В сентябре Владивосток будет принимать восьмой Восточный экономический форум, в ходе которого будут обсуждаться вопросы международного сотрудничества России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. О том, как Приморский край встраивается в поворот на Восток, как работает региональная экономика в современных реалиях и что ждет регион в ближайшей перспективе, в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор края Олег Кожемяко.
- Олег Николаевич, в 2012 году было объявлено, что Приморье стало центром международного сотрудничества России с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Можно ли сказать, что поворот на Восток начался именно тогда? Получилось ли действительно выйти на эту позицию? Какую из стран АТР вы рассматриваете как ключевого партнера региона?
- Россия строит стратегию своего национального развития, опираясь на мировые тенденции, что дает ей возможность оставаться современной и сильной. Главная тенденция в мире на данный момент - сдвиг центра мировой экономики и политики в "новую Азию", то есть в восточные и юго-восточные регионы, а также Индию. Страны, расположенные в этой части континента, стали новыми центрами развития экономики и технологий, точками притяжения кадров, капиталов и производств.
Президент РФ Владимир Путин ранее заявил, что Сибирь и Дальний Восток являются национальным приоритетом на весь 21-й век. Глава государства поставил перед властями страны задачу - сформировать новое представление о Востоке России, сделать из него регион будущего, приносящий успех всем, кто готов рискнуть и готов много работать. Со временем стало ясно, что такая постановка целей была правильной. Геополитическая ситуация и санкционное давление только подчеркнули важность восточного вектора. Укрепление сотрудничества с азиатскими странами помогло снизить нагрузку, возникшую из-за санкционной политики Запада.
Приморский край играет особую роль передового рубежа России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это транспортно-логистический, интеллектуальный, технологический и гуманитарный российский хаб в регионе, который быстро развивается и становится со временем все более значимым. Федеральный центр уделяет Приморью особое внимание: в крае внедряются системные меры, которые помогают в привлечении инвестиций, строительстве жилья, развитии инфраструктуры, поддержке ключевых проектов и производств. Все это напрямую влияет на качество жизни дальневосточников.
Развитие Дальнего Востока также активно поддерживается при помощи новых экономических преференциальных режимов, таких как Свободный порт Владивосток и территории опережающего социально-экономического развития. Резиденты ТОР реализовали проекты, которые помогли на 100% обеспечить край свининой, развить молочное животноводство и птицеводство.
Приморье и страны АТР взаимодействуют не только в торгово-экономической сфере. Стороны также поддерживают гуманитарные, культурные и образовательные связи. Например, в прошлом году мы успешно организовали международные соревнования "Дети Азии", в которых приняли участие более 1300 юных спортсменов из 13 стран. А в этом году провели первые летние международные спортивные игры "Дети Приморья", в которые также приняли участие китайские спортсмены. В приморских университетах учится более 2,5 тысяч студентов из Китая, Республики Корея, Японии, Индии, КНДР, Вьетнама. Это 80% от общего числа иностранных студентов.
- Какие сферы экономики края планируется развивать в первую очередь и каким образом? Малый и средний бизнес - какова его доля в экономике Приморья? Какие меры поддержки существуют?
- Власти РФ и Приморского края проделали огромную работу, подготавливая законодательную и материально-техническую базу для развития сотрудничества со странами АТР, популяризируя регион и его возможности. Восточный экономический форум стал отражением этой работы. Это мероприятие - второй в стране форум уровня президента РФ.
Ранее глава государства Владимир Путин отметил, что сейчас идет строительство нового мира. И смысл работы состоит не в приспособлении к нынешним условиям, а в выведении российской экономики на новые рубежи.
У Приморья в этом ключевая роль. Принятые вовремя меры позволили быстро преодолеть негативные последствия санкций, дать отечественным производителям импульс к работе. Деньги, которые ранее уходили из России, теперь остаются в стране и работают здесь.
Это подтверждает и показатель внешнеторгового оборота Приморского края - к 2022 году он вырос на 73% по сравнению с 2018 годом.
По поручению президента совместно с федеральными органами разрабатывается программа ускоренного развития региона, после реализации которой будет увеличен грузооборот в два раза, со 149 до 311 млн тонн за счет импорта грузов в контейнерах. Также в несколько раз увеличится масштаб экономики с ростом ВРП до 3,6 трлн рублей.
При этом власти Приморья работают не только над развитием транспортно-логистической отрасли. В регионе реализуют проекты в сферах судостроения и судоремонта, сельского хозяйства и кормов, переработки сельскохозяйственной и производства пищевой продукции, туризма, добычи и переработки водных биологических и лесных ресурсов, строительства.
У экономики Приморья есть своя специфика - она на треть формируется за счет малого и среднего предпринимательства, что делает ее лидером в этой сфере в Дальневосточном федеральном округе и России в целом. Каждый четвертый предприниматель ДФО работает в Приморье. За год количество занятых в малом и среднем бизнесе увеличилось на 8%, достигнув 340 тыс. человек. Это значит, что люди верят в успех региона, видят его перспективы и готовы открывать и вести свое дело именно здесь. По числу самозанятых край также занимает первое место на Дальнем Востоке.
Прошлый 2022 год был непростым, так что мы организовали поддержку предпринимателей, предоставили налоговые льготы, всевозможные субсидии, государственные гарантии. Также были снижены ставки по микрокредитам и комиссия Гарантийного фонда. Была предоставлена возможность отсрочки по уплате процентов, продлены сроки действия градостроительных и разрешительных документов.
Благодаря принятым мерам в Приморье появилось 360 новых социальных предприятий, на конкурсной основе им выдали 85 грантов.
- Если говорить о туризме, каких изменений в этой сфере стоит ждать? Они направлены больше на внутренний туризм или на иностранных гостей? Планируется ли открытие новых международных авиарейсов?
- В этом году в Приморье, как мы рассчитываем, будет около 3,5 млн туристов. За первое полугодие в крае было совершено 1,1 млн туристических поездок. У нас прекрасное географическое положение, есть море, потрясающие видовые панорамы, бухты, острова, морепродукты, гостеприимные местные жители.
В регионе активно развиваются разные туристические форматы - от пляжного и спортивного до этнографического и гастрономического. Есть также экологический и событийный туризм. Именно в Приморье жители Сибири и Дальнего Востока могут отдохнуть на морском побережье, искупаться в теплом море, где температура воды в сезон составляет 23 градуса. Для жителей Сибири такая вода вполне комфортна.
К тому же летом в Приморье много солнца, пляжный сезон длится с 15 июня по 15 сентября. Отдыхать в край приезжают как дальневосточники, так и гости из Китая, Вьетнама, Южной Кореи, Японии, других стран.
В Приморье ждут полного возобновления безвизового группового туризма между Россией и Китаем, а также введения единой электронной визы. Это повысит доступность края для иностранных туристов.
Кроме того, в Приморском крае предстоит развивать индустрию гостеприимства. Номерного фонда в регионе ощутимо не хватает. Поэтому сейчас край принимает активное участие в программах Минэкономразвития и корпорации "Туризм.РФ", в рамках которых привлекаются инвестиции в отечественную туриндустрию.
В будущем в Хасанском округе Приморья планируем создать круглогодичный морской курорт. Всего по поручению президента РФ Владимира Путина в стране собираются построить пять таких курортов, и Приморье было выбрано для размещения одного из них.
Могу сказать, что инвесторы и туристы в последние годы поверили в приморский туризм, и это служит импульсом для его развития. С января по июнь уже более 1 млрд рублей поступило от предприятий туротрасли в виде налогов.
- Какие планы есть по модернизации и строительству новых портовых мощностей в Приморье?
- Приморский бизнес положительно отреагировал на масштабный поворот на Восток. Был инициирован ряд инвестиционных решений, связанных с развитием портовых мощностей в крае.
В частности, в регионе идет проектирование и строительство новых портов с грузооборотом порядка 163 млн тонн: Суходол, "Вера", "Коулстар", ВМТП, ВСК, Аврора и многих других. Создают и "сухие порты" общей мощностью до 3 млн TEU в год. Один из самых крупных, на 1 млн TEU, возводят в Артеме.
Также модернизируются существующие порты. На данный момент объем обрабатываемой грузовой базы составляет 150 млн тонн. В будущем мы ежегодно будем прибавлять по 20 млн, что позволит удвоить мощности портов Приморья до 300 млн тонн к 2030 году.
В развитие приморской портовой инфраструктуры до 2030 года инвестировали почти 400 млрд рублей. Реализация проектов позволит создать около 5,5 тыс. рабочих мест. Я надеюсь, что благодаря этим инициативам вырастут и таможенные платежи - на 200 млрд рублей ежегодно, так что к 2030 году их объем составит 3 трлн рублей в год. Поступления в бюджет с лихвой окупят расходы на инфраструктуру, обеспечат прирост федерального бюджета на долгие годы.
- Как развивается железнодорожный комплекс с учетом роста объема грузов, направляемых в Китай?
- Я уже говорил, что мощность приморских портов в 150 млн тонн в год в ближайшие пять лет удвоится. Это означает, что провозных возможностей железной дороги будет не хватать. Я надеюсь, что РЖД на масштабное расширение Восточного полигона направит дополнительные средства. Эффект будет быстрым, а затраты окупятся.
Сейчас при совместной работе Минтранса России, РЖД, приморских портов и логистических компаний Приморский край справляется с ростом грузопотока, транспортный комплекс успешно решает поставленные задачи. За первые шесть месяцев этого года на станциях Дальневосточной железной дороги в Приморском крае погружено 11,8 млн тонн различных грузов, что на 24% больше, чем в прошлом году за этот же срок.
Объемы грузоперевозки растут, поэтому необходимо увеличение пропускной способности железнодорожной инфраструктуры. Также нужно вовремя проводить реконструкцию и переоснащение автомобильных пунктов пропуска на границе с Китаем. Мы работаем над этим совместно с российским правительством.
Важно и обеспечение доступности международных пунктов пропуска. В ближайшие 4 года их мощность должна вырасти десятикратно. Сейчас в Приморье проектируют подъезды ко всем пунктам пропуска, часть проектно-сметной документации уже готова. На первоочередные объекты планируется потратить около 15,8 млрд рублей.
- Вы неоднократно говорили о необходимости продления времени работы погранпереходов на границе РФ и КНР в Приморье для увеличения грузо- и пассажиропотока. Ожидаются ли такие шаги и когда могут быть приняты эти решения?
- Автомобильные и железнодорожные пункты пропуска имеют для Приморья, как приграничного региона, особое значение. Их работа востребована как местными жителями, так и предпринимателями.
В 2022 году были приняты меры, благодаря которым удалось увеличить пропускную способность автомобильных пунктов пропуска по количеству грузовых автотранспортных средств на 77%, почти до 20 тыс. автомобилей. Объем транспортируемых грузов вырос на 23,5%, до 1,1 млн тонн. Через железнодорожные пункты пропуска за этот же период грузопоток увеличился на 6%.
Однако этого пока недостаточно, так что мы предложили продлить время работы автомобильных пунктов пропуска, расположенных на границе с КНР в Приморском крае, на 4 часа. Речь идет о пунктах Пограничный - Суйфэньхэ, Краскино - Хуньчунь, Полтавка - Дуннин, Турий Рог - Мишань. В будущем их планируется перевести на круглосуточный режим работы. Этот вопрос будет рассмотрен на очередном заседании рабочей группы комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая.
- Все озвученные выше вопросы наверняка будут обсуждаться в рамках Восточного экономического форума - одного из самых значимых событий в контексте нового курса страны. Чем будет отличаться форум этого года, кто уже подтвердил своё участие и как происходит подготовка?
- Подготовкой к Восточному экономическому форуму занимается организационный комитет и Минвостокразвития России. Деловая программа мероприятия еще формируется. Мы предложили включить в нее презентацию Комплексной программы ускоренного развития ключевых отраслей экономики Приморского края до 2030 года, ранее одобренную правительством РФ.
На ВЭФ мы планируем представить проект "Развитие", который направлен на создание производственной кооперации промышленных предприятий и субъектов малого и среднего предпринимательства в Приморском крае. Кроме того, хотим презентовать проект "Профессиональная ориентация детей старшего школьного возраста" в рамках реализации Национальной социальной инициативы.
Также в рамках мероприятия хотелось бы обсудить модернизацию инфраструктуры в Приморье, особенно логистической. На повестку дня также планируется выдвинуть повышение производительности портов и транспортно-логистических центров, создание свободных таможенных зон, а также первые итоги федерального проекта "Профессионалитет".
Также Приморье заинтересовано в обсуждении социально-экономического развития края. Особое внимание хотелось бы уделить энергосбережению и энергоэффективности в сферах ЖКХ, промышленности и строительству, формированию культуры разумного потребления, внесению изменений в законодательство, касающихся сельскохозяйственных грузов, пиломатериалов.
В рамках ВЭФ мы планируем торжественное открытие нового деревоперерабатывающего завода компании "Эко Тойс" в селе Чугуевка. На выставке "Улица Дальнего Востока" приморские предприятия представят образцы местной продукции и оказываемых услуг.