Губернатор Магаданской области В.Печеный: "Наш регион является перспективным, и без его ресурсов стране не обойтись"

В условиях взаимных санкций особо острым становится вопрос о продовольственной безопасности российских регионов в ближайшем будущем. О том, как эту проблему решает Магаданская область, насколько устойчива и от чего зависит экономика Колымы, и какие у нее перспективы для роста, рассказал в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" губернатор Магаданской области Владимир Печеный.

Губернатор Магаданской области В.Печеный: "Наш регион является перспективным, и без его ресурсов стране не обойтись"

- Владимир Петрович, насколько регион сейчас готов обеспечить свою продовольственную безопасность?

- Вопрос продовольственной безопасности для Магадана и Магаданской области действительно очень важен. Ведь регион априори никогда не был и, наверное, не будет производителем всего продуктового ассортимента.

Раньше, например, мы завозили мясную продукцию из США и Канады, сейчас, в связи с санкциями, эти завозы прекратились. Но ничего страшного не произошло. Ведь у нас действует режим особой экономической зоны, предусматривающий свободную таможенную зону. Отсутствие таможенных пошлин привлекает импортеров и положительно влияет на ценообразование.

Вместо американских и канадских поставщиков у нас появились поставщики из Бразилии, Чили и других стран. Запасов тоже достаточно. Поэтому никаких опасений по этому поводу нет.

- Как решена ситуация с завозом, он ведь ограничен по срокам?

- Не совсем так. У нас действительно ограниченные сроки завоза, однако навигация является круглогодичной. Правда, зимой она осуществляется с ледокольной проводкой, которая оказывает некоторое влияние на стоимость – появляется, так называемый, ледовый сбор. Но запасов продовольствия достаточно, и ассортимент на прилавках магазинов не изменился. Любой магаданец это подтвердит.

Безусловно, цены тоже растут. Но мы ведем их еженедельный мониторинг на всей территории Магаданской области. Контролируем розничную и оптовую сеть на предмет необоснованного роста цен. На 20 видов продовольствия установлены предельные розничные наценки – это право предоставлено нам как субъекту федерации на социально важные продукты. Здесь ситуация также находится под контролем.

Наши оптовики даже ожидают снижения цен по некоторым позициям. Причем, это не связано с курсом валюты. Если опять же говорить о мясе, то заключено несколько контрактов с китайскими поставщиками, которым разрешили импорт в нашу страну, и цена этого мяса будет даже ниже. Не готов сказать о качестве, но продукция допущена всеми нашими контролирующими органами.

- Что сам регион делает для своей продовольственной безопасности?

- Что касается наших возможностей, то мы почти на 70% обеспечиваем себя куриными яйцами. Около двух недель назад открыли цеха на птицефабрике "Дукчинская" на 80 тыс. голов птицы. В начале 2015 года будут запущены три цеха мясного направления, затем еще один. Это позволит ежегодно поставлять на местный рынок свыше 350 тонн мяса бройлеров с перспективой роста поставок. В начале ноября я встречал партию из первых 10 тыс. цыплят, доставленную нам из Новосибирска. В следующем году построим инкубатор и, таким образом, получим полный цикл производства мяса птицы.

- Корм будет тоже свой?

- Не совсем. Хотя над этой составляющей мы сейчас работаем: рассматриваем варианты удешевления кормов и снижения других издержек. Я надеюсь, что вскоре мы сможем обеспечивать свежей, не замороженной курятиной наших жителей. Прежде всего, мы нацелены на обеспечение мясом птицы детских садов, школ, больниц, но рассчитываем также поставлять курятину и на наши рынки.

Также в планах развитие агропромышленного парка "Магаданский", который мы создаем по принципу технопарка. Проект находится еще на начальной стадии. Мы сейчас занимаемся изысканиями и предпроектными работами по подготовке инфраструктуры – она должна быть создана при государственной поддержке. У нас есть якорный инвестор (ЗАО "Агротек Холдинг") для проекта по строительству свинокомплекса на 12 тыс. голов. Он имеет хороший опыт работы на Камчатке. Сейчас мы готовим для него площадку.

Помимо этого, в агропромышленном парке будет ряд производств, которые мы собираемся поддерживать через региональные и, возможно, федеральные программы. В конце ноября должно пройти совещание с участием замглавы Минвостокразвития Александра Осипова, где будут обсуждаться вопросы о территориях опережающего развития и приоритетных инвестиционных проектах. Агропромышленный парк мы как раз рассматриваем в этом качестве.

- Регион может также обеспечивать свою продовольственную безопасность и с помощью рыбы…

- Я порой ругаю своих подчиненных за то, что они меня успокаивают статистикой. Показатели по количеству выловленной рыбы на душу населения у нас действительно зашкаливают. Но что мне в этом не нравится – ее цена. Многие, конечно, "получают" рыбу бесплатно, но есть пожилые люди, не все из которых могут сами ее добыть. Поэтому мы с рыбодобытчиками уже второй год подписываем соглашение, по которому они должны выделять часть улова (кеты, горбуши, кижуча и др.) и реализовать ее на наших ярмарках выходного дня по приемлемым ценам. Мне было приятно, что настал момент, когда они уже не могли эту рыбу продать, поскольку население закупилось. Сейчас аналогичная ситуация по свежемороженой рыбе – мы следим за тем, чтобы она реализовывалась по нормальной цене. Надо понимать важное обстоятельство, если в питании жителей Центральной России мясо и рыба присутствует примерно в одинаковых пропорциях, то в Магадане рыба, конечно, составляет главную часть рациона.

Вообще мы собираемся развивать в регионе ряд инвестиционных проектов, касающихся разведения рыбы: региональное министерство сельского хозяйства инициировало, в частности, строительство, Усть-Магаданского, Ойринского и Тахтоямского рыбоводных заводов и Дукчинского научно-производственного рыбоводного комплекса. Общая стоимость проектов превышает 1 млрд. рублей. Планируется, что каждый из заводов будет рассчитан на воспроизводство не менее 20 млн штук заводской молоди и вылов 2,5-3 тыс. тонн лососей искусственного происхождения.

- Вы коснулись темы ценообразования, а насколько вообще регион может на влиять цены?

- Цена образуется по законам рынка, поэтому, казалось бы, никак не может. Но существуют дополнительные инструменты, связанные, например, с организацией продовольственных ярмарок. Мы проводим ярмарки выходного дня в Магадане, в конце ноября собираемся провести первую выездную ярмарку на территории области. Комплектуем машины, вместе с местными администрациями готовим бесплатные торговые места и частично компенсируем транспортные издержки по доставке продукции. Это тоже влияние на ценообразование – цена получается ниже, чем в обычном магазине.

В ценообразование, конечно, вносят вклад транспортные и логистические издержки. В зависимости от того, как доставляют нам овощи и фрукты, на прилавках могут возникнуть две цены: яблоки, привезенные самолетом, условно говоря, стоят 300 рублей и доставленные в контейнерах морем – 100 рублей. То есть, 200 рублей на килограмм составляет авиационная наценка, 30 рублей - смешанная перевозка. И вопрос о снижении здесь тоже надо как-то решать. Мы ведем переговоры с авиакомпаниями о возможности введения социального тарифа. Хотим хотя бы на определенную квоту овощей и фруктов снизить тариф в рамках социального партнерства. Пока мы находимся в стадии переговоров.

- Социальное развитие региона не в последнюю очередь зависит от экономических показателей. Каковы результаты у Магаданской области в этой сфере?

- Результаты у нас хорошие, рост по всем основным показателям экономики. Ожидаем роста ВРП в 2014 году на уровне 7%. Индекс промышленного производства пока в январе-сентябре составляет 105,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Уже несколько лет подряд у нас наблюдается рост по золотодобыче, несмотря на то, что новые предприятия еще не запущены. В 2013 году в регионе добыли 21,3 тонны золота. В этом году, как предполагаем, будет 24 тонны. По добыче серебра мы находимся на первом месте в России – в прошлом году добыча составила более 900 тонн. В этом году, думаю, мы подберемся к этому результату. ВРП на душу населения у нас находится в районе 500-600 тыс. рублей. Безработица составляет 1,1% - один из самых низких показателей в России.

Естественно, мы работаем над выполнением "майских указов" главы государства. Средняя заработная плата по региону достигла 59,2 тыс рублей, у учителей - 60 тыс., врачей – 70 тыс. рублей. Очень заметно выросла зарплата у сотрудников дошкольных учреждений. Но ситуация закольцованная, поднимая зарплату бюджетникам, мы фактически еще выше поднимаем и среднюю зарплату.

С одной стороны, у нас стабильно положительная динамика практически по всем экономическим показателям, а с другой – остается прежней зависимость от федеральной поддержки. Надо поддерживать себя, защищать - развитием тех же предприятий, горной отрасли…

- Недавно Polyus Gold заявил, что запуск Наталкинского горно-обогатительного комбината в 2015 году не состоится. Повлияет ли это событие на корректировку областного бюджета?

- Мы следим за ситуацией. На самом деле, мы не рассчитывали очень сильно на Polyus Gold в бюджетных планах на следующий год. Поэтому у нас нет опасений, что незапуск предприятия серьезно отразится на нашей экономике. В любом случае Наталкинское золоторудное месторождение никуда не денется. Даже если в результате аудита окажется, что запасы там меньше, чем предполагалось, оно все равно останется крупнейшим в России. Следует учитывать объем уже вложенных компанией инвестиций – это около $2 млрд. С такими деньгами невозможно расстаться: предприятие будет работать в любом случае, а когда именно – станет понятно в ближайшее время.

Наталкинский ГОК будет крупным предприятием, которое, конечно, будет вносить свой вклад в экономику. Но следует понимать, что ожидание отдачи - длительный процесс. Большие инвестиции означают, что мы довольно долго ничего не будем получать от этого проекта, потому что ранее сделанные вложения "съедают" прибыль.

Между тем, я везде подчеркиваю, что для нас это только часть важнейших проектов в регионе, среди которых и освоение Яно-Колымской золоторудной провинции. Мы ожидаем в этом году запуск другого достаточно крупного золотодобывающего предприятия на месторождении Павлик. У него высокая степень готовности и, возможно, уже в следующем году они выйдут на проектную мощность - 6 тонн золота в год.

- Получается, что положение Магадана, как одного из самых крупных золотодобывающих регионов страны, укрепится?

- Да, мы рассчитываем, что регион в следующем году может резко "подняться" по объему золотодобычи. Сейчас Магаданская область находится на четвертом месте в России, но рассчитывает на второе. Чтобы безбедно жить, золотодобыча в регионе должна быть на уровне 40 тонн в год. Перспективы для роста в этой отрасли есть.

Есть также еще ряд хороших, экспортоориентированных угольных проектов. В частности, Омсукчанский угольный кластер с большими разведанными запасами угля, который, несмотря на проблемы на рынке, пользуется спросом в странах АТР. Якорный инвестор у проекта уже имеется (ЗАО "Северо-Восточная угольная компания"). Мы попытаемся помочь проекту с инфраструктурой – в частности, должны построить дорогу, и на условиях ГЧП планируем возводить угольный терминал.

- Сейчас очень много говорят о территориях опережающего развития, которые должны будут появиться на Дальнем Востоке. Чего ждет от них Магаданская область, какие проекты готова "отдать" под эти территории?

- Закон о территориях опережающего развития (ТОРах), или, как их еще называют, территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭРах), пока не принят. У Магаданской области в этом смысле есть даже некоторое преимущество, потому что у нас, единственных на Дальнем Востоке, существует режим особой экономической зоны (ОЭЗ). Пусть не очень хороший, но действующий. Оттуда была убрана масса полезных инструментов, в частности, налоговые льготы, и оставлена только свободная таможенная зона. Сейчас готовится второе чтение закона об ОЭЗ в Магаданской области и, я надеюсь, что его примут с новыми поправками. Режим ОЭЗ в нашем регионе должен был закончиться в этом году, однако его продлят еще на 10 лет до 2025 года.

Что касается ТОСЭРов, то там тоже есть моменты, которые уже раскритиковал полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. На первом этапе, например, там требовалось, чтобы проекты находились в 5 километрах от железной дороги. Для Магаданской области это было бы неприменимо. Следует еще понимать, что ТОСЭРы не заработают одномоментно, на это понадобится какое-то время.

В качестве подобных территорий (а также возможных проектов "улучшенной" особой экономической зоны) мы рассматриваем уже названный мною Омсукчанский угольный кластер, Яно-Колымскую золоторудную провинцию, агропромышленный парк в Магадане. Кроме того, нам бы очень хотелось развивать туристско-рекреационную зону. Я имею в виду наши горнолыжные комплексы, проект этнопарка, а также туристический комплекс с символичным названием "Солнечный. Магадан" (обыгрывается устойчивое словосочетание и название микрорайона Солнечный - ИФ). Эти проекты будут рассчитаны на въездной отечественный туризм, прежде всего, дальневосточный. У нас есть опять-таки преимущество перед конкурентами - долгий зимний сезон, кататься на лыжах можно с октября и до мая.

Я хожу к инвесторам со специальной таблицей, где написаны плюсы особой экономической зоны и возможные плюсы территорий опережающего развития (там больше возможностей, но и требований больше), а они уже сами вольны выбирать, какой из механизмов им выгоднее и удобнее.

- Как обстоят дела с программой внутреннего переселения, которая реализуется в регионе?

- Конечно, людей с ряда территорий надо увозить, потому что они порой не пригодны для нормальной жизни. Там нет нормальной социальной инфраструктуры и негде работать. Мы составили список из 28 населенных пунктов, которые необходимо закрыть по этим причинам, а людей переселить.

В федеральном законе, касающемся закрывающихся поселков, не так много критериев. Одним из оснований для закрытия является прекращение работы государственных предприятий в населенном пункте. Но мы имеем поселки, где эти предприятия закрылись уже давно, и необходимо поднимать архивы, наводить исторические справки, чтобы это доказать.

Многие готовы и хотят уехать, но для этого необходимы средства. Причем, мы не хотим отправлять людей за пределы Магаданской области, а хотим просто переместить их в другие, более пригодные для жизни и работы места внутри региона. Поскольку это наша программа, то и деньги на нее тоже требуются региональные. Мы выделяем каждый год по 50-100 млн рублей на переезд людей из закрывающихся поселков. По нашим оценкам, в таком переселении нуждаются около 3 тыс. человек, то есть, примерно тысяча семей, каждой из которых нужна квартира. 3 млн рублей стоит квартира в Магадане, если умножить на тысячу, получается внушительная сумма.

Я очень болезненно отношусь к тому, что население продолжает покидать пределы региона. Примерно по 1,5 тыс. человек ежегодно уезжает, и 2014 год не стал исключением. Остановить этот процесс можно, как мне кажется, только дав людям возможность нормально жить и работать. Потому что наша территория является перспективной навсегда, и без ее ресурсов стране не обойтись, не говоря уже о том, какие возможности она открывает для охоты, рыбалки и просто отдыха...