Более 10 соглашений подписала Камчатка на V Восточном экономическом форуме (ВЭФ), прошедшем во Владивостоке 4-6 сентября. О наиболее важных из них, а также о значении Севморпути для Камчатки и развитии рыбной отрасли в регионе в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал губернатор Камчатского края Владимир Илюхин.
- Владимир Иванович, какие из соглашений, подписанных Камчаткой на ВЭФ, стали, по Вашему мнению, наиболее важными для края?
- Безусловно, все важны. Но главными я считаю соглашения, которые касаются туризма и горнорудного сектора.
Мы подписали соглашение с компанией "Роза Хутор" о строительстве круглогодичного курорта "Три вулкана" на Камчатке. Это грандиозный в части инфраструктуры и инвестиций проект. Его общая стоимость оценивается более чем в 39 млрд рублей, причем сам инвестор готов вложить в создание курорта "Парк Три вулкана" 15 млрд рублей. Проект будет реализован на условиях государственно-частного партнерства. Его инициатор собирается построить туристическую инфраструктуру вокруг вулканов Горелый, Мутновский и Вилючинский, создать экологические маршруты на уникальной природной территории. А государство должно обеспечить транспортную доступность курорта и подключить к сетям инфраструктуру. Предполагается, что туристический кластер международного класса будет включать в себя тысячу гостиничных номеров, почти 20 км горнолыжных трасс, две канатные дороги. Ожидается, что на этот курорт будут ежегодно приезжать более 400 тыс. российских и иностранных гостей. Проект, конечно, непростой. Он связан с возможным использованием особо охраняемых природных территорий, в том числе включенных в список ЮНЕСКО. Предстоит пройти много согласований. Но первый шаг мы сделали, подписав соглашение. Ведь создание курорта такого уровня, в первую очередь, послужит интересам жителей Камчатки. Это новые рабочие места, дополнительные поступления в бюджет, развитие инфраструктуры региона. Безусловно, увеличится и турпоток на полуостров. Ведь тысячи людей со всего мира мечтают увидеть уникальную по своей красоте первозданную природу Камчатки.
Что касается горнорудного сектора, то, безусловно, мы рассчитываем на реализацию проекта с индийской компанией Tata Power, которая будет разрабатывать Крутогоровское месторождение угля в Соболевском районе на западном побережье Камчатки. На Восточном экономическом форуме дочернее предприятие Tata Power - общество с ограниченной ответственностью ФИНР, зарегистрированное в крае, подписало соглашение, согласно которому стало резидентом территории опережающего развития "Камчатка". То есть инвестор получит преференции при реализации своего проекта, которые дает статус резидента ТОР. А проект колоссальный - стоимостью более $750 млн. Только вложения в геологоразведку месторождения составят 420 млн рублей, будет создано более 800 рабочих мест. Для Камчатки проект еще очень важен тем, что при его реализации будет создана портовая инфраструктура на побережье Охотского моря - то, чего никогда раньше не было. Появление портовой инфраструктуры даст новый импульс для развития горнорудной промышленности центральной Камчатки в целом. Там в радиусе 80-100 км находится несколько золоторудных и медно-никелевых месторождений, которые смогут использовать эту транспортную составляющую для своих нужд.
Кроме того, мы заключили важные соглашения с компаниями, работающими в информационной сфере. Так, подписано соглашение с МТС о сотрудничестве при реализации на Камчатке национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Речь, в частности, идет о развитии сетей связи, интернета в отдаленных селах, эффективном использовании энергоресурсов, повышении безопасности горожан. МТС при участии городских властей оснастит датчиками движения уличные фонари в Петропавловске-Камчатском. На малолюдных улицах это "умное освещение" будет загораться только при появлении человека, что сэкономит бюджетные средства и расширит количество освещенных зон. Кроме этого, МТС разрабатывает проект по оборудованию автономными датчиками подпорных стен в городе. То есть можно будет постоянно контролировать их состояние, в том числе угол наклона. Это дополнительно обезопасит камчатцев. Очень радует, что сегодня у социально-ответственного бизнеса есть посыл дойти до конкретного человека, улучшить его жизнь.
Всего же на Восточном экономическом форуме подписано более 10 соглашений, которые должны повысить темпы социально-экономического развития Камчатки, пойти на пользу жителям региона. Думаю, все получится.
- Камчатка - важное звено Севморпути с запада в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Какие перспективы или, может быть, уже реальные шаги есть у Камчатского края в этом направлении?
- Мы несколько лет доказывали, что на восточной оконечности Севморпути должна быть Камчатка, хотя полуостров географически и не входит в арктическую зону. Ведь Камчатка действительно крайне востребована в качестве порта-хаба для перевалки грузов, прибывших на судах ледового класса по Северному морскому пути, на суда более легкого класса, которые доставят товар в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, сжиженный газ НОВАТЭКа, который для этого построит на Камчатке терминал. Строительство терминала, как и запланировано, должно завершиться в 2022 году. Регулярный грузопоток по Северному морскому пути через Камчатку в страны Азиатско-Тихоокеанского региона принесет экономическую выгоду всем участникам этой логистической схемы.
Безусловно, развитие Северного морского пути важно и для рыбопромышленного комплекса Камчатки. Разовые транспортные операции по арктической трассе наши рыбаки совершали и раньше, но теперь такие рейсы могут стать регулярными. В августе в Петропавловск-Камчатский пришел единственный в мире атомный контейнеровоз "Севморпуть" специально для того, чтобы загрузить продукцию, произведенную камчатскими рыбопромышленниками, и доставить ее на запад России. На этот год запланированы два таких рейса лихтеровоза в Санкт-Петербург и обратно. Ведутся переговоры по организации регулярной работы "Севморпути" на этой линии, что даст стимул развитию предпринимательства, портовой инфраструктуры.
В части освоения Севморпути мы видим только благоприятную атмосферу для развития экономики Камчатки, в том числе есть перспективы создания сопутствующих производств, сервисов и услуг.
- На Камчатке завершается лососевая путина. Насколько она успешна?
- В эту лососевую путину рыбаки Камчатки выловили уже порядка 370 тыс. тонн лососей. Это второй по величине результат за всю историю наблюдений за промыслом красной рыбы в регионе, ведущихся с 1906 года.
- На Камчатке хватает и рыбоперерабатывающих мощностей, и ресурсов для их загрузки. Куда двигаться дальше? Чего еще не хватает, чтобы отрасль продолжала развиваться?
- Рыба для Камчатки - основная отрасль экономики. За последние 10 лет камчатские бизнесмены вложили более 40 млрд рублей в создание береговой инфраструктуры, построив 23 современнейших рыбоперерабатывающих завода, в том числе в отдаленных районах, создавая там инфраструктуру и рабочие места.
Но, конечно, остаются задачи, которые надо решать. На Камчатке не хватает холодильных мощностей для хранения уловов и готовой продукции. Особенно это было ощутимо в прошлом году, когда рыбаки Камчатки добыли рекордные 500 тыс. тонн лосося. Промышленникам пришлось отправлять рыбу на хранение в ближайшие страны - Корею и Китай. Это неправильно. И сегодня наши рыболовецкие и транспортные компании работают над тем, чтобы создать необходимые холодильные мощности. Этим занимаются терминал "Сероглазка", Рыболовецкий колхоз им. Ленина в Петропавловске-Камчатском, другие предприятия. Своего рода импульсом в связи с этим стали решения президента в части выделения инвестквот "под киль", когда рыбакам выделяются квоты на промысел при строительстве новых судов или реконструкцию и создание отраслевых мощностей. Это очень важный посыл, и сегодня рыбаки интенсивно вкладываются в эту сферу деятельности.
Есть и еще одна очень важная составляющая рыбной отрасли - судоремонт. Существовавших на Камчатке в советское время судоремонтных мощностей практически не осталось, а те, что есть, устарели. Причем это проблема не только Камчатки, но и всех российских территорий, где есть флот. Судоремонтные мощности надо вновь создавать. Власти Камчатки направили свои предложения по этому поводу в Минпромторг России. Ну а пока наши рыбаки могли бы использовать существующие возможности - военный судоремонтный центр есть в камчатском Вилючинске, можно работать с ним.
Чтобы справиться с дефицитом портовых, перерабатывающих и холодильных мощностей, воссоздать судостроительную и судоремонтную базу, мы поставили перед собой очередную амбициозную задачу - создание на Камчатке полноценного рыбопромышленного кластера. Уверен, что объединив усилия власти, рыбопромышленников и другого заинтересованного бизнеса, мы с этой задачей обязательно справимся.