Россия / Эксклюзив 20 июня 2014 г. 16:28

Руководитель РНКБ в Крыму Р.Арефьев: "Мы намерены обслуживать в Крыму около миллиона клиентов"

Принадлежащий Совету министров Крыма Российский национальный коммерческий банк (РНКБ) за два месяца стал крупнейшей в регионе банковской структурой: ему принадлежат более двух третей открытых в Крыму банковских отделений, а число клиентов выросло до 120 тысяч. О планах развернуть на Крымском полуострове сеть банкоматов, наладить интернет-банкинг и ипотечное кредитование корреспонденту "Интерфакса" Дмитрию Жмуцкому рассказал руководитель проекта создания филиальной сети РНКБ Руслан Арефьев.

Руководитель РНКБ в Крыму Р.Арефьев: "Мы намерены обслуживать в Крыму около миллиона клиентов"

- Руслан Георгиевич, какие планы дальнейшего развития бизнеса в регионе?

- Основная задача - обеспечить максимально полный набор банковских услуг. Мы изначально пошли на достаточно большие затраты, чтобы развернуть сеть своих отделений, и это дает результаты - растет клиентская база, растет объем платежей. Количество наших клиентов - физических лиц составляет уже около 100 тысяч человек, юридических лиц – свыше 20 тысяч. За два месяца активной работы в регионе это, на мой взгляд, достаточно хорошая динамика.

Каждый день к нам приходят от 150 до 200 новых клиентов-юрлиц. Со временем темп, вероятно, замедлится, но мы рассчитываем набрать в Крыму около 30 тысяч корпоративных клиентов. До мартовских событий в Крыму было около 30-35 тысяч активных субъектов экономической деятельности – вот примерно это число мы предполагаем обслуживать.

- А по физическим лицам?

- Мы ставим задачу обслуживать около миллиона клиентов. Это реалистичная цифра. Количество офисов – их сегодня 246 – позволяет нам обеспечить услугами такое число людей.

- 246 офисов - это, в том числе, отделения в Севастополе?

- Да, на полуострове в целом. Мы предполагаем открыть до начала июля еще около 25 офисов, уже определены конкретные адреса, где они будут находиться. Точный срок будет зависеть от того, как скоро удастся обеспечить эти помещения каналами связи.

- Еще 25 отделений – и на этом все?

- В июле мы завершим расширение сети и после этого, вероятно, продолжим открывать отделения точечно. Планов продолжать массовое расширение сети на данный момент нет. Ближе к осени на первый план выйдет оптимизация: будем смотреть, какие офисы эффективны, какие – нет. Востребованные отделения будем укрупнять, от некоторых помещений, возможно, станем отказываться, закрывать офисы.

Оптимизация будет нужна, потому что сейчас мы не идем стандартным путем, когда на открытие отделения требуется от трех месяцев до полугода. Поскольку ситуация с доступностью банковских услуг достаточно сложная, мы используем уже существующие банковские помещения. Значительная часть офисов не соответствует требованиям РНКБ – площадь не менее 100 квадратных метров, возможность разделить кассы и зону для работы с клиентами.

Второй этап – он уже начался – это повышение качества услуг: устранение очередей, дообучение персонала. Предстоит и брэндирование отделений – сейчас оформление достаточно разномастное, потому что РНКБ разворачивал сеть на базе целого ряда банков: Приватбанка, Ощадбанка, украинских "дочек" БМ, ВТБ, "Райффайзена", OTP.

- Вы арендуете площади у этих банков?

- Нет, у РНКБ нет никаких арендных отношений с банками, работавшими в этих помещениях до нас. Мы участвуем в тендерах, которые проводит Фонд защиты вкладчиков, предлагая к аренде имущество украинских банков, прекративших работу в Крыму. Ни у одного из украинских банков мы ничего не арендовали и, тем более, не изымали.

- А бывшие офисы "Райффайзена" и ВТБ? ЦБ РФ не прекращал их работу.

- С этим банками у нас другие взаимоотношения. Ряд помещений мы выкупаем или находимся в стадии переговоров по выкупу.

- В каких регионах Крыма РНКБ работает наиболее активно?

- Сейчас у нас плотное покрытие в Севастополе, Симферополе и на Южном берегу Крыма. Создавать отделения в совсем маленьких населенных пунктах мы не планируем.

Предполагается градация: у нас будет около 60 больших универсальных отделений – с большим количеством персонала, большой площадью, с отдельным залом для работы с юридическими лицами. И офисы поменьше, работающие только с физлицами.

Структура крупная, чтобы повысить ее управляемость, мы создаем в составе банка территориальные бизнес-группы, которые смогут самостоятельно принимать решения определенного уровня. Такие подразделения формируются в Симферополе, Севастополе, на Южном берегу Крыма, в Керчи, Феодосии, Евпатории, Джанкое и Красноперекопске.

- Сколько человек сейчас работают в крымской сети РНКБ?

- Более двух тысяч, по последним данным – 2263 человека. Это, в основном, крымчане, люди с опытом работы в украинских банках.

- Изменились ли зарплаты рядовым сотрудникам офисов?

- По сравнению с тем уровнем, который был до марта, зарплаты, конечно, выросли. Через пару месяцев они сравняются с уровнем зарплат в соседних регионах России – Ростовской области, Краснодарском крае. Это неизбежно – иначе люди будут просто уезжать в другие регионы.

- Позвольте вернуться к планам РНКБ: вы собираетесь расширять пакет услуг?

- В ближайшие пару месяцев мы намерены запустить веб-банкинг для физических лиц. Срок приблизительный, возможно это произойдет быстрее, возможно – чуть позже, если помешают технические сложности. У нас есть планы в течение месяца развернуть окончательно сеть банкоматов и сеть инфокиосков – терминалов оплаты. Планируем разместить в Крыму до тысячи терминалов оплаты. Будем использовать уже установленную технику – бывшие инфокиоски "Приватбанка", на данный момент мы их арендуем.

- У "Приватбанка"?

- Ни в коем случае! Мы, как и в случае с помещениями, получили право аренды по результатам тендера, который провел Фонд защиты вкладчиков.

Сейчас в Крыму работают 160 банкоматов РНКБ, мы рассчитываем, что в первой половине июля их будет около 300. Процесс ускорится после того, как будут окончательно налажены линии связи между отделениями и банкоматной сетью. В банкоматах и инфокиосках можно будет оплатить коммунальные услуги, заплатить оператору сотовой связи.

- Действующие в Крыму украинские операторы мобильной связи – "Киевстар", "МТС-Украина" - готовы принимать оплату через банкоматы и терминалы РНКБ?

- Мы готовы сотрудничать таким образом с любой компанией, но эти операторы к нам не обращались, и на данный момент мы не ведем с ними переговоров…

- А с кем ведете?

- В основном, с поставщиками коммунальных услуг: это предприятие "Вода Крыма", ЖЭУ, садовые товарищества – всего около 50 структур. Единственное подразделение крупного украинского предприятия, с которым мы сегодня ведем диалог об оплате через наши терминалы – это "Крымэнерго".

Что касается оплаты мобильной связи, мы планируем, что в ближайшее время в наших отделениях, банкоматах и терминалах можно будет оплатить услуги большинства российских мобильных операторов.

Кроме того, в ближайших планах наладить кредитование физлиц. На первом этапе кредитование будет привязано к зарплатным карточкам. Классическое потребительское кредитование, когда человек приходит с улицы и оформляет кредит, начнем с осени, не раньше. Ипотека – это тоже вопрос ближайшего времени, нескольких месяцев. С автокредитованием сложнее, потому что в Крыму пока нет автомобильных дилеров.

- Что с кредитованием юридических лиц?

- Мы уже выдаем такие кредиты. Обращений от предприятий очень много, но пока эта работа не поставлена на поток. Дело в том, что Росреестр в Крыму еще не заработал в полную силу, и нам сложно оценить риски. Поэтому мы рассматриваем в качестве получателей кредитов только значимые для региона предприятия: крупные, заведомо экономически активные. Плюс просим, чтобы они прошли перерегистрацию в соответствии с российским законодательством. Такие предприятия в Крыму можно по пальцам двух рук пересчитать. Так что каждое решение о кредите – это пока "индпошив", не массовый продукт.

- Анализируете историю взаимоотношений потенциальных заемщиков с украинскими банками?

- Если есть задолженности, если кредитная история негативная, мы принимаем это во внимание. Но до сих пор у нас не было случаев, чтобы именно это обстоятельство стало причиной для отказа в выдаче кредита.

- Откуда получаете информацию о кредитной истории? Налажен обмен с украинскими банками?

- Обмен информацией очень облегчил бы нам жизнь, но пока такого обмена, к сожалению, нет. Потенциальные заемщики предоставляют пакет документов о финансовом состоянии своих предприятий, и если там указана задолженность, мы просим раскрыть природу этой задолженности. Плюс некоторые наши сотрудники уже много лет обслуживали потенциальных заемщиков - и знают, кто где брал кредиты и насколько аккуратно их возвращали.

- Выдавая кредиты физическим лицам, тоже будете обращать внимание на историю их отношений с украинскими банками?

- Пока мы учитываем только кредитные истории юридических лиц. Бизнес, где бы он ни работал, должен играть по правилам. Взял деньги – верни. Другое дело, что сейчас некоторые крымские предприятия готовы погашать задолженности перед украинскими банками, но их пугает нынешний хаос: компании опасаются, что банк заявит, что кредит не был погашен, и долг сохраняется. Таким предприятиям мы стараемся помогать, берем на себя переговоры с некоторыми украинскими банками, выкупаем задолженности.

Но каждая такая сделка - это очень сложная работа, требующая индивидуального подхода. Работать так с мелкими задолженностями и частными лицами мы не сможем. Хотя мы ведем переговоры с украинскими банками о выкупе крупных пакетов кредитов. Но это пока очень сложная процедура. Она дополнительно осложняется тем, что кроме нас и украинских банков в этом процессе есть еще и третья сторона – Нацбанк Украины со своим видением ситуации.

- С какими именно банками ведете переговоры?

- Их несколько, я не хотел бы пока называть.

- Сколько всего кредитов выдал РНКБ в Крыму и на какую сумму?

- Число кредитов я назвать не смогу, скажу только, что их немного. Сумма – в пределах двух миллиардов рублей. Повторю: массовой выдачи кредитов у нас пока нет, мы планируем системно подойти к этому процессу чуть позже, в ближайшее время.

- РНКБ является уполномоченным банком для выплаты компенсаций вкладчикам украинских банков. Какую сумму они через вас получили?

- Около 5 миллиардов рублей. Компенсации через РНКБ получили более 30 тысяч наших клиентов.

- Начал ли уже РНКБ устанавливать в Крыму POS-терминалы? Где они появились, сколько их?

- Да, установлены 542 терминала, в планах на ближайшее время – еще более тысячи штук. Мы общаемся со всем крупными торговыми сетями, и большинство из них открыты для наших предложений. Всего мы планируем установить от 5 до 8 тысяч терминалов.

- В какой срок?

- Сложно сказать, потому что это зависит не только от нас, но и от партнеров. Есть гостиницы, которые просят срочно поставить терминалы и банкоматы, а есть клиенты, которые не торопятся.

Такая неторопливость, кстати, стала причиной дефицита мелочи (после окончательного перехода Крымского федерального округа на расчеты в рублях – ИФ). Точная дата перехода на рубли была известна за месяц - но все кинулись за мелочью в последний момент.

Нам пришлось ввести для физических лиц так называемую отсекающую десятипроцентную комиссию за размен - иначе они парализовали бы работу банковских отделений. Частные предприниматели и юридические лица могли получить у нас мелочь по предварительному заказу с минимальной комиссией. Потом, учитывая нехватку мелочи в обороте, мы отказались от этой меры, оставили номинальную комиссию в размере 1 рубль. Когда оборот насытится мелочью, снова повысим комиссию для физических лиц.

- Сколько пенсионных банковских карточек вы выдали?

- Более 30 тысяч. Мы ставим перед собой цель снабдить карточками РНКБ системы ПРО100 каждого второго крымчанина.

- Кому принадлежит РНКБ?

- Эта информация общедоступна, владельцем банка является группа "РНКБ", ее владелец - крымское республиканское предприятие "Вода Крыма", а "Водой Крыма" владеет Совет министров Республики Крым. Можно сказать, что банк принадлежит Совмину, хотя с юридической точки зрения это не совсем точно.

- Есть ли планы работать в других регионах России?

- Пока мы об этом не думаем. Головной офис в Москве продолжит работать, там достаточно людей для решения наших задач, но планов по деятельности в других регионах у нас пока нет.

- Не собираетесь перенести штаб-квартиру в Крым?

- Этот вопрос обсуждается, но окончательное решение еще не принято. Перемещение основного офиса, если оно состоится, будет продиктовано, в первую очередь, стратегическими соображениями, а не технической необходимостью – при наличии современных технологий удаленность не играет решающей роли. Вместе с тем, ряд наших подразделений – например, по межбанковскому кредитованию – будет сложно переместить в Крым, потому что здесь нет необходимых специалистов.