Угледобывающая компания "Колмар" из Якутии намерена добыть в этом году 4,3 млн тонн угля на двух своих комплексах "Денисовском" и "Инаглинском". Генеральный директор компании Сергей Цивилев рассказал в интервью "Интерфаксу" о планах продажи угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также о строительстве нового порта на Дальнем Востоке и особенностях шахтерского труда.
- Сергей Евгеньевич, реализовались ли прогнозы, что в 2015 году выпуск угля компанией "Колмар" превысит 2,4 млн тонн? Не изменились ли планы компании по увеличению добычи угля до 4,3 млн тонн в 2016 году?
- В 2015 году мы перевыполнили обязательства, которые мы, как менеджмент, брали перед акционерами, закрыв год с объемом добычи 2,8 млн тонн. В планах добычи 2016 года стоит 4,3 млн тонн угля, и мы уже видим по факту января, что эти планы полностью подтверждаются.
- В ноябре прошлого года "Железные дороги Якутии" завершили строительство железнодорожной линии к Инаглинскому угольному комплексу. Планируются ли еще какие-либо совместные инфраструктурные проекты с правительством Якутии или РЖД?
- Действительно, с конца 2015 года мы осуществляем отгрузки по новым подъездным путям к Инаглинскому горно-обогатительному комбинату (ГОК). Железнодорожная инфраструктура была создана совместно с министерством транспорта РФ и правительством Якутии по схеме частно-государственного партнерства.
Сейчас мы совместно с министерством по развитию Дальнего Востока строим линию электропередачи с подстанцией. Общая сумма инвестиций составит 560 млн рублей, срок окончания строительства - июль этого года. Объект будет обеспечивать ГОК Инаглинский электроэнергией.
- Каковы рынки сбыта вашей продукции?
- На сегодня компания продает в основном энергетические угли. Мы являемся постоянным серьезным партнером АО "ДГК" (Дальневосточная генерирующая компания – дочка РАО ЕЭС Востока). В прошлом году поставили 1,5 млн тонн угля для ТЭЦ Дальнего Востока. В этом году поставим им примерно такой же объем угля. Кроме того, мы продаем наш уголь напрямую в Китай.
Но энергетические угли стоят на рынке примерно в два раза дешевле, чем коксующиеся, а у нас на балансе почти миллиард тонн запасов коксующихся углей премиальных марок. Наша компания полностью раскроет свой потенциал с вводом обогатительных фабрик, производящих дефицитный концентрат коксующихся углей, для нас будут открыты огромные высокомаржинальные рынки сбыта как в России, так и за рубежом.
Конечно, когда мы составляли свою программу, понимали, что большие объемы пойдут на экспорт. Мы хотим воспользоваться нашим конкурентным преимуществом – близостью к портам Дальнего Востока - и основной поток концентрата направить в страны АТР: Японию, Корею, Китай.
- Вы планируете отправлять уголь из бухты Мучка (район порта Ванино) на Дальнем Востоке? Начато ли там строительство угольного терминала? Первые партии угля планировалось отправить из бухты уже в этом году.
- Данные в СМИ о сроках завершения проекта разнятся, хотя изначально мы планировали завершить строительство первой очереди терминала в 2018 году. Проект терминала прошел Главгосэкспертизу, получив положительную оценку. Есть контракт на перевозку 12 млн тонн в наш терминал в Мучке, начиная с 2019 года. Там уже сделана вертикальная планировка всех территорий, сейчас создается железнодорожная насыпь для строительства путей, реализуется ГЧП проект вместе с Минвостокразвития по строительству подъездных путей и линий электропередачи. Порт будет тесно связан с нашими двумя ГОКами единой технологией погрузки до вагона и выгрузки с полным контролем качества на каждом этапе. Мы понимаем, что металлургам важно, чтобы каждый день к ним приходил товар с постоянным качеством. Поэтому наша производственная цепочка не заканчивается только производством угля, наша задача – выгрузить товар надлежащего качества в порту потребителя угля, в Японии или Корее.
По качеству угля мы конкурируем с австралийскими производителями – основными поставщиками угля в Японию. Когда-то Япония, не опираясь на одного производителя, заключила договоры на поставку с предприятием Советского Союза (сейчас это компания "Якутуголь"), и наши специалисты строили домны в Японии, которые работали на нашем угле. В 90-ые Россия потеряла контроль за качеством углей, и этим воспользовались австралийцы, бренд которых теперь является премиальным, а остальные угли дисконтируются от этого бренда. Мы хотим вернуть доверие японских металлургов, чтобы за наш уголь давали премию.
- Уже известно, кто будет доставлять уголь от порта до производителя?
- Мы хотим, чтобы этим занимались российские компании, но это вопрос конкуренции. При прочих равных преимущество отдадим отечественным транспортным компаниям, и надеемся, что они выиграют в конкурентной борьбе у иностранцев. Контракт мы будем заключать за год до запуска терминала, то есть в 2017 году.
- Как санкции Евросоюза и США отразились на работе компании?
- Вначале повлияли очень сильно. У нас угли специфические, сложные и в добыче, и в переработке, мы ориентировались на технологию европейцев, проводили тендеры среди четырех лучших мировых компаний. После введения санкций компании отказались от сотрудничества.
Сейчас мы видим хорошие возможности в российском оборудовании и технологиях после серьезного изучения этого вопроса. И от этого наша конкурентоспособность только выиграла. Производство будет стоить дешевле, объекты будут построены быстрей, а обслуживание станет дешевле.
- В каких социальных проектах Южной Якутии принимает участие компания?
- У нас много социальных проектов: мы сделали реконструкцию ледового дворца с искусственным льдом, поддерживаем ДЮСШОР по хоккею, оказываем финансовую поддержку "Золотой шайбе", активно поддерживаем гимназию N 1 в Нерюнгри, спонсируем конкурс "Я инженер". Мы участники всех мероприятий, организуемых правительством Якутии, – и спортивных, и традиционных.
Большее значение мы придаем трудовыми успехам. В мае мы выяснили, что рекорд России по проходческому комплексу составляет 1050 метров в месяц, а у нас норма – 1300 метров, а за 1500 метров мы платим премию. В августе ко Дню шахтера мы официально зарегистрировали 1800 метров на один комплекс, и сейчас у нас норма составляет 1500 метров.
- Ощущает ли компания дефицит кадров?
- Нехватка кадров большая: исторически в Якутии не было "подземщиков" и обогатителей, приходится много вкладывать в обучение и подготовку. Сейчас к нам едут профессиональные горняки из Донбасса – мы приняли на работу более 200 беженцев, потомственных шахтеров. Шахтерский труд – один из самых сложных и опасных в мире, привыкнуть к нему очень тяжело, и специалисты экстра-класса, которые знают тонкости профессии, воспитываются из поколения в поколение. Всего на наших объектах работает 1,5 тысячи человек.
Помимо горной добычи, наша ключевая экспертиза - это строительство шахт и сопутствующих объектов, где много своей специфики. У нас этим занимается специальная компания внутри группы. Сегодня более 40% всех строительных работ мы осуществляем силами жителей Нерюнгринского района, а на некоторые работы мы привлекаем узкоспециализированные бригады вахтовым методом, так что кроме горных специальностей в нашей компании очень широкий спектр профессий, связанных с реальным производством.