Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев:

"Мы предлагаем землю и господдержку, а инвестор выбирает наш регион"

Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) - важное и масштабное событие для понимания перспектив развития страны и регионов. О новых инвесторах, соглашениях и проектах в интересах жителей Хабаровского края на полях форума рассказал "Интерфаксу" губернатор региона Михаил Дегтярев.

"Мы предлагаем землю и господдержку, а инвестор выбирает наш регион"
Фотография телеграм-канала губернатора Хабаровского края

- Михаил Владимирович, какие знаковые соглашения край подписал на Петербургском международном экономическом форуме?

- Особенность форума этого года для нас в том, что по договоренности с инвесторами часть соглашений мы будем подписывать позже - в Хабаровске и на Восточном экономическом форуме в сентябре во Владивостоке. Но ряд соглашений подписали здесь, в Санкт-Петербурге. Хочу отметить наше партнерство с федеральной розничной компанией X5 Group в строительстве в крае нового логистического комплекса. Мы со своей стороны выделим земельный участок, предоставим все действующие у нас меры поддержки бизнеса.

Кроме того, на форуме с генеральным директором "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК), вице-президентом "СоюзМаш" Юрием Слюсарем договорились о продлении до 2025 года соглашения о социально-экономическом партнерстве. ОАК продолжит инвестировать в инфраструктуру Комсомольска-на-Амуре, где работают заводы по производству военной авиатехники и гражданских самолетов Суперджет. Мы соответственно и дальше будем оказывать поддержку предприятию  в рамках  бюджетных возможностей.

Также подписано соглашение о строительстве жилья и социальных объектов с компанией DARS. До 2030 года застройщик возведет в Хабаровске два жилых комплекса на 280 тыс. кв. метров, где будет создана вся необходимая социальная и транспортная инфраструктура – школы, детские сады, поликлиники, спортивные и досуговые объекты, дороги. Еще одна компания - "Юникей" из Казани, с которой также подписано соглашение, сейчас завершает возведение двух ЖК общей площадью 62 тыс. кв. м. В стадии проектирования еще 7 жилых комплексов общей площадью 353 тыс. кв. метров.

Соответствующее соглашение уже действует с девелопером "ПИК-специализированный застройщик", который приступил к реализации проекта в переулке Брянском в Хабаровске. Речь идет о земельном участке площадью 67 га и потенциалом в 450 тыс. кв. м. Эту землю "ДОМ.РФ" предоставил по предложению правительства края.

Уверен, что приход новых застройщиков в край серьезно оживит жилищное строительство. В 2020 году мы ввели в строй 220 тыс. кв. метров, в этом году введем 400 тыс. кв. метров и будем наращивать темпы строительства до 1 млн кв. метров в год.

На форуме мы также подписали концессионное соглашение по строительству межвузовского кампуса Тихоокеанского государственного университета в Хабаровске. На его создание будет выделено 25 млрд рублей. Будут построены и оснащены новые лаборатории, учебные классы, конгрессно-выставочный и спортивный комплекс, общежития для студентов и преподавателей.

Всего на ПМЭФ мы подписали соглашений на 35 млрд руб.

В этом году начнем создавать новый промышленный кластер на севере Хабаровского края. В него войдет Тихоокеанский металлургический комбинат, Мильканский ГОК непосредственно на месторождении и Мильканская железная дорога.

Соглашение с инвестором подпишем в этом году, проект одобрен президентом России Владимиром Владимировичем Путиным. В течение восьми лет ТМК будет построен тремя пусковыми комплексами.

Также в кластер войдет и Тихоокеанская железная дорога, которая соединит месторождение Эльга с морским терминалом на мысе Манорский. Изначально порт планировался как угольный, но теперь рассматриваем расширение номенклатуры грузов, в том числе, для поставок чугуна.

Строительство железной дороги и порта оценивается в 140 млрд рублей, а всего промышленного кластера - 1,5 трлн рублей. Сравнить этот проект по объемам инвестиций можно только с проектом Ямал-СПГ.

Кстати, идея строительства и названия Тихоокеанской железной дороги родилась у нас с инвесторами в июне 2021 года, здесь на ПМЭФ. Всего два года прошло от идеи, а 130 км дороги уже построено, порт строится ударными темпами. Таких темпов страна не видела с первых сталинских пятилеток. В течение двух лет проект будет запущен.

- Недавно на расширенном заседании правительства сообщалось, что в целом экономика региона демонстрирует рост. Но есть и отставание, прежде всего, в одной из ведущих отраслей края - авиастроении. Удастся ли во втором полугодии стабилизировать ситуацию?

- По боевой авиации все по плану - заводы загружены, а по гражданским самолетам ждем запуска производства двигателей ПД-8. Завод сейчас занимается изготовлением фюзеляжей, сделано уже более десятка. Первые отправлены на испытание, но пока еще с французскими двигателями. В этом году рассчитываем, что несколько машин будут переданы заказчику, если сертификация и испытания двигателей пройдут по плану.

- Лесоперерабатывающие предприятия региона ощущают сильное давление из-за сложностей с реализацией продукции. Как они выходят из сложившейся ситуации?

- Весеннее совещание у президента по этой теме в принципе дало ответы на все вопросы. Главное: запрет на вывоз круглой древесины действует. Ограничения в экспорте позволили нам увеличить объемы лесопереработки в крае, привлечь дополнительные инвестиции. Рынок показывает, что надо продолжать процесс создания производств глубокой переработки. Например, видим большой спрос на деревянные домокомплекты и уже развиваем в крае собственный проект "Дом дальневосточника".

- Как идет реализация проекта по будущему снабжению региона сжиженным природным газом за счет Адниканского месторождения?

- Сейчас газ со скважины передан на экспертизу. Деньги в проекте частные, инициативу я поддержал в 2020 году. Инвесторы готовы вложиться в создание мини-заводов по сжижению газа, который будет использоваться в нашей экономике и для наших людей. В первую очередь постараемся перевести на газ энергетику самого района и избавиться от наследия прошлого - старых угольных котельных.

Параллельно будет проводиться доразведка. Мощность проекта может вырасти до 60 тонн в день.

Транспорт и промышленную технику будем переводить на газ, например, большой парк в Верхнебуреинском районе у СУЭКа, много золотодобывающих и лесоперерабатывающих предприятий.

Поселок шахтеров Чегдомын вошел в федеральный проект "Чистый воздух" нацпроекта "Экология". Наша главная задача - снизить объем выбросов вредных веществ в атмосферу.

- Начал ли "Волгабас" строительство сборочного предприятия?

- Проект готов, инвестор получил статус резидента Территории опережающего развития. В ближайшие месяцы начнется строительство цехов. Инвестиции суммарно составят 6,7 млрд рублей. Для нас этот проект знаковый - мы планируем на его базе в Хабаровске создать Инжиниринговый центр машиностроения. Для этого в межвузовском кампусе в Тихоокеанском государственном университете будет открыта Инженерная школа. Компетенции в Хабаровске хорошие еще с советских времен: судостроительные предприятия, Дальэнергомаш, а теперь производство  вездеходов, которые делает компания "Соник-Транс", автобусный кластер - все это требует инженеров.

- Россия и Китай обсуждают создание международной территории опережающего развития. Вы говорили о том, что остров Большой Уссурийский может в будущем стать ее частью. На каком этапе сейчас идут работы по созданию грузопассажирского пункта пропуска там?

- Это решение уровня президента и правительства России. Курирует вопрос заместитель председателя правительства РФ - полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Петрович Трутнев. Мы номинировали этот проект на создание международной ТОР. Недавно встречались с секретарем комитета Компартии Китая провинции Хэйлунцзян Сюй Цинем и губернатором Народного правительства провинции Лян Хуэйлин, представили им наши предложения.

Но на первом этапе мы должны открыть движение через границу на этом участке, и с этим китайская сторона согласилась. Проект пункта пропуска завершен, решаем, когда начнем строить. Проект подъездной дороги передан на Госэкспертизу.

- На полях ПМЭФ-2023 прошла ваша встреча с представителями ПАО "Газпром". Какие планы по развитию газоснабжения и газификации края?

- Озвученные на встрече договоренности соответствуют актуализированной программе на 2021-2025 годы, в которую дополнительно включены реконструкция еще двух газопроводов-отводов с газораспределительными станциями — ГРС-1 "Ильинка" и ГРС-3 "Березовка", а также строительство внутрипоселковых сетей. Предусматривается строительство более 184 км межпоселковых и около 300 км внутрипоселковых сетей для газификации 29 населенных пунктов в восьми муниципальных образованиях края. Кроме этого, программа предусматривает сооружение четырех АНГКС с подводящими газопроводами в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске.

Доступ к сетевому топливу по итогам реализации программы получат свыше 24 тыс. домовладений, а также котельные и промышленные предприятия края. Всего в рамках пятилетней программы планируется газификация свыше 20 котельных.

Добавлю, что Хабаровский край стал первым регионом, где компенсируют приобретение внутридомового газового оборудования для льготных категорий граждан и семей мобилизованных. Сегодня размер компенсации составляет 150 тыс. рублей.