Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал о значении развития малой авиации, о брендах Приморья, об отношениях с азиатскими инвесторами, скором открытии игорной зоны, а также о планах по созданию территорий опережающего развития и популярности хоккейного клуба "Адмирал".
- Владимир Владимирович, в свете последнего охлаждения отношений между Россией и Западом, расскажите, как развивается взаимодействие Приморья с восточными странами?
- Наши контакты становятся более интенсивными. Несмотря на то, что Япония присоединилась к санкциям, интерес их предпринимателей к России не потерян, сейчас реализуется огромное количество совместных проектов. Мы с вице-премьером Юрием Трутневым в декабре были в Корее и Китае, где состоялось много рабочих встреч с инвесторами. Для нас Китай, Япония и Корея – важнейшие, ключевые партнеры. Объем внешней торговли в 2013 году составил почти 13 миллиардов долларов США, причем на эти страны пришлось почти 90% внешнеторгового оборота Приморья. Объем сделок с КНР составил более 6,5 миллиардов долларов США, с Республикой Корея – более 2 миллиардов долларов США, с Японией – более 1,8 миллиардов. А за девять месяцев 2014 года по сравнению с прошлогодними показателями товарооборот с Китаем вырос на 10%, с Японией – на 15%. С Республикой Корея он остался на прежнем уровне.
- На ваш взгляд, отразится ли ослабление рубля на торговых отношениях с Китаем?
- Отнюдь не новость, что в расчетах с Китаем необходимо переходить с долларов на юани или рубли по курсу Центробанка. Соответствующее решение, насколько мне известно, принято. Я считаю, это абсолютно правильно. Зачем нам кросс-курс с Кореей и Китаем через доллары? Это искусственное завышение цены, в котором есть определенная прибыль для компаний и посредников, но граждане наших стран от этого не выигрывают. При этом китайцы достаточно гибкие, и зачастую готовы идти на любые расчеты, в частности, в рублях, лишь бы увеличить товарооборот с Россией.
- Многие жители Центральной России считают, что Дальний Восток наводнен китайскими нелегалами и браконьерами. Есть ли в регионе проблема агрессивной экспансии соседей?
- Это самый большой миф, что на Дальнем Востоке много китайцев. Их в Приморье, по разным оценкам, от 1 до 2% от общего числа жителей. Конечно, есть и нелегалы, но глобальных проблем с этим нет. Мы ежегодно уменьшаем квоты на привлечение иностранной рабочей силы и за несколько лет сократим ее вдвое. Мой подход – обеспечить приток инвестиций из Азии, но на приморских предприятиях, в которые инвестирует иностранный бизнес, рабочие места должны занимать приморцы. И нашим предпринимателям мы также прямо сказали – ориентируйтесь на то, чтобы принимать на работу приморцев. У нас идет реализация крупных инвестиционных проектов Роснефти, Газпрома, строим интегрированный развлекательный курорт. И в подавляющем большинстве эти проекты ориентируются на трудовые ресурсы внутри края.
- Сильно ли Приморье в силу своего географического положения зависит от импортных товаров?
- Наверное, в такой же степени, как и вся страна. К нам завозятся продукты в основном из Азии, из КНР. Вопросы импортозамещения для Приморья - одни из приоритетных, и мы уже давно работаем в этом направлении. В краткосрочной перспективе мы закроем потребности края в мясе птицы. И далее будем наращивать объемы производства для поставки продукции в соседние регионы.
В Приморье выгодно развивать свиноводство, так как у нас растет и соя, и кукуруза для их корма. К нам приходит крупная российская компания "Русагро" с инвестициями около 30 млрд рублей для создания нескольких свиноводческих комплексов. С помощью этих инвестиций мы планируем увеличить производство свинины за 5 лет в 10 раз, чтобы полностью закрыть собственные потребности и отправлять мясо на экспорт и в соседние регионы России.
Другое направление развития - это молочное животноводство. Сейчас мы обеспечиваем себя молоком только на 20%, а должны выйти на 70% за 5-6 лет. Дело в том, что быстро наладить производство молока невозможно по технологическим причинам. Прежде чем давать молоко, животные конечно должны вырасти. А это несколько лет. На данный момент край активно помогает фермерским хозяйствам приобретать племенных животных. Например, одна из ферм в ноябре получила около 700 коров молочной породы из Германии. Половину затрат компенсировал краевой бюджет в рамках госпрограммы.
Хочу отметить хороший урожай зерновых культур в этом году. Он превышает прошлогодние показатели на 10-30%. Причем это произошло не за счет увеличения площадей посевов, а благодаря модернизации производства, использованию лучших семян. Мы уже вышли на самообеспечение потребности региона картофелем, урожай сои в этом году составил 270 тысяч тонн - это более чем в два раза выше лучших показателей советских времен! А кукурузу на зерно в советское время в Приморье вообще не производили, потому что тогда не было технологии ее производства. Сейчас уже собрано более 110 тысяч тонн культуры.
- На какой стадии находится создание рыбного кластера в Приморье?
- Объективно потребление рыбы в России не очень большое: в Приморье в среднем в год потребляют 31 кг рыбы на человека, в целом по стране – 17 кг. Есть все возможности для роста. Во время путины выловленная рыба проходит первичную обработку на корабле. После судно заходит в порт, оплачивает все необходимые пошлины и уходит в Китай или Корею, где выгружает рыбу для глубокой переработки. Там рыба превращается, например, в филе, из которого делают полуфабрикаты. Именно отсутствие собственной береговой переработки сегодня является серьезной проблемой в регионе. Из 2,8 миллионов тонн добываемой рыбы около 2 миллионов тонн отправляется на экспорт. Хотя мы могли бы перерабатывать весь объем здесь и кормить всю страну.
Идея, которую мы сейчас обсуждаем - сделать береговую рыбопереработку в России. Около года назад правительственная комиссия приняла решение создать в Приморье Дальневосточный рыбный кластер. Сейчас концепция кластера готова и уже была представлена вице-премьеру Аркадию Дворковичу на Японо-Российском деловом совете во Владивостоке. Концепция создания рыбного кластера основана на государственно-частном партнерстве. Например, создание причальной стенки профинансирует государство, так как она останется в федеральной собственности. Далее будет организовано акционерное общество, где 10% имущественного взноса из регионального бюджета, остальные деньги внесут частные инвесторы, в том числе - с помощью кредитных средств. Кластер будет создаваться в два этапа. Итоговые сроки реализации установлены до 2022 года.
Ожидается, что выпуск готовой продукции составит от 220 до 550 тонн в сутки, появится порядка 1300 рабочих мест.
- Сколько всего территорий опережающего развития (ТОРов) могут создать в Приморье?
- Всего на территории Дальнего Востока планируется создать 14 территорий опережающего развития, из них 5 - в Приморском крае. Они будут запускаться постепенно.
В первом ТОРе вместе с нефтехимической компанией (ВНХК) мы планируем создать нефтехимический кластер по принципу сингапурского кластера Джуронг. Его якорный проект общей стоимостью более 1 трлн рублей – нефтеперерабатывающий комплекс, который будет производить бензины, масла, полиэтилены и полипропилены. Это один из ключевых проектов экономики края, его реализация находится под моим личным контролем. Основной инвестор - "Роснефть". Площадка кластера находится в пределах международного транспортного коридора "Приморье-1". Это возможность для экспорта продукции, с одной стороны, наземным путем в северо-восточные провинции Китая. С другой – морем через порт Восточный.
Этот проект предполагает создание 10 тысяч рабочих мест, и нам очень важно обеспечить производство именно приморскими кадрами. Для этого мы создаем образовательные кластеры, внедряем систему дуального образования. Дальневосточный федеральный университет и Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж активно участвуют в этом процессе. Вокруг крупного проекта всегда возникает малый и средний бизнес. Появится сеть предприятий, которые из полиэтиленов и полипропиленов будут производить товары народного потребления - разовую посуду, пластиковые кресла и стулья, автозапчасти и так далее.
В Надеждинском районе Приморья будет создан индустриальный парк и еще логистический центр. Инвестор уже приступил к его строительству. Для индустриального парка мы сейчас ведем работу с потенциальными инвесторами из Кореи, Китая и Японии.
Общая площадь промышленного парка составляет 782 га, из них 330 га– для размещения резидентов с проектами промышленного производства. Планируется сдача в аренду резидентам земельных участков с последующей продажей. Предлагается ввести гибкую систему условий их продажи: 70% стоимости в виде арендных платежей на период инвестиционной стадии проекта, оставшиеся 30% после запуска производства в виде выкупной стоимости с последующим оформлением прав собственности.
Третий кластер, который будет размещен в Михайловском районе – агропромышленный. На этой площадке планируется размещение современных агропроизводств с полным циклом переработки, хранения и эффективной логистики сельскохозяйственной продукции, производимой в крае. Также мы хотим, чтобы сюда сдавали свою продукцию приморские фермеры. Планируется создание 2 тысячи новых рабочих мест.
В частности, там разместится свиноводческое предприятие "Русагро", которое построит на площадке девять свинокомплексов, большую бойню и комбикормовый завод.
Четвертый кластер в Хасанском районе будет портового типа – Большой порт Зарубино. ТОР будет специализироваться на транзитных перевозках между странами Северо-Восточной Азии и северными провинциями Китая (порт находится в 75 км от государственной границы с КНР). Якорный инвестор – Группа Сумма. Срок окончания реализации проекта - 2017 год. Этот проект создаст рабочие места для более 2 тысяч приморцев.
Кстати, в связи с решением президента РФ Владимира Путина о придании Владивостокскому порту статуса свободного, мы думаем о том, чтобы предложить правительству России распространить этот режим и на другие порты Приморья, в частности, на Зарубино.
Пятым ТОРом станет технико-внедренческая зона на острове Русский. Мы договорились с нашими корейскими партнерами, что создадим здесь технопарк. Администрация Приморского края создаст инфраструктуру, а корейские партнеры заведут туда якорных резидентов.
- Владимир Владимирович, известно, что власти региона предложили ряд поправок в будущий закон о ТОРах. Что это за поправки?
- По нашему мнению, важность данного закона бесспорна, его реализация даст мощный импульс развитию экономики всего Дальнего Востока. В то же время, во внесенном законопроекте о ТОРах мы видим два недостатка, о которых, кстати, мы говорили с министром по делам развития Дальнего Востока.
Во-первых, при создании ТОРов необходимо обязательно привлекать к работе региональные власти, иначе мы рискуем повторить худший опыт особых экономических зон, когда было создано ОАО "ОЭЗ", которое в Москве размещалось, и оттуда пыталось этими зонами управлять. В результате у нас в России реально работают только две ОЭЗ в Калужской области и Татарстане, которые управляются компаниями, созданными региональными властями.
Вторая наша поправка касается отсутствия в законе норм регулирования иностранной рабочей силы, квоты. Я считаю это неправильным. Мы создаем эти ТОРы в первую очередь для местных жителей, а уж потом для кого-то еще. Наверняка будем приглашать и иностранцев, но это будут узкие специалисты, которые нам действительно будут необходимы. Например, в судостроении мы нуждаемся в иностранных компетенциях. Значит, будем привлекать соответствующих специалистов. У нас на судоверфи в Большом Камне должны работать 10 тысяч человек, если мы привлечем 100 опытных иностранцев – не страшно, только на пользу. Но остальные 9900 человек - должны работать наши граждане. Должны мы это регулировать? Конечно. Мы договорились с Александром Сергеевичем (Галушка - ИФ), что необходимые поправки будут внесены.
Для успешной интеграции в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона Приморский край развивает высокотехнологичные производства с высокой производительностью труда. Один из ключевых проектов в этом направлении – особая экономическая зона (ОЭЗ) промышленно-производственного типа на базе автопроизводства "Соллерс" во Владивостоке.
Мы планируем увеличить объем сборки автомобилей с 75 до 100 тыс. автомобилей в год и создать новое производство автокомпонентов с уровнем локализации до 30%. В будущем в автомобильной отрасли Приморского края планируется осуществить переход от крупноузловой сборки к производству комплектующих на российской территории. Федеральный бюджет выделяет 5,3 млрд рублей, региональный - 300 млн на создание инженерной инфраструктуры ОЭЗ и строительство корпуса для производства автокомпонентов.
- Власти региона сообщали, что в Приморье будут также созданы шесть туристско-рекреационных кластеров. На каком этапе сейчас находятся проекты, и какая основная концепция развития туризма в регионе у приморских властей?
- У Приморья есть несколько концепций развития туризма, но ядром будет именно игорная зона. Лично мне более правильным кажется название "интегрированный развлекательный курорт" - как это сделано у наших соседей в Макао, на острове Синтоза. Там концепция такова, что вся игровая составляющая внутри. Большинство туристов ведь вообще не играть приезжают, а отдыхать: они живут в гостиницах, их интересует шопинг, развлечения, деловой туризм и т.д. В современном европейском игровом бизнесе до 60% доходов таких объектов - неигровые. Таким же образом планируем развивать нашу ИРЗ и мы.
В Приморскую интегрированную развлекательную зону придут пять крупных игроков: Melco Crown (Лоуренс Хо), который сделал Новый Макао, компания Naga Corp из Камбоджи и другие. Это будет ядро нашего туристического кластера. Единую концепцию разрабатывает компания "Стилман Партнерс".
У нас подписано инвестиционное соглашение на сумму более 33 миллиардов рублей с компаниями Melco Crown и Naga Corp. Мы делаем ставку на крупных мировых игроков этого рынка, на тех, кто успешно этим занимается. Сейчас администрация края создает инфраструктуру этого проекта - строим дороги, подводим электрические сети, водопроводную и канализационную инфраструктуру.
Первую гостиницу на 120 номеров в интегрированной развлекательной зоне "Приморье" мы планируем открыть весной 2015 года. Все очень ждут этого события, потому что казино откроется вместе с первыми гостиницами. Обслуживающий персонал будет местный. Компании операторы уже начали набирать персонал и ведут его обучение. В основном мы рассчитываем на привлечение иностранных туристов – китайцев, японцев, корейцев.
- Прогнозы по туризму на 2015 год в России не радужные. Какие у вас прогнозы для этой отрасли на следующий год? И если вы делаете ставку на туристов из стран АТР, то поедут ли к вам соотечественники?
- Конечно, мы ориентируемся больше на китайских туристов в силу протяженности нашей общей границы, но рады и российским, которых, кстати, много. На наше море едут хабаровчане, жители Амурской области и Еврейской автономной области, причем поток этот растет с каждым годом.
В Приморье много красивейших мест, в том числе и на севере региона, например, река Бикин, которую называют Русской Амазонкой из-за ее уникального биоразнообразия. В долине Бикина проживает коренной малочисленный народ – удэгейцы. Сейчас мы оформляем документы на создание национального парка на этой территории. Но главная трудность в том, что до этой красоты не добраться! На машине 12 часов ехать из Владивостока!
Поэтому сегодня Приморье делает ставку на развитие малой авиации. С 22 декабря на север и северо-восток края начали летать два 19-местных самолета, которые мы приобрели за счет средств бюджета и передали в эксплуатацию дальневосточной авиакомпании "Аврора" для использования на внутренних авиалиниях внутри края. А посадочные полосы для самолетов сохранились у нас еще с советских времен. Безусловно, некоторые из них необходимо привести в порядок, отремонтировать. Сейчас мы реализуем обширную программу по модернизации краевых аэродромов и взлетно-посадочных площадок. Большинство из них уже готово к приему нового типа воздушных судов, и надо также привести в порядок остальную аэродромную инфраструктуру.
Мы приобретаем самолеты для выполнения трех задач: для удобства жителей, развития туризма и повышения деловой активности внутри региона.
Один самолет будет летать по маршруту Владивосток - Кавалерово - Пластун - Терней, второй - по другим маршрутам на север. И уже сейчас открыта продажа билетов на регулярные пассажирские рейсы по маршруту Владивосток - Кавалерово - Пластун - Терней.
В следующем году, когда окончательно определимся с маршрутной сетью, купим третий самолет и, может быть, четвертый. В перспективе хотим обеспечить западное направление: скорее всего, третий самолет будет базироваться в Дальнереченске и закрывать Пожарский и Красноармейский районы – но это планы 2015 года.
Думаю, что развитие авиасообщения позволит увеличить количество туристов. Ведь пока нет инфраструктуры, прежде всего транспортной, ни туристы, ни туристический бизнес не пойдут к нам.
- Наверное, билеты на самолет будут очень дорогими?
- Мы приняли решение субсидировать три четверти стоимости билета из регионального бюджета. Для пассажиров стоимость билетов из Владивостока в Кавалерово составит 990 рублей, из Кавалерово в Пластун - 480 рублей, из Владивостока в Пластун - 1 200 рубль и из Владивостока в Терней - 1 400. Я живу этим проектом и верю в его успешность!
- Был еще большой проект по строительству двух отелей Hyatt во Владивостоке. Когда закончится их строительство?
- Сейчас ведутся работы в Hyatt на 500 номеров на Корабельной Набережной. Параллельно мы ведем переговоры с Московским кредитным банком об открытии кредитной линии для обеспечения завершающих строительных работ второго отеля на мысе Бурный. Я очень аккуратен в сроках, так как они неоднократно по финансовым вопросам переносились, но мы планируем в следующем году уже запустить отель на Корабельной Набережной и достроить второй. Запуск отеля - это не просто завершение строительства. Сейчас строительная готовность объектов не менее 90%. Запуск - это когда двери отеля открывает обученный консьерж, на ресепшене встречает грамотный персонал. То есть когда отель полностью готов к приему посетителей. А сервис и соответственно подготовка персонала должны быть на уровне пяти звезд.
- Также в тему развития туризма: не хотите ли сделать кота, который пообедал в аэропорту на 60 тыс. рублей, туристическим брендом региона?
- История с котом была очень позитивной (смеется). Наш приморский кот на три дня заслонил в топе "Яндекс-Новостей" доллар, нефть и рубль. Наверное, люди устали от негативных новостей. Пока же кот, а точнее кошка стала символом клуба "Адмирал". Допускаю, что он может стать и туристическим символом Приморья, хотя у нас и без нее много настоящих" легенд" – тигры, удэгейцы, Владивостокская крепость. А главное - море и гостеприимные люди.
- Как обстоят дела в Приморье с детско-юношеским спортом?
- У нас работают 48 детских спортивных школ, в основном муниципальных. Весной 2014 года мы закончили строительство 35 плоскостных мини-стадионов, принято решение о строительстве пяти ледовых арен. Это для нас очень важное направление: одной из задумок при создании клуба "Адмирал" было увлечь детей спортом, сформировать для них позитивный пример для подражания.
Мы в Приморье сегодня разрабатываем комплексную систему развития хоккея. Активно участвует в этом процессе, и я бы даже сказал, является его идейным вдохновителем Вячеслав Фетисов, легендарный хоккеист и сенатор от Приморского края. В этом году в крае открылась "Академия Фетисова". Конечно, без легионеров клуб не обойдется, но наша задача – чтобы несколько спортсменов в составе клуба были наши, приморские. Безусловно, это не самоцель, и четких сроков мы себе не ставим. Важно, чтобы тысячи пацанов пошли в спорт, чтобы стать частью "Адмирала". Пусть только единиц ждет карьера легионера, но задача в другом - сформировать модную культуру быть здоровым.
Сейчас хоккей в регионе набрал немыслимую популярность! Средняя заполняемость ледовой арены – 90%, билеты на матчи раскупают за 20 минут. Люди ходят семьями! На каждый матч приходят от 400 до 500 детей.
Я сам страстный болельщик, и мы с коллегами почти на каждый домашний матч "Адмирала" ходим болеть. Изначально многие скептически относились к созданию приморского профессионального хоккейного клуба, но все получилось. В дебютном сезоне "Адмирал" сумел обойти многих соперников и попасть плей-офф Кубка Гагарина. Впервые в истории Континентальной хоккейной лиги молодая команда добилась таких высоких результатов! Сейчас в Восточной конференции КХЛ она занимает 10-е место, надеюсь, что "Адмирал" выйдет в плей-офф.
- С появлением "Адмирала" футбольный клуб "Луч-Энергия" ушел на второй, а может быть, даже третий план. Что происходит с футболом в Приморье?
- У нас стоит задача вернуть "Луч-Энергию" в премьер-лигу. Но там заявочный бюджет примерно в два раза больше, а мы не можем полностью финансировать команду из регионального бюджета. Это заставляет нас искать спонсоров. У "Луча-Энергии" спонсоры - это энергетики, у "Адмирала" – группа "Сумма", небольшие спонсоры есть у нашего баскетбольного клуба "Спартак-Приморье" и женской волейбольной команды "Приморочка". Несколько команд точно будут оставаться в зоне нашего внимания, и мы их будем поддерживать – "Спартак-Приморье", "Луч-Энергия", "Адмирал" и женская волейбольная команда "Приморочка". Просто сейчас в крае интерес к хоккею выше, чем к футболу. Хочу отметить, что объемы финансирования приморского спорта за последние два года увеличились в два раза. В краевом бюджете на 2015 год на развитие спорта заложено 1,5 миллиарда рублей.
- Как только "Луч-Энергия" выйдет в премьер-лигу, интерес к футболу сразу же появится…
- Дело не только в качестве игры, но и в состоянии стадиона – он старый, без навеса, и в дождь там некомфортно находиться. У нас есть идея, которую мы прорабатываем с обществом "Динамо" – взять в аренду стадион и реконструировать его.
- В преддверии Нового года расскажите, чем вам запомнился 2014 и чего ждете от следующего года?
- Этот год был очень насыщенным. Были победы, были и испытания. Несмотря на трудности, я считаю 2014 год очень позитивным. Я впервые участвовал в выборной компании, мы с моей командой проехали край, посетили все 34 муниципальных образования. Мне очень важно было встретиться с людьми, своими глазами увидеть жизнь Приморья. По итогам этого "проезда" я подписал перечень из 102 поручений – по три на каждый муниципалитет. Это те позитивные изменения, которые произойдут в крае в ближайшие три года. Где-то будет построен детский сад, где-то дорога или стадион, а где-то будет отремонтирован водопровод.
В сфере здравоохранения произошли позитивные изменения. За последние два года на территории края открылись 130 новых ФАПов, до конца года будут построены еще 50. В следующем году мы увеличим число пунктов до 230. Все это современные здания, которые отвечают всем требованиям и стандартам. В них созданы комфортные условия для работы и жизни фельдшера. За каждым из них мы закрепляем санитарный транспорт, который позволит в случае необходимости либо доставить фельдшера к больному, либо довезти пациента до одного из межрайонных центров.
В Приморье появляются центры высокотехнологичной медицины. Второй год в Приморье работает медицинский центр ДВФУ, где проводятся уникальные по сложности операции. Центр оказывает помощь по различным направлениям, включая абдоминальную хирургию, нейрохирургию и онкологию. В сентябре этого года в столице Приморья открылся перинатальный центр, оснащенный самым современным оборудованием. За три месяца уже более 2 тысяч человек воспользовались его услугами. В этом центре по показаниям могут наблюдаться и рожать женщины из всех районов края. Обратиться за помощью в это учреждение могут и семьи, только планирующие пополнение в семействе. Кроме того, в 2016 году в Приморье откроется Центр ядерной медицины, где больные онкологическими заболеваниями смогут получить медицинскую помощь, в разы более эффективную, чем может предложить край сегодня.
Я смотрю в будущее с уверенностью и оптимизмом. Бюджет Приморья на следующий, 2015 год социально ориентирован. Примерно 75% составляют расходы на образование, медицину, социальные выплаты, культуру и спорт. В то же время мы уделяем большое внимание и поддержке отраслей экономики. Верю, что следующий год для Приморья обязательно будет удачным!