Губернатор Камчатского края Владимир Солодов на полях VIII Восточного экономического форума рассказал "Интерфаксу" о заключенных регионом соглашениях, росте турпотока на Камчатку, ситуации на региональном рынке газомоторного топлива и крайне успешной лососевой путине этого года.
- Владимир Викторович, какие важные для региона соглашения Камчатка подписала на ВЭФ?
- Этот форум был для нас насыщенным. Камчатка подписала 15 соглашений, в том числе по самым приоритетным для нас вопросам. Слаженная работа позволила нам дойти до конкретики в реализации главного проекта - мастер-плана Петропавловска-Камчатского, который был утвержден президентом Российской Федерации. Я подписал концессионное соглашение о строительстве общественного центра у подножия Никольской сопки в Петропавловске-Камчатском с компанией "Бамтоннельстрой-Мост" и Газпромбанком. Общественное пространство будет расположено по улице Ленинская в центре города, оно объединит здания на площади около гектара, а площадь благоустройства составит почти 4 гектара.
С некоммерческой организацией "Рыбный союз" и российским ритейлером X5 договорились о прямых поставках нашей камчатской рыбы. Увеличение этих поставок на внутренний российский рынок - одна из ключевых для меня задач. Это связано с расширением рынков сбыта для наших рыбаков, гарантиями стабильности сбыта.
Главный запрос жителей полуострова и главная задача, которая перед нами стоит, - обеспеченность Камчатки медицинскими кадрами. Мы договорились с Тихоокеанским государственным медицинским университетом о сотрудничестве для развития системы здравоохранения региона. Команда одного из ведущих дальневосточных медицинских вузов по программе целевого обучения будет подготавливать специалистов для работы в наших медучреждениях. Кроме того, камчатские врачи будут повышать там квалификацию.
Крупный проект по строительству на Камчатке туристической инфраструктуры реализует компания "Кедр Камчатка". С инвестором мы заключили соглашение о строительстве на территории края гостиничной сети под брендом "CEDAR GRASS" с применением наилучших отраслевых практик. Я видел один из объектов этого инвестора, который он реализовал в Мурманской области, и для себя отметил вдумчивый и деликатный по отношению к природе подход. Эта идеология совпадает с тем типом туризма, который в качестве приоритета мы видим для себя на Камчатке. "Кедр Камчатка" вложит в строительство гостиниц на полуострове 350 млн рублей, проект должен быть реализован к 2027 году.
- Скоро туристический сезон на Камчатке завершится. Как Вы оцениваете его предварительные итоги?
- Мы видим, что каждый год интерес к Дальнему Востоку растет, и Камчатка не исключение. Итоги сезона будем еще уточнять, но по моей предварительной оценке, по туристическому потоку мы вырастем примерно на 12-15% к прошлому году. В цифрах, я думаю, что мы перевалим где-то за 355-360 тыс. человек. В прошлом году тоже был рост порядка 15%, что в условиях всех вызовов, в общем, неплохо, при том что у нас практически обнулился зарубежный поток. И это одна из задач, которую мы для себя ставим на будущее, - нарастить его из дружественных стран.
По провозным мощностям сейчас мы полностью справляемся. Здесь спасибо правительству и "Аэрофлоту" за то, что серьезно увеличен объем пассажирских авиаперевозок - в сезон по 4 рейса в день летало из Москвы на Камчатку и обратно. Ценовая политика очень щадящая - 27 тыс. рублей туда-обратно по "плоскому тарифу", 15 тыс. рублей - для льготных категорий.
Остается некоторый дефицит мест размещения, но мы интенсивно работаем над решением этих узких моментов. Здесь, на ВЭФ, мы заключили целый ряд соглашений о развитии туристической инфраструктуры Камчатки. В следующем году заканчивается строительство международного аэропорта Петропавловска-Камчатского. За год с прошлого ВЭФ мы ввели в строй 500 новых мест размещения. В этом году на Камчатке впервые открылся сертифицированный пятизвездочный отель. На очереди более масштабные проекты. Видим несколько новых тенденций, они, в целом, оптимистичные.
Хочу отметить существенный прирост туристического пассажиропотока в зимний период. Если в целом по году мы оцениваем его, как я говорил, в 12-15%, то зимой это увеличение составило 35% - ощутимый рост. Увеличилось и количество самостоятельных путешественников: все больше людей просто покупают билеты и сами на месте решают вопросы, связанные с размещением, программой, гидами, какими-то экскурсиями. Поэтому для нас тоже очень актуальный вопрос - создание маркетплейса, где будут сертифицированные, понятные для нас туроператоры, работающие в легальной плоскости. Они смогут предлагать свои услуги, а туристы будут уверены, что это качественные и, главное, безопасные услуги. Потому что туризм на Камчатке экстремальный, он сопряжен с определенным риском. Здесь безопасность - один из первичных факторов, на которые люди ориентируются при выборе агентства.
- В феврале мы с Вами обсуждали газомоторный рынок Камчатского края. Тогда Вы сказали, что он развивается недостаточными темпами из-за того, что люди плохо информированы, не знают, как работает такая техника и как переоборудовать авто на газ. Изменилось ли что-то за полгода, или это слишком маленький срок для такого глобального процесса? Сам "Газпром" тоже сетовал на низкий спрос на перевод личного автотранспорта на газомоторное топливо. Что может сделать регион для того, чтобы его поднять?
- Сказать, что мы сделали уже достаточно, конечно, нельзя. Много еще предстоит. Сейчас мы хотим принять специальную программу по стимулированию перевода автомобилей на газомоторное топливо, в первую очередь частных. При том, что это дает очень серьезный эффект с точки зрения экономики и обслуживания автомобиля, все еще сохраняется некоторая настороженность в отношении этих технологий. Особенно владельцы серьезных автомобилей не очень хотят связываться с этим. На Камчатке не развита сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Присутствовали на рынке, к сожалению, неаккуратные подрядчики, которые просто некачественно проводили процесс перевода автомобиля на газ. Поэтому мы сейчас программу продолжаем, пропагандируем, усиливаем. В том числе и материальные стимулы будем применять для того, чтобы компенсировать частично или полностью расходы на перевод автомобиля на газомоторное топливо. Одновременно хочу напомнить, что у нас введены налоговые льготы по автомобилям, которые работают на газе. Действует мораторий на приобретение автобусной техники или муниципальной крупной техники на других видах топлива. То есть тут только газовая техника. Ну и целый ряд других инициатив, которые приводят к тому, что постепенно все равно проникновение этого вида топлива у нас растет.
- Естественно, работаете в диалоге с "Газпромом", чтобы они АГНКС открывали?
- Мы и на них опираемся, но и сами тоже движемся в этом направлении.
- Что касается геотермальной энергетики на Камчатке. "Зарубежнефть" намерена ее развивать. Они даже учредили "дочку" - ЗН "Геотерм", взяли себе лицензии на три участка пресных вод. Конкретизированы ли планы сотрудничества региона с компанией в этой части? Каков потенциальный объем инвестиций и целевая мощность проекта?
- Я очень рад, что компании, в том числе даже из смежных секторов (в данном случае речь идет о нефтяниках), идут в этот сектор. Значит, он перспективный. "Зарубежнефть" - носители очень серьезных компетенций мирового уровня по бурению, которые могут быть задействованы в добыче термоминеральной воды. А инженерные компетенции могут позволить сконструировать сами станции, системы транспортировки достаточно эффективным образом, с применением передовых мировых технологий. Мы поддерживаем эти стремления, всячески помогаем. Действительно, они приобрели ряд лицензий на месторождения термоминеральных вод и сейчас проводят дополнительные изыскания. Основная сложность месторождений на Камчатке связана с тем, что они удалены от основных центров потребления, в первую очередь Петропавловска-Камчатского, на такое расстояние, которое делает транспортировку горячей воды неэффективной. Это порядка 80-100 км. Поэтому я наибольший оптимизм испытываю в отношении Корякско-Кеткинского месторождения, которое при подтверждении должных параметров по температуре и дебету может позволить перевести отопление города Елизово на горячую воду, оно находится близко. Елизово - второй по величине населенный пункт Камчатки, проект может дать серьезный эффект. Поясню, что резкий рост КПД при добыче термоминеральной воды возникает, когда есть возможность комбинированной выработки электроэнергии и теплоэнергии. Сейчас у нас на геотермальных носителях вырабатывается только электроэнергия - на Мутновской ГеоЭС и Паужетской станции. Если получится у коллег запустить комбинированную выработку на Корякско-Кеткинскую - это будет стратегическим прорывом, который может серьезно изменить баланс в сторону использования возобновляемых источников энергии.
- Какой срок себе берет компания на эти изыскания?
- Здесь лучше, наверное, уточнить у компании. В целом, я так понимаю, что в конце этого года - в начале следующего уже начнутся изыскания, а дальше вопрос геологии.
- Как оцениваете сегодняшнюю авиадоступность Камчатки? В каких населенных пунктах необходимо что-то доработать - ВПП, аэропорты?
- Здесь я хочу обратить внимание, что в выступлении президента Российской Федерации на ВЭФ очень важное поручение прозвучало: правительство до марта 2024 года разработает комплексную программу развития авиационного сообщения на Дальнем Востоке. Действительно, для Камчатки как ни для кого важно авиационное сообщение, потому что здесь это зачастую безальтернативный вид транспорта. Будем сейчас готовить серьезное предложение. Во-первых, это субсидирование перевозок до ключевых центров Дальнего Востока - Хабаровска и Владивостока. Сегодня перелет Владивосток - Петропавловск-Камчатский обходится дороже, чем перелет Москва - Петропавловск-Камчатский. И это, конечно, нужно исправлять, потому что без связанности с центрами Дальневосточного округа мы не сможем выстроить систему логистики. И второе направление - это субсидирование внутрирегиональных, местных перевозок. На них федеральное субсидирование не выделяется. Я обращался с этим вопросом к президенту, даже дважды. Надеюсь, что сейчас в рамках этой комплексной работы предложения будут учтены.
Что касается инфраструктуры, мы большую работу уже провели. Сейчас завершается конечный вид работ по аэропорту Палана - административного центра Корякского округа. Там давно уже сделано бетонное покрытие, в прошлом году завершено обустройство аэронавигационного оборудования. Достаточно современное, серьезное оборудование поставлено. Сейчас заканчиваются работы по светосигнальному оборудованию, ограждению периметра, и этот аэропорт будет полностью сдан. Завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы в Оссоре на севере Камчатки. В этом году завершается реконструкция в райцентре Усть-Камчатск на востоке полуострова. Выделены средства на ремонт полосы в северном селе Тиличики - административном центре Олюторского района. Даже это перечисление показывает серьезный объем работ. Конечно, требуется дальнейшая работа, в частности, в аэропорту села Никольское на Командорах. Сказать, что недостаточно усилий предпринимается, нельзя. На самом деле, большой объем средств выделяется. Я уверен, что это даст свой эффект. Другое дело, что здесь организационно тоже, на мой взгляд, нужно проработать ряд предложений. В частности, это активное задействование частных взлетно-посадочных полос. У нас буквально на днях завершена подготовка ВПП для поселка Николаевка Елизовского района. Там базируется вертодром, где частную взлетно-посадочную полосу для легкомоторной авиации построил резидент ТОР - авиакомпания "Витязь Аэро". Качество работы достойное. Я хочу поддержать инвесторов и передать им в эксплуатацию еще одну взлетно-посадочную полосу - в поселке Озерновский Усть-Большерецкого района на юго-западе полуострова.
Кроме того, я считаю в целом правильным разделить функции владения полосой и оператора полосы. Будем выходить с инициативой, чтобы с сохранением владения взлетно-посадочной полосой федеральным предприятием "Аэропорты Камчатки" можно было функции оператора передать сторонней организации. Будем предлагать для рассмотрения единую дальневосточную авиакомпанию "Аврора", чтобы она выступила оператором. Тогда, я считаю, мы сможем решить ряд узких моментов, которые сейчас возникают, повысить эффективность управления. Конечным результатом станет сокращение аэропортовых сборов, которые пока носят зачастую запретительный характер и делают бессмысленной работу по инфраструктуре. Управление аэропортовой инфраструктурой не менее важно, чем сама по себе стройка или капитальный ремонт.
- Как оцениваете улов лососевых в эту путину?
- Улов лососевых очень хороший. Он объективно очень большой. Наши рыбаки почти 500 тыс. тонн поймали. Какие из этого можно сделать выводы? Первое: мы видим влияние и глобального потепления. В данном случае мы являемся его бенефициаром, потому что рыба сдвигается на север и у нас растут уловы. Второе: нам удалось благодаря системному подходу и внимательному регулированию промысла лососевых обеспечить воспроизводство и грамотное регулирование этой сферы. Третье: стоят вопросы не по наращиванию объемов, а по повышению отдачи от вот таких рекордных подходов и для рыбаков, и для Российской Федерации в целом. На мой взгляд, здесь важнее всего сконцентрироваться на двух вещах. Первое - это повышение глубины переработки. В целом, много для этого делается. Но работать над тем, чтобы повышать маржинальность добываемой рыбы для рыбаков, для страны, для региона, нужно все время. Потому что мы видим разную степень эффективности промысла. Для меня приоритет имеет береговая переработка. Здесь я тоже хочу заметить, что если пять лет назад 80% добываемого лосося сразу уходило, не попадая на берег, то сейчас пропорция обратная. 80% идет на берег, и только когда уже совсем пиковые подходы рыбы и невозможно ее на берегу переработать, лосось обрабатывают в море, или он уходит на транспорте в другие регионы.
Еще важнейшее направление - это перенаправление части потоков рыбопродукции, или даже большей части потоков, на российский рынок. Мы много усилий уже предпринимаем, и я для себя ставлю как ключевую задачу на будущий период добиться того, чтобы больше дальневосточной, камчатской в частности, рыбы употреблялось внутри страны. На мой взгляд, для этого требуется стратегическая долгосрочная государственная программа. Здесь не может быть сиюминутного решения, потому что это связано и с приоритизацией государственных закупок - российская рыба вместо зарубежной. Я вообще выступаю за то, чтобы запретить государственные закупки зарубежной рыбы, если она имеет аналоги российские. Второе - это расширение закупок рыбы в государственной системе: для детсадов, школ, больниц, социальных учреждений, армии. Третье направление - это, так назовем ее, разъяснительная компания, маркетинговая компания для жителей страны разных категорий, разных аудиторий. Меня больше здесь беспокоит молодежь, которая особенно мало начинает есть рыбу. Надо донести до людей информацию о пользе рыбы как таковой, об отличии рыбы аквакультурной от дикой рыбы, о приоритете рыбы дикой. Потому что это два разных продукта, которые нельзя смешивать. У них разные цены, разные ценности и разные вкусовые характеристики. Ну и, наверное, четвертое - это стимулирование так называемой ультрапереработки. Речь идет о формировании уже конечного продукта, полуфабрикатов - пельмени, фишфингерсы, бургеры, котлеты и так далее. То, что имеет другой образ потребления и может быть более востребовано со стороны молодежи. Такую государственную программу я предлагал принять на совещании у президента, президентом предложение поддержано, здесь на форуме его прорабатывали. Сейчас с рыбопромышленниками эту программу "докрутим" и будем вносить в министерство сельского хозяйства, предлагать утвердить ее на официальном уровне.
- Вы сообщали, что Камчатка отправит 3 тыс. тонн рыбы в центр России по проекту "Доступная рыба". Какие перспективы участия Камчатки в этом проекте?
- Это как раз один из элементов вот этой системной работы, о которой я говорил - один из кирпичиков большого здания. Нельзя отдельно брать проект и как-то его оценивать, нужно в целом систему выстраивать. Я здесь считаю, что дело не в камчатской рыбе, а в рыбе как таковой дальневосточной. Это государственные интересы. Поэтому к конкретному проекту у нас большой интерес со стороны торговых сетей. Мы действительно договорились, что как минимум 3 тыс. тонн горбуши и минтая как наиболее массовых, социально значимых и доступных по цене видов рыбы будет поставлено на внутренний рынок, минуя посредников, и с минимальной наценкой реализовано через сети со специальной маркировкой с дополнительным продвижением. Подчеркну - я бы здесь не привязывался к конкретно ценовым индикаторам: насколько эта дешевле будет рыба, насколько такой же. Здесь важно, чтобы она была качественная, в достаточном количестве и правильно позиционирована. Потому что любое жесткое ценовое регулирование требует очень прямых административных механизмов. И акция будет разовой. То есть мы акцию проведем, она закончится, и цена вернется на тот же уровень. А я хочу, чтобы мы обкатали системный механизм поставки рыбы в достаточном количестве, достаточном качестве, минуя и лишних посредников, и наценки. И тогда проект может иметь системный эффект, если мы дополним его системой маркетинга, системой стимулирования госзакупок и увеличением вообще объема потребления рыбы, в частности, в организованных местах.
Еще добавлю один элемент. Это работа с гастрономией и с ресторанами. На самом деле, рестораны - очень важный инструмент продвижения блюда. Вот мы пришли в ресторан, попробовали, не знаю там, пасту с чем-нибудь вкусным. С креветками. Увидели в магазине макароны и креветки, купили, сделали дома пасту. Попробовали в ресторане угольную рыбу, увидели ее в магазине и тоже приобрели. А если просто в магазине смотрим на угольную рыбу, то думаем: "Рыба из угля что ли? Что с ней делать?" Мы не знаем, что это такое, и не понимаем, почему она на 50% дороже, чем обычная треска. На самом деле она очень вкусная. Но мы сами не будем, как правило, тестировать. Не умеем готовить и так далее. Ресторан - это очень важный механизм продвижения блюда. И поэтому отдельную работу мы проводим с ассоциацией рестораторов и отельеров. Будем помогать им закупать дальневосточную рыбу в достаточном количестве и должного качества. Там есть свои проблемы. Но мы договорились о том, чтобы вместе искать выход из них.