Владислав Кузнецов, в сентябре избранный губернатором Чукотского автономного округа, на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) рассказал "Интерфаксу" о том, какие задачи ставят перед собой власти региона на ближайшие годы, о реализации крупных инвестиционных проектов в округе, а также о том, как планируется развивать туризм в одном из самых отдаленных регионов России.
- Владислав Гариевич, один их тематических блоков ВЭФ - "Дальний Восток за 10 лет. Что получилось и что нужно сделать?" Какие шаги, по вашему мнению, нужно сделать в ближайшие годы для развития Чукотки, на чем власти региона намерены сосредоточить усилия?
- Сейчас Чукотка развивается очень активно, реализуются крупные инвестиционные проекты уровня страны, мирового уровня. Это Баимское месторождение - крупнейшее месторождение меди в мире. Когда оно заработает, в стране будет достигнуто полное импортозамещение по меди. Это стратегически важно. Мы на полях Восточного экономического форума подписали соглашение с ПАО "Русолово" о реализации инвестиционного проекта по освоению одного из крупнейших месторождений олова в России и в мире "Пыркакайские штокверки". Мы начинам предпроектную работу, следующий год - проектные работы. План реализации проекта по освоению месторождения предусматривает проведение комплексных инженерных изысканий, строительство объектов внешней инфраструктуры и Пыркакайского горно-металлургического комбината. Ввод в эксплуатацию объекта намечен на 2028 год.
Реализация этого проекта позволит нашей стране стать не импортером, а экспортером стратегического металла. Также в округе реализуются крупные проекты по добыче золотоносной руды, других ценных металлов. Разрабатывается месторождение по углю, мы вышли в прошлом году на 1,2 млн тонн, есть возможности дальнейшего развития.
- В рамках ВЭФ обсуждалось развитие Северного морского пути, как это отразится на ситуации в регионе, что запланировано и уже делается в этом направлении на Чукотке?
- Сейчас в регионе активно строится инфраструктура в рамках поручений президента РФ по развитию Северного морского пути - это принципиальный проект для России и с точки зрения экономики, и с точки зрения геополитики. Чукотка является значимой частью Севморпути, здесь у нас большие перспективы. Было обозначено, что к 2030 году Севморпуть заработает в круглогодичном режиме. Это совершенно другие перспективы и с точки зрения экономики, и с точки зрения промышленности. Чтобы этому соответствовать, округу необходимо расширение портовой инфраструктуры, мы сейчас активно этим занимается. Идет проектная работа по строительству нового терминала в Певеке. Также мы отстраиваем инфраструктуру, чтобы реализовывать за пределами Чукотки то, что здесь добывается. Для нас традиционный пусть - это именно морские перевозки. По морю к нам завозится 97% грузов, сопоставимое количество грузов из округа также отправляется морским путем.
- Какие наиболее актуальные проблемы вы видите в округе в социальной сфере, как планируется их решать?
- За полгода моей работы в должности врио губернатора разработан план развития округа до 2030 года. Он получил народное название "Чукотка-100", потому что 2030 год - год столетия образования округа. План мы разработали с учетом предложений жителей, которые поступали и в ходе личных встреч и через интернет-приемную. Всего поступило более 6 тысяч предложений. План сегментирован по всем направлениям экономики и одновременно - по каждому населенному пункту. Это план социально-экономического развития каждого населенного пункта на Чукотке. Мы договорились, что раз в полгода будем отчитываться об исполнении плана, а также продолжим собирать предложения, вместе обсуждать, что включаем, в какой приоритетности. Здесь важно опираться на мнение жителей.
Одно из важных направлений с точки зрения социальной политики в округе - это жилье. Здесь огромный отложенный спрос и на улучшение жилищных условий, на расселение аварийного жилья. Мы начинаем различные проекты, в том числе с ДОМ.РФ начинаем программу строительства арендного жилья.
В конце года, надеюсь, сдадим первый дом на 40 квартир. Также закладываем новые дома. Округу необходимо строить новое жилье, чтобы люди, которые приезжают развивать нашу экономику, люди, которые остаются у нас, были им обеспечены.
- В этих проектах задействованы местные застройщики?
- Сейчас, преимущественно, застройщики местные. Но я вижу, что по мере того, как мы объявили о планах застройки, это становится интересным внешним застройщикам. Ведутся переговоры.
- Как проходит в регионе северный завоз, успеете ли завезти топливо, продукты, другие необходимые грузы?
- План выполнен более, чем на 80%. Идем точно по графику. Северному завозу мы уделяем пристальное внимание. Для региона это жизненно важный вопрос, здесь ошибки не допустимы.
- Чукотка на выставке "Улицы Дальнего Востока" на ВЭФ представила, в том числе, информацию о возможностях развития туризма. Какие наиболее интересные и перспективные проекты в этой сфере вы бы отметили?
- Многие люди проявляют интерес к Чукотке. Но для системного развития не хватает карты туристических маршрутов, сейчас мы ее формируем. Надо, чтобы человек прилетал, понимая, как и куда он проедет. Кроме того, у нас есть некоторая инвариантность погоды. Можно прилететь и не иметь возможности улететь в другую точку. Но к нам едут авантюрные люди, это можно превратить в приключение, а не в проблему. Например, если турист прилетел, но из-за непогоды в Певек вылететь не может, но может полететь в Эгвекинот, чтобы не менее интересно провести время. Мы такие варианты формируем, накладываем их на наши логистические возможности. Кроме того, нужно формировать точки притяжения, пока они "недопроданы". Нет интересных рассказов об этих местах, мы все хотим видеть сказку, а Чукотка - это сказка. Нам не хватает гостиниц. У нас две точки входа - Анадырь, где находится аэропорт, и Певек. В Певеке гостиница на 40 мест построена, надеюсь, в этом году заработает. В следующем году мы при поддержке Минвостокразвития начинаем строить гостиницу в Анадыре, это займет полтора-два года. Тогда уже можно планово подходить к развитию туризма.
С точки зрения промышленного туризма могут быть интересны Баимское месторождение, дороги огромной протяженности, построенные в нашем суровом климате, другие объекты.
Кроме того, развитие туризма потребует открытия дополнительных авиарейсов. Нужно, чтобы самолеты на Чукотку прилетали из других городов, в том числе Владивостока, Хабаровска, каждый день.
- Чукотка, по сути, автономно газифицирована, но пару лет назад заявляла о планах по развитию газовой инфраструктуры. Какие планы по этому направлению сейчас? Как будет меняться система разработки месторождения? Может быть, будет расширяться круг потребителей? Какие планы по инфраструктуре?
- В рамках задач, поставленных президентом РФ, по газификации Дальнего Востока, мы смотрим различные варианты. Пока тот, который мы с коллегами смотрели, получается дороговатым. Нужно работать над инфраструктурой, смотреть оптимальные решения, сейчас мы в самом начале этого диалога, но с посыла президента будем, думаю, существенно и быстро продвигаться.
Если говорить об энергетике в целом, мы активно двигаемся в сторону чистой энергии с "Росатомом". У нас стоит первая в России плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) "Академик Ломоносов". Для обеспечения электроэнергией Баимского ГОКа по соглашению "Росатомом" в регионе поэтапно появятся еще четыре плавучих энергоблока.
- Где планируете брать кадры для реализации таких крупных проектов? Это будут приезжие специалисты?
- Мы подписали соглашения о подготовке и трудоустройстве специалистов со всеми крупными компаниями, которые представлены на нашей территории, в том числе и вертикально ориентированные холдингами. На этапе строительства привлекать строителей вахтовым методом - это общая практика и она оправдана. Трудно территории найти несколько тысяч строителей соответствующей специальности.
Когда начинается эксплуатация проекта, безусловно, нужно базироваться на внутреннем кадровом потенциале территории. Чтобы это соглашение не осталось только на бумаге, мы с компаниями на ближайшие пять лет определили потребность в кадрах, которые потребуются для реализации проектов. Посчитали, сколько и каких специалистов, какой квалификации понадобится.
Сейчас начинаем реформировать сферу образования, начинаем со среднего технического. Для этого вводим новые специальности, дооснащаем учебную базу оборудованием. Подготовка специалистов займет от полугода до четырех лет, в зависимости от специальности.
- На Чукотке мобильная связь и интернет пока не так доступны, как в других регионах. Как планируется решать эту проблему?
- В ходе защиты мастер-плана Анадырской агломерации, недавно состоявшей у президента РФ, Владимир Владимирович Путин отдельно поднимал этот вопрос и поручил профильному министерству помочь нам с тем, чтобы связь была как "на материке".
В этом году у нас заработал широкополосный интернет в Анадырской агломерации. Но огромное количество поселков, особенно отдаленных, остались не охвачены связью. Мы сейчас смотрим, как сделать ответвление от линии связи в Анадырской агломерации. Также есть возможность подключения Певека и Билибино к интернету, сейчас прорабатываем это с операторами. В следующем году, полагаю, начнем проектные работы. На подключение, скорее всего, мы выйдем с 2025 года.
Также мы со всеми операторами завершаем создание дорожной карты по улучшению услуг сотовой связи, потому что сейчас с этим есть проблемы, в том числе с точки зрения уже декларированных услуг. Они не оказываются на должном уровне. До конца года планируем устранить эти недостатки. Для этого где-то потребуется перенастройка оборудования, установка дополнительных вышек сотовой связи, где-то - выделение нам соответствующего оператора в том часовом поясе, где мы находимся. До конца года мы намерены до декларированного уровня стабилизировать услугу.