О подписании соглашений, возрождении Магаданского рыбного порта, развитии социальной инфраструктуры, золоторудной и рыбопромысловой отраслей в интервью "Интерфаксу" на Восточном экономическом форуме рассказал губернатор Магаданской области Сергей Носов.
- Сергей Константинович, какие важные для региона соглашения подписаны на форуме? О каких новых проектах идет речь?
- Обычно для кого-то важно количество соглашений. Мы же не гонимся за количеством, для нас приоритет - качество. В этом году важнейшим для нас является трехстороннее соглашение с ВЭБ.РФ и Минвостокразвития. Это соглашение касается проектов в рамках реализации мастер-плана развития Магадана. Это большое соглашение на 42 млрд рублей. Для Магаданской области оно является не просто большим с точки зрения объема финансов, но и важным, потому что оно завершает, или "сшивает", все те проекты, которые уже реализуются в рамках документа, подписанного с ДОМ.РФ и Минвостокразвития в прошлом году.
Благодаря соглашению с ВЭБ.РФ и Минвостокразвития мы проработаем механизмы финансирования таких объектов как яхтенный порт, строительство жилья, а также дорог, канализации, ливневой канализации, теплоснабжения, то есть, инженерной инфраструктуры Магадана. Это соглашение о том, чтобы в рамках уже имеющихся инструментов и имеющихся программ определить финансирование для инфраструктурных проектов Магадана и области.
У нас соглашение с ДОМ.РФ работает так же, как и соглашение с Минвостокразвития, и их объем измеряется десятками миллиардов рублей. И ровно то, что мы планировали при подписании соглашения с ДОМ.РФ и Минвостокразвития в прошлом году, мы все это переводим или заканчиваем переводить в практическую плоскость. Соглашение с ВЭБ.РФ и Минвостокразвития - это дополнение, без которого, практически, невозможно реализовать комплекс мероприятий по развитию Магадана и Магаданской области. Потому что речь идет не только о стратегическом планировании, а о реализации конкретных проектов, о создании условий для людей, которые здесь живут и работают. И не только. Наша задача - обеспечить всех приезжающих работой.
Еще одно подписание было с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, ПАО "РусГидро" и "МагаданДатаСервис". Вместе мы будем создавать центр обработки данных, капитальные вложения составят 3,3 млрд рублей, будет создано более 250 рабочих мест. Финансирование предполагается направить из разных источников, в том числе, будут привлечены федеральные средства.
Также мы подписали соглашение с "Почта банком", договорились о повышении доступности финансовых услуг в Магаданской области, будем совместно реализовывать ряд экономических программ.
По итогам форума мы заключили пять соглашений на сумму 45 млрд рублей и вошли в число регионов-лидеров по этому показателю.
- Какие у региона планы по Магаданскому морскому порту? В какие сроки планируется их реализовать и какой объем средств на это запланирован?
- Для ответа на этот вопрос нужно разграничить понятия. Есть Магаданский торговый порт, его инженерно-технические сооружения принадлежат государству. Сам МТП находится в аренде у предпринимателей. Поэтому программа его развития реализовывается частным бизнесом.
Также у нас есть рыбный порт, к возрождению которого мы готовимся. В этом году и в следующем мы заканчиваем очистку акватории рыбного порта, причем, не только с точки зрения экологии. Мы заканчиваем глубокую очистку не всей акватории, а только тех судов, которые мешают реконструкции и модернизации рыбного порта. Готовим обоснование инвестиций с проектными организациями, которые специализируются на проектировании портов. Мы уже согласовали основные параметры, технические задания, идет интенсивный обмен мнениями, в котором участвуют не только власти, но рыболовецкие компании, компании, которые занимаются промыслом биоресурсов в Охотском море. Эта работа будет закончена к концу года, и мы приступим к проектированию. Процесс идет в соответствие с дорожной картой, которая была согласована с правительством РФ.
Этот большой проект мы называем индустриальным парком "Рыбный порт Магадан", предварительная оценка инвестиций - 25 млрд рублей.
- Недавно УГМК приобрела очень крупное и совершенно независимое до этого золотодобывающее предприятие - "Сусуманзолото". Как Вы считаете, скажется ли смена владельца на работе такого самобытного предприятия? Изменится ли что-то для региона? Сохранятся ли рабочие места?
- Будут изменения, мне кажется, только в лучшую сторону. Для нас это важно, поэтому я нисколько не сомневаюсь не просто в сохранении рабочих мест, но и в реализации социальных проектов на территории. Я уверен в наведении порядка финансово-экономических вопросах, сбытовых, что очень важно для золотодобывающих компаний.
- Есть подвижки по теме строительства железной дороги Якутия-Магадан?
- Прообраз уже построили, я даже по нему "прошелся", это своеобразный символический мостик. У нас павильоны рядом (выставка "Улица Дальнего Востока" - ИФ), мы соседи - так же, как соседствуют наши территории. "Дорогу осилит идущий", и, объединив усилия двух регионов, мы сможем объяснить, доказать, показать, что это - важный проект не только для народного хозяйства, экономики страны, но и в геополитическом, геостратегическом плане. Подписанное соглашение на этом форуме как раз направлено на то, чтобы объединить усилия и достаточно энергично действовать. Хочу отметить, что вот такие отрезки железных дорог способствуют этому, такой активности хочется помогать. Напомню, что мы обсуждаем строительство более 1,6 тысячи километров.
- Вы несколько раз говорили о строительстве терминала в аэропорту Магадана, но каждый раз начало строительство все сдвигалось. Уже сентябрь, а подрядчика так и не начали искать. У инвестора какие-то проблемы или почему проект стоит на месте?
- В каждой профессии есть свои нюансы, трудности, сложности. В профессии строителей все начинается с проекта. Компания, которая делала проект аэропорта, сменила владельца. При этом ушла вся та команда, которая начала работать с проектом. Это бывает, не вижу в этом ничего страшного или непреодолимого.
В итоге проектирование завершено, было получено положительное заключение Главгосэкспертизы. И теперь компания готовит условия проведения конкурса привлечения подрядных организаций. С потенциальными участниками они уже встречались. Они этим занимались в рамках ПМЭФ-2022, мы принимали участие в этом как регион, нам не безынтересно, кто же придет, насколько сильные и серьезные компании.
Консорциум "Новапорта" и "Аэропортов регионов" намерен привлечь самую компетентную, самую квалифицированную компанию, потому что один только проект уже несколько миллиардов рублей стоит. Первоначальная стоимость заявлена в указе президента России. Понятно, почему она изменилась - за это время много изменений в стоимости объектов произошло во всех направлениях.
Предполагаю, что в конце октября у нас будет подрядчик - победитель конкурса, который проведет "Новапорт" с "Аэропортами регионов". И тогда начнется строительство. Инвесторы не заинтересованы в том, чтобы затягивать начало и ход строительства. Процесс идет своим чередом, они и турецкие компании приглашали, и российские. Они внимательно смотрят на подрядчиков.
Параллельно вместе с ними мы занимаемся подготовкой нашей стройиндустрии для обеспечения строительства: готовим расходные материалы, щебень, другие инертные материалы.
- Чем занимается "Региональная юниорная геологоразведочная" компания, какие у нее успехи? Долгое время шла речь о продаже пакета акций региона в коммерческие структуры. Было ли это сделано?
- Корпорация развития Магаданской области подписала соглашение о реализации 51%. И если частные инвесторы выполнят условия контракта, то до конца этого года 51% должен перейти в руки частного инвестора - Колымской горнорудной компании.
В чем выгода для региона? Мы возвращаем ранее проинвестированные деньги, причем, существенно большую сумму, чем вложили. Теперь мы планируем направить эти деньги в другие проекты, в частности, в концессию, то есть, бюджет уже спланирован.
Я знаю, что бурение уже идет. Инвестор еще раз убедился, что нужно серьезно относиться к Колыме, потому что погодные условия надо понимать. Чуть-чуть не успел - и уже опоздал. Я имею ввиду труднопроходимую местность. Поэтому транспортировка оборудования должна быть проведена вовремя. Потеряв несколько дней, инвестор рискует потерять несколько месяцев. Мы готовы и будем им помогать, контролировать реализацию этого проекта. Я считаю, что медь перспективна для нашего региона, она интересна мировому рынку. Мы, конечно, ориентируемся, как и инвесторы, на Тихоокеанский регион, как основной потребитель этого металла.
- Что касается рыбы и ее добычи, то ВАРПЭ и регионы обращались к Володину с просьбой приостановить рассмотрение II этапа распределения рыбных инвестквот и провести широкую дискуссию на эту тему. В результате было принято решение - отправить законопроект на рассмотрение в регионы и вернуться к его обсуждению на парламентских слушаниях перед первым чтением. Как вы считаете, какова перспектива принятия этого решения и какие поправки могут быть внесены в текущую редакцию законопроекта?
- Нужно продолжить обсуждение. Мы тоже, в общем-то, разбирались с этим. Мы надеемся, что обсуждение будет направлено в те регионы, которых касается этот вопрос. Да, наш регион не готов обсуждать какие-то вопросы по сельскому хозяйству, пшенице, корнеплодах, кукурузе, мы ими просто не занимаемся. А вот рыба (развитие рыбной промышленности - ИФ) нас интересует, потому что это - рабочие места, налогоплательщики, это - экономика региона.
Поэтому, я думаю, что на уровне регионов, которые это затрагивает, обсуждение должно быть. Но, насколько я знаю, обращения были от большинства, от, практически, всех губернаторов. С этим нельзя торопиться, надо понять, в чем цель? А цель должна быть долгоиграющая. Мы закладываем не то что перспективу, но шаги, которые определят будущее отрасли, если хотите, будущее региона. Поэтому здесь нет смысла торопиться, тем более, что не закончен и не проанализирован первый этап этих инвестиционных конкурсов. Надо с этим разобраться.
Я слышал доклад Счетной палаты РФ. Он меня поразил своей компетентностью, логичностью, доказательностью. Надо дождаться не предварительных данных, а официальных. Я думаю, что это будет один из серьезнейших документов и аргументов, на основании которых надо будет принимать решение.