Построят ли железную дорогу между Якутском и Магаданом, как в этом Колыме может помочь Российская академия наук и с какими новыми вызовами столкнулись золотодобытчики региона, в интервью "Интерфаксу" в ходе Петербургского международного экономического форума рассказал губернатор Магаданской области Сергей Носов.
- Сергей Константинович, какие важные для региона соглашения планирует подписать Магаданская область на Петербургском международном экономическом форуме?
- Для нашего региона главным является Восточный экономический форум - в силу нашей специфики. Мы как раз готовим главную информацию, презентации, именно туда. Но и Питерский форум очень важен: то, что мы здесь начинаем, на ВЭФ заканчиваем. Этот отрезок времени нас мобилизует по реализации подписанных соглашений на форуме в Санкт-Петербурге.
Из знаковых событий - подписание соглашения с Российским экологическим оператором о строительстве современного завода по переработке мусора. Фактически речь идет о полном цикле переработки бытовых отходов. Совместная работа с Региональным экологическим оператором развивается по определенным правилам.
О чем я говорю? О том, что переработали, например, отходы в RDF-топливо (альтернативное твердое топливо - ИФ). А что, допустим, делать с резиновыми покрышками? Куда их вывозить? Нерационально же их везти морским путем до Владивостока. Речь в соглашении идет о комплексной переработке до конечного продукта с последующей реализацией.
Этот проект очень интересный. На форуме как раз была панельная сессия об экономике полного цикла переработки. Хочу подчеркнуть, что уже есть инструменты, которые создало правительство России, и активная позиция в вопросах экологии министерств природных ресурсов, Росприроднадзора. Я вижу, как изменилась ситуация, потому что сталкивался с ней не один десяток лет.
Еще одно важное соглашение мы готовили к Питерскому форуму, но перенесли подписание в Магадан. Это вопрос диверсификации добычи полезных ископаемых. Мы инициировали и привлекли интерес к наличию меди в Магаданской области, сейчас требуются инвестиции в геологоразведку. Со своей стороны сделали определенные вложения в рамках Корпорации развития Магаданской области, теперь планируем выйти, вернув инвестиции Корпорации, отчитавшись, в том числе, о прибыли, освобождая место для ключевого инвестора. До конца июня такое соглашение с инвестором будет подписано. О том, кто именно это будет, говорить пока рано.
На полях форума договорились с Новикомбанком об участии в реализации инвестиционных проектов у нас в регионе. Банк обеспечит стабильным качественным обслуживанием крупные промышленные предприятия и субъекты малого и среднего предпринимательства.
Кроме того подписали новое соглашение с холдингом "Швабе" госкорпорации "Ростех" о сотрудничестве в сфере строительства социально значимых объектов, а именно роддома вместе с женской консультацией.
Стоит отметить еще соглашения с Российской академией наук и с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого. Помощь фундаментальной науки нам нужна для развития, например, транспортной системы. Без новых знаний о вечной мерзлоте мы не сможем построить качественные дороги в регионе и так нужную сейчас железнодорожную ветку из Якутска в Магадан. В любом направлении развития региона нам нужны знания и опыт ведущих специалистов России. Для молодых ученых у нас в регионе существует система грантов на поддержку их деятельности.
С ректором политехнического университета Андреем Рудским договорились о том, что специалистов IT-отрасли для Магаданской области будут готовить питерские наставники.
- Вы упомянули про железную дорогу. Недавно в Якутии прошел форум "Путь на Магадан", касавшийся транспортного развития между двумя регионами. Строительство железной дороги - это очень масштабный проект. Что он даст Магадану? На каких условиях и в какие сроки предполагается построить дорогу?
- Пока сложно говорить об условиях и сроках. Это не проект двух регионов и Российских железных дорог. Это - геополитический и геостратегический проект российского государства. Здесь принятие решение будет происходить под влиянием многих факторов - экономических, геополитических и даже военно-стратегических.
Об этой дороге говорили еще в период индустриализации советской эпохи. Путь до Аляски или железная дорога через нашу территорию до Камчатки - это крупнейшие геостратегические проекты, сопоставимые по значимости с Крымским мостом. Государство должно определить роль этого объекта в развитии не просто территории, а в обеспечении интересов государства, во всех направлениях. Я это поддерживаю. Иногда мы, к сожалению, не может посчитать достоверно весь экономический эффект. Но опыт показывает, что развитие транспортной инфраструктуры моментально дает эффект. Появляются люди, интерес, территория начинает оживать.
Надо еще понимать, что это - железная дорога к морскому порту. Магадан - круглогодичный морской порт на Дальнем Востоке, но его роль была утрачена за последние 20-30 лет. Геополитическая ситуация меняется, меняются логистические пути. Исходя из этого можно и нужно принимать решения.
- Как обстоят дела с авиацией в регионе? Ведется ли реконструкция малых аэропортов, нет ли проблем с подрядчиками, материалами и финансированием?
- Мы в прошлом году возобновили три маршрута для малой авиации. Это те маршруты, которые были давно, и людям они были необходимы. Реконструкция аэропортов продолжается. Это относится к аэропорту "Сокол" имени Высоцкого в Магадане, к аэропорту Сеймчана и сколько лет уже ждет реконструкции аэропорт в Эвенске. Сегодня этот вопрос курирует специально созданная дирекция в Минтрансе. Надо сказать, очень грамотно специалисты подошли к вопросу реконструкции, была проведена ревизия ранее сделанной проектной документации, устранили в ней ошибки, устранили недочеты и в подходе к реализации. Мы надеемся на успех.
- Расскажите, пожалуйста, о ходе работы над пассажирским терминалом в аэропорту Магадана "Сокол". Завершено ли проектирование? Какой объем инвестиций запланирован в строительство терминала, о каких сроках идет речь? Определен ли подрядчик?
- Вы знаете, я цифру окончательную сейчас не назову. Мы контролируем прохождение экспертизы, ее ход. Знаю, что "Новапорт" уже разработал конкурсную процедуру по выбору подрядчика, так что летом можно будет начать строительство. Сначала пройдет экспертиза, предварительная проработка. Я думаю, что мы узнаем к концу лета.
- Недавно "Авиация Колымы" запланировала восстановление двух Ан-74, которые уже полтора-два десятка лет стоят на приколе в Самаре. Какова будет конфигурация самолетов? Как они будут использоваться? Почему именно эти самолеты, это - вопрос конкуренции за суда в новых условиях или они удачно подходят под задачи региона?
- Востребованность Ан-74 на нашей территории не вызывает сомнения. Это очень удобный самолет для нашей территории, для эксплуатации в сложных природно-климатических условиях. Он может садиться на грунт. Его могут подготовить, в том числе, золотопромышленные компании - они умеют это делать, тем более, материал у них под рукой. Плюс - он может везти высокий тоннаж груза или перевозить пассажиров. Скорость полета - это тоже немаловажно.
Поэтому, когда мы узнали, что в Самаре есть два таких самолета, мы сделали все, чтобы их получить. Спасибо большое руководству Росимущества, что пошли навстречу и передали самолеты нам. Сейчас мы их восстанавливаем, первый должен быть готов в сентябре, а второй - к концу года. Анализ показывает, что их востребованность будет высокой. Самолеты находятся в собственности Магаданской области.
- Магадан славится добычей золота, серебра и других металлов. Как компании справляются с отсутствием возможности закупить привычную для работы технику? Открылись ли какие-то новые рынки, активизировался Китай и Белоруссия? Не сказывается ли эта смена привычного взгляда "на лету" на продуктивности промышленности?
- Тема очень важная для Магаданской области и для всего государства. На ситуацию в отрасли нужно обращать серьезное внимание. Золото было, есть и будет одним из самых надежных платежных средств в мире.
У нас нет проблем сегодня с оборудованием. На территории Магадана присутствуют уникальные предприятия по ремонту, восстановлению японской техники Komatsu. Таких предприятий всего лишь два в России, и одно - у нас. На нашем предприятии работают профессионалы, хорошие специалисты и собственники. У предприятия есть лицензия от Komatsu на ремонт и восстановление изношенных механизмов. Они снова запускают оборудование в работу, выдавая сертификат качества от Komatsu.
В Магаданской области все, что планировали привезти на этот год, привезли. Никаких проблем нет с обеспечением запчастями.
Если говорить про золотодобычу, то ситуация осложняется тем, что Лондонская биржа металлов ввела санкции против нашего золота, аффинажных заводов, российского клейма качества.
Второе - это вопрос сбыта. Правительство сделало серьезные шаги навстречу золотопромышленникам. Первое - это отмена НДС, а второе - реализация мерных слитков в частные руки. Это позволяет активно работать над реализацией металла, который является основным мерилом, основным обеспечением тех ассигнаций, которые печатает то или иное государство. Америку не беру, у них там уникальный случай. Но та же Германия имеет золотой запас больше, чем РФ.
Но нам нужно двигаться дальше. Нельзя же на полумерах останавливаться. С одной стороны, мы продекларировали и дали возможность по реализации золота, можно брать генеральную лицензию экспортера и заниматься этим вопросом. С другой стороны, дали возможность реализовывать золото на внутреннем рынке физическим лицам. Но инструкции по реализации этого золота остались на уровне 1990-х годов. Их надо пересматривать с учетом новых реалий.
Например, золото только через банки. Почему? В 90-е годы государство возвращало себе контроль над оборотом драгметаллов. А теперь драгметаллы можно продавать физическим лицам - для нас это беспрецедентно. Это в арабских странах можно подойти к автомату и купить золотой слиток. У нас правила другие. Их поменяли, и теперь только в Магаданской области в Сбербанке - очередь из физлиц, желающих купить мерные золотые слитки, растянулась до сентября. А этих слитков уже нет. Золото есть, мы продолжаем его добывать. Но вопрос с реализацией остается. Мы готовы, со своей стороны, подготовить все предложения и инициативы и вынести их на обсуждение с федеральными ведомствами.