Губернатор Камчатского края Владимир Солодов на полях Восточного экономического форума рассказал в интервью "Интерфаксу" о предварительных итогах лососевой путины, реализации в регионе крупных туристических проектов, развитии возобновляемой энергетики и золотодобыче в крае.
- Владимир Викторович, изначально в путину-2024 ученые давали прогноз на вылов всего 167 тыс. тонн красной рыбы. Как сейчас обстоят дела? Действительно ли рыбалка настолько "неурожайная"?
- "Урожай", действительно, один из самых низких за последние годы. Наши рыбаки недоловили 40 тысяч тонн от прогноза, поймали 127 тысяч тонн. Конечно, это негативно скажется и на экономике, и на индексе промышленного роста в этом году. Но в этом - закономерность нашей экономики, мы зависим от природных факторов. А рыбные годы чередуются с нерыбными. Это реальность, к которой отрасль и мы все адаптируемся. В рыбный год делаются запасы, резервы, которые потом расходуются в менее "урожайный" год. В то же время, благодаря техническому перевооружению отрасли, созданию мощностей по переработке, по хранению, по транспортировке, мы обеспечим ритмичные поставки для экономики. Критическим фактором это не будет. Будут негативные последствия для нас, как для потребителей, мы все это видим уже по цене на икру, которая, к сожалению, в условиях рыночного фактора, растет. Но в остальном это такое явление, к которому рыбаки уже привыкли, с которым умеют работать.
- Как показал себя эксперимент с запретом на вывоз с Камчатки более 10 кг икры непромышленного изготовления на одного авиапассажира? Есть ли продвижение с идеей его масштабировать?
- В целом все сходятся, что эксперимент очень удачный. Его риски не оправдались. Нам удалось выстроить процедуру, которая позволяет пассажирам, которые не везут более 10 килограммов немаркированной икры, вообще не замечать ограничений. Это касается и пассажиров, которые везут больший объем икры, но имеют на этот груз разрешительные документы. Минимальное количество времени на проверку тратится. Я подчеркну, ограничение касается только перевозки более 10 килограммов немаркированной икры. В основном это была промышленная перевозка, потому что, понятно, мало кто для личного потребления больше 10 килограммов везет.
Эксперимент по закону установлен до 2025 года. Соответственно, в 2025 году будет приниматься решение о его дальнейшей судьбе. Но сейчас есть консенсус о необходимости продолжения эксперимента. Я считаю, что он должен перестать быть экспериментом, а стать общим правилом и распространиться на другие регионы. Они сами такое желание высказывают - Чукотка, Сахалин. Я уверен, что ряд других регионов к нему присоединятся.
- Как на Камчатке идет реализация крупных туристических проектов?
- У нас, например, активно развиваются туристические проекты группы компаний "Ренова", которые уже обеспечили более тысячи новых мест размещения для туристов. Их сеть отелей включает больше всего номерного фонда из всех отелей на Камчатке.
С инвестором мы также договорились о создании молодежного экологического центра на месте старого детского лагеря "Восход" в Елизовском районе, на термальных источниках. Там территория большая, часть ее мы передали инвестору для строительства гостиницы, а на части территории они за свои деньги создадут инфраструктуру для молодежи и детей, которые будут заниматься экологией.
Здесь, на форуме, мы подписали соглашения о реализации еще нескольких проектов. В частности, это строительство нового гостиничного комплекса в центре Петропавловска-Камчатском. У меня самоцель, чтобы в центре города развивалась туристическая инфраструктура, потому что она позволяет привлечь инвесторов в Петропавловск-Камчатский и, тем самым, создать больший эффект мультипликатора для местного бизнеса.
Также на форуме мы подписали соглашение о реализации проекта с Cosmos Hotel Group - дочерней структурой АФК "Система". Это будет отель бальнеологического профиля с акцентом на использование термоминеральных источников в Елизовском районе. Запланированный объем инвестиций превышает 11 млрд рублей. Общая площадь территории - более 250 га. Ожидается, что объект будет введен в эксплуатацию до 2028 года.
Планомерно идет подготовка к реализации проекта "Три вулкана". Инфраструктура почти готова. Инвестор сформировал необходимый объем финансирования, более 60 миллиардов рублей составляет объем инвестиций.
Проект - большой, самый большой на Дальнем Востоке. Он включает полторы тысячи номеров, сеть горнолыжных трасс длиной 40 километров и всю необходимую инфраструктуру. Такая полноценная горная деревня. Ожидается, что проект будет реализован через три года. Важно, что он позволит нам достичь нового уровня и нового качества туризма на Камчатке, поскольку это будет переход от единичного экспедиционного или приключенческого туризма к стандартизированному туристическому продукту, доступному для разных категорий - от наиболее взыскательных индивидуальных туристов до людей, которые едут с ограниченным бюджетом, рассчитывая на определенный уровень сервиса и при этом возможность посмотреть то, чем славится Камчатка, то, ради чего на Камчатку едут: действующие вулканы, термальные источники, озера и реки с медведями по берегам, берег океана.
Все это есть вблизи парка "Три Вулкана". И еще одно преимущество, что он находится в части езды по асфальтовой дороге от аэропорта. И вот это те уникальные характеристики, которые позволяют мне говорить, что реализация этого проекта выведет туризм в Камчатке на качественно новый уровень.
- Перейдем к авиации. На конец года запланирован ввод нового терминала международного аэропорта Петропавловска-Камчатского. Успеваете ли в срок?
- Да, до конца года основные строительные работы будут завершены. Хочу отметить, что аэропорт - уникальный объект, который будет, пожалуй, самым красивым в стране, а не только на Дальнем Востоке. Он включает и аэропортовый комплекс, и гостиничный комплекс, и конгрессный центр. По аэропорту все будет завершено к декабрю 2024 года. Часть работ по конгрессно-выставочному и гостиничному комплексу продолжится в первом квартале 2025 года. В то же время нет сомнений, что он будет введен. Я рассчитываю, что с апреля мы уже все рейсы переведем в новый аэропорт. Сначала будут тестовые полеты и отработка всех процедур, тестирование всех сервисов. После того, как все будет отработано, скорее всего, все рейсы будут переведены в новый терминал.
- Новый терминал рассчитан на еще больший поток пассажиров - за счет каких направлений планируете развивать аэропорт? С какими конкретно авиакомпаниями идут переговоры?
- Пока это базовые авиакомпании. Наши российские "Аэрофлот", "Аврора". На этом ВЭФ с авиакомпанией "Россия" обсуждали сотрудничество, с S7. В общем, они все известны. Помимо этого, мы начали переговоры с китайской стороной, но пока не с конкретными авиакомпаниями, а с официальными властями. Именно на этом уровне сейчас важно все обсудить и заручиться тем, что у нас - одинаковое видение решений по организации прямых перелетов.
- А по строительству отеля в аэропорту уже известен инвестор?
- Да, это тот же самый инвестор - группа компаний "Ренова". Сейчас это - крупнейший игрок на туристическом рынке Камчатского края.
- ПАО "РусГидро" еще весной завершило технико-экономическое обоснование строительства второй очереди Мутновской ГеоЭС-2. Принято ли решение о финансировании проекта?
- Ну, весной был разработан первый проект технико-экономического обоснования. На самом деле проект очень большой, стоимостью несколько десятков миллиардов рублей, важный, стратегический. Я уверен, что он реализуется. Суть его в том, что сейчас у нас на Камчатке треть всей электроэнергии вырабатывается из возобновляемых источников.
Основной объект генерации - Мутновская геотермальная станция, которая за счет тепла земли вырабатывает электричество. Мощность 66,5 мегаватт, но фактически это чуть меньше из-за потерь. Сейчас происходит работа по повышению ее эффективности за счет более совершенного технологического цикла и строительства второй очереди. Повторюсь, объем инвестиций составит несколько десятков миллиардов рублей - 20, 30. И понятно, что окупаемость проекта требует детального расчета. Мы договорились, что осенью вернемся к этому вопросу с тем, чтобы, с учетом дефицита средств в бюджете, найти тот источник, который позволит профинансировать его, не сделав дополнительной нагрузкой на регион с точки зрения тарифа на электроэнергию, потому что задача сохранить его на действующем уровне как минимум. И при этом привлечь финансирование, исходя из окупаемости, исходя из повышения эффективности работы.
Не простая задачка. Все вместе над ней работают: и РусГидро, и Зарубежнефть, и Минэнерго, и мы. Договорились, что осенью мы вернемся к активному продвижению проекта на площадке правительства Российской Федерации.
- То есть пока речь идет о софинансировании из бюджетов всех уровней?
- Речь идет о формировании финансовой модели. А какая она будет, это - вопрос. Скорее всего, это будет сочетание льготного кредитного финансирования окупаемости за счет понижения стоимости тарифа от действующего. И привлечения дополнительных источников, которые позволят проект реализовать. Это требует более длительного времени, все так быстро не делается.
- Как оцениваете золотодобычу в регионе? Какие планы на 2024 год по добыче?
- Добыча золота у нас хорошо развивается, потому что большой объем инвестиций сделан. Во многом благодаря этому мы и вышли на первое место в стране по темпу роста промышленного производства.
За шесть месяцев этого года объем добычи рудного золота в Камчатском крае составил 4 тыс. 703 килограмма. Это на 19,6 процента больше, чем за аналогичный период 2023 года.
Реализуется крупный проект на месторождении Кумроч в Усть-Камчатском районе. Инвестор, а это Быстринская горная компания, планирует там построить современный высокотехнологичный горно-обогатительный комбинат. Объем инвестиций превышает 50 миллиардов рублей. Создаются три тысячи рабочих мест. Причем, инвесторы уже занимаются подготовкой кадров для проекта на основе нашего техникума. Это самый крупный для нас сейчас будет проект.
Активно работают наши действующие проекты на месторождениях Аметистовое и Асачинское, которые показывают хорошую эффективность за счет продуктивности месторождений.
Но при этом здесь основная особенность связана с тем, что особенно Асача находится в туристической зоне. И мы договорились, что не будем развивать проект на соседние месторождения, если доработают тот объект недропользования, который введен. После этого наступит рекультивация. Есть и другие задумки по реализации проектов в золотодобыче. Часть из них мы поддерживаем, часть, наоборот, блокируем. В частности, разработку россыпного золота вблизи нерестовых рек и туристических маршрутов.
Мы продолжаем эту планомерную работу, потому что, в первую очередь, нужно поддерживать экологически и социально ответственных инвесторов, которые реализуют свои проекты вдали от нерестовых рек и от туристических маршрутов. Таких примеров много. А в отношении тех, которые другого подхода придерживаются, мы будем продолжать ту же линию по необходимости их остановки.