Один из самых отдаленных регионов России — Магаданская область — активно участвует в повестке как Петербургского международного экономического форума, так и в целом в экономической жизни страны. О том, какие новые договоренности будут зафиксированы в ближайшее время, а также о диверсификации экономики региона на полях форума "Интерфаксу" рассказал губернатор Магаданской области Сергей Носов.
— Сергей Константинович, каких результатов участия региона в ПМЭФ-2023 вы ожидаете? Какие проекты представит Магаданская область
— Мы подписали несколько соглашений, причем все они в области социальной инфраструктуры. Правда, я бы назвал эти соглашения решающими комплексные вопросы. Первое из них — с холдингом "Швабе". Эта структура имеет компетенции в здравоохранении как в части оборудования, так и в части комплексного подхода к строительству новых объектов. Мы понимаем возможности холдинга, рассчитываем на плодотворное сотрудничество. В Магаданской области сейчас мы активно решаем вопросы модернизации здравоохранения: строится роддом, завершение запланировано на следующий год; ввели онкодиспансер; в следующем году по поручению президента РФ приступаем к строительству инфекционного центра.
Еще одно важное соглашение — с ДОМ.РФ — о строительстве арендного жилья в рамках проекта "Гороховое поле". Трудно переоценить значение такого типа жилья для нашего региона. Это квартиры для сотрудников федеральных ведомств, силовых структур, а также специалистов регионального уровня в области здравоохранения, образования, и так далее. Для приезжающих в регион за работой остро стоит вопрос жилья, он является практически ключевым при принятии решения о переезде. Подписание соглашения дает импульс комплексному развитию проекта "Гороховое поле". Теперь приезжающие "за длинным рублем" смогут получить жилье. Кстати, многие, кто приехал на несколько лет, в итоге остаются на десятилетия. Однако ближе к зрелому возрасту отправляются в другие регионы — поближе к детям и внукам, например. И для них не будет стоять вопрос реализации своего жилья на рынке, они просто освободят квартиру для тех, кто собирается в Магаданскую область.
— С учетом изменений в экономике, отмечает ли область снижение налоговой базы? Какие отрасли несут потери, и кто оказался в выигрыше?
— Наоборот, по данным УФНС по Магаданской области, цифры растут. За 5 месяцев 2023 года темп роста налоговых доходов составил 90%, это связано в первую очередь с внедрением системы Единого налогового счета/Единого налогового платежа, а также переходом с 2023 года двух крупнейших налогоплательщиков на уплату налога на прибыль организаций от фактически полученной прибыли. До 2022 года включительно уплата налога ими производилась на основе авансовых платежей.
Кроме того, рыночная конъюнктура благоприятна для экономики региона. Если сравнивать с 2022 годом, то мы не только вернулись на исходные позиции, но и пошли вперед. Стоимость золота на мировых рынках подросла, валютный курс пары доллар-рубль тоже выглядят позитивно для экспортеров. Кроме того, в регионе введены две золотоизвлекающие фабрики. Во второй половине 2023 года будет прирост по добыче золота, а в 2024 году и вовсе выйдем на рекорд по золотодобыче. Работаем и по другим направлениям.
По итогам 2023 года мы ожидаем, что темп роста налоговых доходов региона составит не менее 114% к аналогичному показателю 2022 года. За счет роста цены на драгметаллы недропользователи будут в выигрыше.
— Как обстоят дела с реконструкцией аэропортов? У всех ли объектов сейчас есть подрядчики? Если с кем-то были расторгнуты контракты, то объявлены ли новые конкурсы? Что планируете делать, чтобы не оказаться в той же ситуации — может быть, запланировано удорожание контракта или ужесточение условий его заключения.
— По госпрограмме "Развитие транспортной системы" в Магаданской области мы должны реконструировать аэропорты "Сокол" (Магадан), "Сеймчан" и "Северо-Эвенск". Ситуация с ними разная.
На завершение работ в аэропорту "Сокол" в 2023 году будет направлено 1,175 млрд рублей, контракт с подрядчиком уже заключен. Но сейчас согласуют изменения к заданию на проектирование, выделяют этапы реконструкции строительства. Надеемся, что Главгосэкспертиза даст положительное заключение уже в июне.
Реконструкция аэропорта в Сеймчане оценивается в 573,7 млн рублей. Еще в 2019 году ФКУ "Ространсмодернизация" — заказчик — заключила контракт с АО "Нордтрансстрой", но им пришлось расторгнуть отношения из-за затягивания сроков. Сейчас выбирается новый подрядчик.
Инвестиции в реконструкцию аэропорта в Северо-Эвенске оцениваются в 931,5 млн рублей, но в федеральном бюджете средства на эти работы пока не предусмотрены.
— В аэропорту "Сокол" помимо реконструкции ВПП также ведется строительство нового терминала. Но существует мнение, что площадка под него выбрана ненадежная — зданию угрожают льдистые грунты. Так ли это или проводились какие-то научные исследования, опровергающие эту теорию?
— Проект прошел главную государственную экспертизу. Проведены все необходимые изыскания — гидрогеологические, сейсмические и другие. В процессе исследования неблагоприятные факторы не выявлены, в результате чего проект получил одобрение. Строительство уже началось, все в порядке, в графике.
— "РЖД" провели финансово-экономическое обоснование проекта строительства железной дороги из Якутска в Магадан. Есть ли сейчас понимание перспектив проекта? Какие предприятия, располагающиеся вдоль возможной трассы, могут поучаствовать в развитии проекта, чтобы обосновать его необходимость? Какой именно продукцией предполагаете загружать эту дорогу?
— Конечно, этот проект рассматривается как перспективный для устойчивого железнодорожного сообщения с отдаленными территориями. Это позволит осваивать богатейшие ресурсы Магаданской области! По информации РЖД, достраивать нужно будет порядка 2 тыс. км железнодорожного полтона. Трассировку определили. Мы со всеми участниками проекта проработали все вопросы, уже подписаны необходимые стратегические документы. Но стоит признать, что в стратегии развития транспортного комплекса до 2035 года дорога пока отдельно не прописана.
— Аналитики ждут существенного роста цен на медь в 2023 году. Вы не раз говорили о перспективности добычи этого металла в регионе. Как сейчас обстоят с этим дела — есть ли новые инвесторы, планируется ли строительство новых предприятий в этой сфере? У "Региональной юниорной геологоразведочной компании" и других компаний, кстати, действуют выданные в последние годы поисковые лицензии на медь — есть ли результаты работы и перспективы добычи?
— Не секрет, что экономика Магаданской области во многом зависит от сферы золотодобычи, мы хотели бы диверсифицировать горнопромышленную отрасль. Поэтому привлекли различных инвесторов к поискам и разработке месторождений цветных металлов. За последние четыре года количество выданных поисковых лицензий на медные руды выросло с 4 до 30. Заинтересованность выражают в первую очередь крупнейшие горнодобывающие холдинги — "Уральская горно-металлургическая компания" и "Русская медная компания". В 2022 году эти компании обзавелись собственными активами в Магаданской области. Это позволит им развернуть обширные геологоразведочные работы.
Конечно, есть и те, кто работает на территории уже давно. Попутно с основными полезными ископаемыми, например, добывает цветные металлы АО "Серебро Магадана" (входит в группу компаний "Полиметалл") на месторождениях Дукат и Перевальное.
Также в прошлом году продолжала поисковые работы на перспективных медно-молибден-порфировых объектах "Региональная юниорная геологоразведочная компания". Срок завершения работ по первым из полученных лицензий — 2024 год. Именно к этому времени стоит ожидать отчетов по поисково-оценочным работам с постановкой запасов на государственный баланс. После установления факта открытия месторождений компания сможет продолжить геологоразведочные работы для уточнения или наращивания запасов медных руд и попутных компонентов.
Если говорить об уже имеющихся результатах, то в результате геологоразведки сформирован "Ольский медно-порфировый кластер", ресурсный потенциал которого оценивается в 23,5 млн тонн меди.
— Осенью Магадан испытывал некоторые проблемы с доставкой топлива, даже шла речь о некотором ограничении его продажи большегрузам. Впоследствии РЖД дали право приоритетного провоза топлива, которое впоследствии будет доставлено в ваш регион. Какие были сделаны выводы? Что нужно сделать, чтобы ситуация не повторилась
— Официального ограничения продаж топлива не было, только лимит отпуска дешевого топлива большегрузам, которое вообще-то предназначалось для населения, а не для крупных золотодобывающих компаний. Сложившаяся негативная ситуация устранена, мы подписали соответствующие соглашения на приоритетную отгрузку и доставку нефтепродуктов в регион.
Совместно с Минвостокразвития России и АО "РЖД" создана рабочая группа по мониторингу топливообеспечения региона, на которой координируются процессы доставки топлива до портов перевалки, своевременно решаются проблемные вопросы, связанные с транспортировкой топлива по железной дороге. Ситуация с топливообеспечением региона находится на контроле у Минвостокразвития России, Минтранса России и "РЖД". Более того, мы ежедневно мониторим и контролируем ситуацию с топливом: его движение по железной дороге, морским транспортом, а также оцениваем запасы, уже завезенные в область.
Для оптимизации логистики и накопления запасов на станции Гайдамак (Владивосток) ООО "Колыманефтепродукт" приобрело склад ГСМ и танкер.