Губернатор Амурской области А.Козлов: "Для аграрного региона, каким всегда являлось Приамурье, наступает век индустриализации"

Губернатор Амурской области А.Козлов: "Для аграрного региона, каким всегда являлось Приамурье, наступает век индустриализации"

            Губернатор Амурской области Александр Козлов в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал, что регион, сохраняя статус аграрного флагмана в ДФО, с помощью инвесторов начинает формировать индустриальные парки и в прямом и переносном смысле наводить мосты с Китаем.

            - Недавно было заявлено, что принято принципиальное решение по проекту строительства Амурского газохимического комбината. ГХК должен стать одним из резидентов территории опережающего развития (ТОР) - "Свободненская". В то же время законодатели Тобольска, где реализуется похожий проект, заявляли, что от экономических гигантов из-за налоговых льгот экономический "выхлоп" для региона получается небольшим. Область имеет большой госдолг, насколько оправдана подобная экономическая "лояльность" на Ваш взгляд?

            - Решение о создании ТОР "Свободненская" принято совсем недавно - 17 февраля на правительственной подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе под председательством вице-премьера Юрия Трутнева. В ТОР планируется построить два крупных предприятия. Это проект Газпрома - Амурского газоперерабатывающего завода с объемом частных инвестиций 690,3 млрд рублей. На создание инфраструктуры планируется привлечь 12,5 млрд рублей из федерального бюджета. Будет создано более 2,6 тыс. новых рабочих мест.

            Также сейчас принимается инвестиционное решение о строительстве Амурского газохимического комбината с объемом частных инвестиций 500 млрд рублей. Здесь инициатор проекта ПАО "Сибур-Холдинг". При этом из федерального бюджета должно быть выделено 20,4 млрд рублей. В рамках предприятия будет создано более 1,5 тыс. рабочих мест.

            Приход таких крупных компаний, как Газпром, Сибур, говорит о том, что приходит век индустриализации и для нашей области. Это не просто транзит, хотя тоже важен как "Сила Сибири", а именно создание в регионе производств.

            Уровнем таких заводов сейчас не может похвастаться ни один дальневосточный регион. Это очень крупные проекты в масштабах не только региона, но и страны в целом.

            Амурская область становится другой - она переходит от своей традиционной сельскохозяйственной специализации к индустриальной. Это приведет к созданию новых профессий, формированию новых рабочих мест. Всегда есть мультипликация. Вокруг одного завода в ТОР могут появиться и другие предприятия. К примеру, завод по производству металлоконструкций, чтобы обслуживать строящиеся предприятия.

            ТОР "Свободненская" даст преференции для инвесторов, что важно в существующих экономических условиях для строительства новых заводов, а также позволит привлечь федеральные средства на формирование инфраструктуры вокруг города Свободный. Это возможность построить новые школы, детские сады, реконструировать дом культуры, создать физкультурно-оздоровительный комплекс.

            Реализация таких крупных проектов - это уже значительная перспектива развития для региона. Такие проекты приходят не на 5-10 лет, а на долгосрочный период.

            - В продолжение темы экономической выгоды. "Амурская энергетическая компания", за которой стоят китайские инвесторы, планирует построить Амурский НПЗ. При этом Транснефть неоднократно заявляла о невозможности подключения завода к ВСТО, однако эти замечания откровенно игнорируются. Строительство может закончиться банальным шантажом: в завод вложены средства, давайте сырье! Насколько оправдано включение таких проектов в список резидентов ТОР? Кроме того, Китай проявил интерес к проекту еще до появления ТОР, а значит готов строить этот завод и без налоговых послаблений. Так зачем дотационному региону предоставлять льготы инвесторам, чья страна переживает экономический подъем?  

            - Действительно, не раз заявлялось, что ситуация с подключением НПЗ к нефтепроводу ВСТО сложная и что инвестором прорабатывается альтернативный вариант обеспечения сырьем будущего завода. По словам инвестора, для обеспечения завода сырьем приобретено несколько лицензионных участков в Якутии и Иркутской области. Кроме того, подписаны соглашения о намерениях на поставки нефти и газового конденсата с рядом компаний. По мнению инвестора, это обеспечит будущий завод необходимым объемом сырья. Соответствующие рекомендации даны инвестору в Минэнерго России.

            Что же касается присвоения статуса резидента ТОР, то здесь решение принимает корпорация по развитию Дальнего Востока. Правительство области не получало информацию от корпорации об изменении статуса инвестора.

            - Многие крупные проекты в регионе так или иначе завязаны на экономических интересах Китая - те же Амурские ГПЗ и ГХК, Амурский НПЗ и другие. Не ставим ли мы экономику региона в прямую зависимость от "настроений" приграничного соседа?

            - Амурская область - это самая протяженная часть государственной границы с КНР, возможность выхода на азиатские рынки. А задача для регионов - развивать экономику, используя при этом геополитическое положение территории.

            - У Приамурья и Китая немало совместных проектов. Тот же долгожданный мост Благовещенск - Хэйхэ. В начале года проект строительства автодорожного моста получил одобрение Главгосэкспертизы. На каком этапе сейчас реализация проекта?

            - Проект создания пограничного мостового перехода Благовещенск-Хэйхэ разбит на два этапа. На первом этапе необходимо построить сам мост через реку Амур, автодороги на острове Верхне-Каникурганский и мост через протоку Кани-Курганская. Также к первому этапу относится и подходная насыпь на левом берегу.

            На втором этапе необходимо создать транспортную развязку в разных уровнях на пересечении с автомобильной дорогой Заречный - Муравьевка - Константиновка, построить подъездную дорогу от места пересечения пограничного мостового перехода с дорогой Заречный - Муравьевка - Константиновка до примыкания к федеральной автомобильной дороге "Амур". Также предстоят работы по формированию транспортной развязки в разных уровнях на пересечении с трассой "Амур".

            В текущем году планируется выполнить отсыпку временных дорог и построить рабочий мостовой переход через Кани-Курганскую протоку. По основному мосту через Амур начнется сооружение пяти опор, их окончательная установка запланирована на 2018 год. В 2017 году начнутся и работы по сборке металлоконструкций пролетного строения.

            Также строители начнут устанавливать опоры и для моста через протоку Кани-Курганскую. К середине года начнутся работы на площадках многофункциональной зоны дорожного сервиса и автомобильного пункта пропуска.

            В общем, предстоит большой объем работы, но самое главное, что почти 20-летнее обсуждение проекта достигло своей цели - работы начаты. Теперь задача правительства области - обеспечить соблюдение всех графиков работ. Проект важен для развития региона.

            - Нельзя не вспомнить и о необычном проекте - трансграничной канатной дороге. Планировалось, что в 2018 году объект уже будет введен в эксплуатацию. Как обстоят дела? Какой объем инвестиций рассматривается сейчас?

            - Это проект первой в мире канатной дороги между двумя государствами. Мы ведем работу по нему совместно с народным правительством провинции Хэйлунцзян с 2012 года.

            Была проведена большая подготовительная работа: определение механизма реализации проекта, выработка технических решений, согласование проекта на федеральном и международном уровнях.

            В сентябре 2015 года в ходе визита президента РФ Владимира Путина в Китай было подписано межправительственное соглашение о ее строительстве.

            Осенью прошлого года в рамках реализации проекта был официально установлен новый пассажирский пункт пропуска Благовещенск-1 - Хэйхэ. Это было предусмотрено межправсоглашением о строительстве канатной дороги и являлось важным условием для начала практической реализации проекта.

            План-график реализации проекта утвержден в ноябре прошлого года на третьем заседании российско-китайской рабочей группы по трансграничной транспортной инфраструктуре Минтрансами двух стран.

            Общая сумма инвестиций в строительство российской части объекта - порядка 2,8 млрд рублей. Сейчас этап завершения проектирования, также предстоит пройти госэкспертизу. Планируем уже в апреле текущего года начать строительные работы.

            - Какие меры предпримет Приамурье, чтобы избежать истощения плодородных земель, на которых ради единоразовой выгоды фермеры не первый год выращивают сою? Возможно ли применение штрафных санкций к недобросовестным аграриям?

            - Риск истощения земель, конечно же, имеется, если недобросовестный землепользователь предпочитает сеять одну и ту же культуру, которая пользуется большим спросом на рынке и приносит максимальную прибыль, не заботясь о дальнейшей судьбе обрабатываемого участка. Правительством области и областным Минсельхозом оказывается несвязанная поддержка в области растениеводства, целью которой является, в том числе, и субсидирование затрат на повышение плодородия и качества почв на территории области.

            Принимаемые меры позволили увеличить количество вносимых минеральных удобрений за последние пять лет с 10 до 16 кг действующего вещества на один гектар посевных площадей, и этот показатель имеет тенденцию к увеличению. Способствует поддержанию плодородия почв и внесение в почву соломы после уборки зерновых культур и сои.

            Что касается наказания недобросовестных землепользователей, то действующим законодательством предусмотрена ответственность за невыполнение мер по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

            - Приамурье рассчитывает наладить торговлю пшеницей и ячменем с КНР. К какому сроку надеетесь получить принципиальный ответ по этому вопросу?

            Амурская область заинтересована в поставках пшеницы и других зерновых не только в Китай. Возможны поставки и в другие страны АТР. Зерновые, произведенные в Амурской области, уже не один год поставляются в Японию через трейдера из Хабаровского края "Амур зерно". В основном это пшеница, ячмень, кукуруза. Областные потребности в зерновых небольшие, поэтому сельхозтоваропроизводители в основном сеют сою, нарушая тем самым севооборот. Возможность продажи зерновых на внешний рынок даст уверенность хозяйствам в их сбыте и позволит увеличить посевные площади под зерновые.

            Мы надеемся, что в 2017 году на уровне правительств КНР и России будет подписано соглашение о включении Амурской области в реестр поставщиков пшеницы в Китай. Решение данного вопроса зависит только от китайской стороны.

            В середине февраля в Минсельхозе РФ мы еще раз подняли этот вопрос. Надеемся, в КНР будет принято положительное решение, и нам разрешат вести торговлю зерновыми.

            - Недавно Вы заявили, что у первого в своем роде маслоэкстракционного завода, который строится в Приамурье, возникли проблемы, связанные с получением краткосрочных займов. С чем они связаны и какой ответ был получен на недавней встрече в Минсельхозе?

            - Да, была такая встреча, на ней присутствовал первый заместитель министра Джамбулат Хатуов. Одним из главных стал вопрос о мерах господдержки в части строительства завода по глубокой переработке сои в Амурской области. Речь шла о новых условиях возмещения процентной ставки по полученным краткосрочным займам. Существующие требования и ограничения для нового предприятия, средства которого вложены в строительство, создают существенные проблемы. А ведь речь идет о единственном строящемся заводе в России такой направленности. Нам обещали оказать поддержку. Конечно, это займет несколько месяцев, ведь корректировки необходимо вносить в имеющиеся регламентные документы. Завод на территории Приамурья начал работать, идут промышленные испытания. Однозначно он будет введен в эксплуатацию.

            Отчасти этот вопрос уже решился. В этом году субсидии из федерального бюджета по краткосрочным кредитам будут увеличены в 2 раза по сравнению с прошлым годом, а по инвестиционным кредитам - в 1,5 раза.

            - Амурская область в свое время активно помогала беженцам из Украины. Только в 2014 году в регион прибыло более 800 граждан Украины, кто самостоятельно, кто в рамках федеральных квот. Есть ли данные, скольким гражданам была оказана помощь (сколько федеральных и областных средств затрачено) и сколько из них остались в регионе?

            - Да, Амурская область оказывала всестороннюю помощь гражданам Украины. В рамках квоты в организованном порядке в Амурскую область было направлено 465 граждан Украины, кроме того, самостоятельно к родственникам или знакомым приехали около 1 тыс. человек. 

            Были созданы пункты временного размещения в поселках Прогресс и Архара, в которых с сентября 2014 года по январь 2016 года было обустроено 384 гражданина Украины. Для оказания помощи в этот период было израсходовано 9 млн 808 тыс. рублей. Также оказывалась разовая материальная помощь семьям, прибывшим из Украины, министерством социальной защиты населения.

            Вакансиями амурских работодателей с предоставлением жилья воспользовались 165 человек. В пунктах временного размещения на постоянной основе с гражданами Украины работали сотрудники службы занятости населения, социальной защиты населения, миграционной службы.

            В большинстве своем граждане Украины обустраиваются, трудоустраиваются,   используют возможности госпрограммы, которая предусматривает помощь переселенцам из-за рубежа, и планируют связать свою дальнейшую жизнь с Амурской областью.

            Временное убежище в регионе получили 1106 человек, участие в госпрограмме переселения приняли 1314 граждан Украины. В Амурской области проживает в пределах 1,5 тыс. граждан Украины.

            - Сейчас активно обсуждается раздача дальневосточных гектаров. Какие плюсы и минусы видите лично Вы в этом проекте?

            - Амурская область - это аграрная область. Большинство граждан планируют использовать земельный участок для личного подсобного хозяйства, заняться растениеводством, пчеловодством, животноводством и другими видами аграрной деятельности, расширить уже существующее фермерское хозяйство. С 1 октября прошлого года поступило более 1,9 тыс. заявок, с момента реализации третьего этапа программы "дальневосточный гектар" - почти 1,2 тыс. заявок. Всего заключено 836 договоров, розданы земли площадью 993 гектаров.

            Большим спросом пользуются участки в Благовещенском, Ивановском, Серышевском и Завитинском районах. Основным видом использования является сельское хозяйство.

            Есть данные Всероссийского центра изучения общественного мнения, по которым 6 % жителей России в целом и 11% жителей Дальнего Востока рассматривают возможность получения "дальневосточного гектара", что составляет более 8 млн человек. Из этого числа 22% россиян и 17% дальневосточников намерены взять участки на территории Амурской области - это более 3 млн человек. Как видим, интерес к региону есть.

            - AmurMineralsCorporation, владеющая медно-никелевым месторождением Кун-Манье (Амурская область), и IG Copper, оператор медно-золотого проекта Малмыж (Хабаровский край), сообщили о намерениях рассмотреть возможность совместной переработки концентратов. Как при строительстве общего ГОКа распределятся экономические интересы двух регионов?

            - С одной стороны - давайте дождемся стадии реальной реализации этого проекта. На Кун-Манье еще идет разведка, к строительству они приступят не раньше 2019 года, за это время на мировом рынке цен и в намерениях компаний многое может измениться.

            С другой стороны, так как экономические интересы регионов - это в первую очередь налоговые поступления, которые определяет законодательство, то, как говорится - что положено по закону, то всем и достанется. Кроме того, многое будет зависеть от того, где и в какой степени будет происходить переработка первичного сырья, как все будет выглядеть организационно. А это определится только в ходе проектирования и по ходу дальнейшего развития этого совместного проекта.

            Я в любом случае уверен, что при таком варианте освоения месторождений ни один из регионов в накладе не останется, главное что это сделает более вероятным успех реализации обоих проектов и думаю, что у нас с соседями не возникнут какие-либо разногласия в части экономических интересов.

            - Какие из антикризисных мер, которые были приняты Вами в должности губернатора, оказались наиболее эффективными?

            - Антикризисный план - это всегда целый комплекс мероприятий, который позволил нам достичь трех основных целей: бюджетной стабильности, поддержки предпринимательства и социальной стабильности.

            Введена экономия бюджетных средств, проводится работа по поэтапному сокращению госдолга. За два года в область на замещение коммерческих кредитов привлечено 13,8 млрд рублей средств федерального бюджета. Как результат, только на обслуживании замещенных коммерческих кредитов область сэкономила около 1,4 млрд рублей, которые были направлены на поддержку реального сектора экономики.

            Для поддержки предпринимательства и повышения самозанятости населения принят ряд законов по предоставлению налоговых льгот. Нами сохранен объем мер государственной поддержки предпринимателей. Ежегодно услугами Фонда содействия кредитованию пользуются около 100 субъектов малого и среднего предпринимательства.

            Кроме этого, нам удалось сохранить стабильность в социальной сфере. Реализация программ дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда и повышения мобильности трудовых ресурсов области, позволила в 2016 году снизить число безработных граждан с 13,7 тыс. человек до 11,9 тыс. человек.