены на рыбу на внутреннем рынке?
- Доказала свою эффективность и востребованность среди жителей программа "Приморская рыба". Она позволяет по доступным ценам круглый год покупать в торговых сетях и магазинах свежую продукцию от местных рыбодобывающих компаний, без участия посредников, зачастую, практически, с борта судна.
В декабре 2019 года в Дальнереченске был открыт новый склад, это позволило расширить территорию действия программы, увеличить количество магазинов, в ней участвующих. Учитывая успешный опыт реализации программы в Приморье, положительные отклики жителей края, полагаю, что в перспективе программа "Приморская рыба" может быть распространена на территорию всех субъектов РФ, входящих в Дальневосточный федеральный округ. Думаю, что нас ждет и расширение ассортимента: возможно, включим в перечень сельдь, филе минтая.
Министерство промышленности и торговли Приморского края еженедельно проводит мониторинг цен на потребительском рынке основных продовольственных товаров в регионе. В конце августа отмечено снижение цен на мороженую неразделанную рыбу, с 1 сентября снижены цены на рыбу лососевых пород. В определенных торговых сетях с 1 сентября в продажу поступила потрошеная горбуша свежего улова по цене 149 руб. за килограмм.
- Полпред Юрий Трутнев анонсировал, что в ближайшие год-два в крупнейших городах регионов ДФО появятся специализированные рыбные рынки. На каком этапе сегодня этот проект во Владивостоке?
- Владивосток, действительно, - оптимальная площадка для рыбного рынка. Нам просто необходим объект с новой современной концепцией, которая будет удобна и покупателям и поставщикам. Резидент свободного порта Владивосток ООО "Фар Лайн ДВ" реализует проект строительства рыбного рынка в столице Дальнего Востока. Для этого между администрацией города Владивостока и резидентом уже заключен договор аренды земельного участка. Это будет традиционный розничный и мелкооптовый рыбный рынок с ресторанами, фуд-кортами, фуд-маркетами. Примером, как раз, выступают рыбные рынки Японии, Кореи и Австралии, совмещающие коммерческий и HoReCa сегменты. Во второй половине 2021 года инвестор планирует получить разрешение на строительство объекта, а заработать рынок должен уже в 2024 году.
- Наблюдается ли в Приморье отток инвестиций из Азии на фоне пандемии? В какие отрасли сегодня входят инвесторы из Китая, Японии и Кореи?
- Конечно, мы наблюдали некоторый спад. Это и не удивительно - из соображений безопасности, практически, прекратили функционировать целые отрасли сотрудничества. Это - международный туризм, пассажирские перевозки, сократились объемы автомобильных и авиаперевозок. Сложная ситуация и на автомобильных пунктах пропуска. Но мы продолжаем общение с нашими зарубежными партнерами онлайн, находимся в постоянном диалоге с органами власти приграничных провинций КНР, чтобы как можно быстрее восстановить прежние объемы грузопассажирских перевозок.
Также для удобства инвесторов на Инвестиционном портале Приморского края размещена вся актуальная информация по проектам для инвестирования и участкам для начала бизнеса. Важно, что вся информация доступна на английском и китайском языках. Все активнее сайт посещают пользователи из Китая, Южной Кореи, США, Ирландии и Азербайджана.
Инвесторы из Китая, Японии и Кореи входят в самые разнообразные отрасли. Приоритетными остаются портовая инфраструктура ввиду нашего географического положения и потока грузов, также это - аквакультура и марикультура - продукция этих отраслей интересна как для внутреннего российского рынка, так и для экспорта, а также сельское хозяйство и производство. Отдельно можно выделить медицину и фармакологию, компьютерные технологии и роботизацию.
Если говорить о конкретных примерах, это - отель Lotte с участием инвесторов из Республики Корея, например. Японские инвестиции привлечены в строительство таунхаусов и отель "Окура" - бывший Хаятт. Еще один проект, по которому регион активно работает с иностранными партнерами - интегрированный развлекательный курорт "Приморье".
Вводимые ограничения из-за пандемии и закрытые границы, безусловно, вносят корректировки в планы наших партнеров. Но от своих проектов в Приморье никто не отказывается - инвестиционные программы сохраняются.
- Судостроительные предприятия Приморья уже освоили выпуск рыбодобывающих судов. Есть ли интерес к обновлению добывающего флота у местного бизнеса?
- Интерес в обновлении флота у бизнеса Приморья есть. По инвестиционным квотам на российских верфях строится 19 среднетоннажных судов для промысла краба и 10 крупнотоннажных судов для добычи минтая и сельди. Кроме того на шестом Восточном экономическом форуме состоялась сессия "Инвестиционные квоты 2.0". Представители бизнеса Приморского края поддерживают продление программы "Квоты в обмен на инвестиции".
- Какие планы у Приморья по развитию глубокой переработки леса на фоне вводимого запрета на экспорт круглого леса?
- Правительство Приморского края совместно с федеральными органами власти ведет работу для создания условий по наращиванию производственных мощностей для переработки круглой древесины. На территории края уже реализуется ряд проектов, нацеленных на глубокую переработку древесины.
Одним из примеров является резидент Свободного порта Владивосток ООО "СЛПК-Групп", который провел пуско-наладочные работы современного лесопильного оборудования производственной мощностью 90 тыс. куб. м. древесины в год, линии по производству топливных гранул (пеллет). Строятся дополнительные мощности по производству шпона.
Крупнейшая лесоперерабатывающая компания на Дальнем Востоке - ОАО "Тернейлес" ведет строительство нового лесопильного цеха в поселке Пластун для переработки круглой тонкомерной древесины хвойных пород с проектной мощностью 250 тыс. куб. м. в год.
Молодая компания ООО "ДНС Лес" - резидент Свободного порта Владивосток, специализирующаяся на переработке низкотоварной древесины, запустила завод по производству OSB плит и готова выйти на проектные мощности в 126 тыс. куб. м. в год.
Другие лесоперерабатывающие предприятия также ведут активную работу по проектированию и строительству современных мощностей по переработке древесины, значительная часть которых будет введена в 2021-2022 году.
Минэкономразвития России разрабатывает "дорожную карту" по стимулированию глубокой переработки древесины на территории Дальневосточного федерального округа, которая позволит оказать поддержку лесопереработчикам региона.
Федеральный фонд развития промышленности разработал программы льготного заемного финансирования, предусматривающие предоставление льготных займов от 20 до 100 млн. руб., программа реализуется на территории Приморского края. Представителей предприятий лесной отрасли края информируют о возможности участия в программах, региональный фонд развития промышленности ведет прием документов от заявителей.
Мы надеемся, что предпринимаемые региональными и федеральными органами усилия позволят развить глубокую переработку на территории края.
- В конце июля во Владивостоке официально избран новый мэр Константин Шестаков. Фактически он руководил городом с конца мая. Как Вы оцениваете его работу на этом посту, какие основные задачи перед ним ставите?
- Еще слишком рано давать оценки. Но нужно понимать, что мы наблюдали положительную работу Константина Владимировича на руководящих должностях в правительстве края. И уже сейчас мы видим, что свою главную задачу он понимает и видит правильно - развивать город, опираясь на мнение жителей. И сейчас новая команда уделяет огромное внимание обратной связи с горожанами, например, в социальных сетях. Идет открытый диалог, общественное обсуждение проектов по благоустройству и строительству. Считаю это правильным, людям виднее, куда в первую очередь власть должна направить усилия и средства. Большое внимание сейчас уделяется благоустройству общественных пространств, придомовых территорий, дорожной системе и малому бизнесу. Высокий пост налагает большую ответственность: в руках мэра - обеспечение стабильности и процветания дальневосточной столицы. Сегодня перед властями всех уровней стоит общая задача - сделать жизнь приморцев комфортной, безопасной, закрепить молодёжь на территории. Люди нуждаются в нашем постоянном внимании и заботу. Это - прямая обязанность власти.