Центр / Точка зрения 7 сентября 2011 г. 21:04

"Злой рок" российской авиации

Interfax-Russia.ru – В авиакатастрофе Як-42 под Ярославлем погибло более 30 человек. За текущую неделю это уже вторая авиакатастрофа в России.

7 сентября под Ярославлем потерпел крушение пассажирский самолет Як-42. По данным официального представителя Росавиации, лайнер отправился в рейс из аэропорта Туношна, но не смог набрать безопасную высоту и столкнулся с антенной маяка, расположенной за взлетно-посадочной полосой (ВПП). По данным Росавиации, на борту лайнера кроме экипажа находилась ярославская хоккейная команда, которая летела на соревнования в Минск.

"После отрыва от ВПП самолет не смог набрать безопасную высоту, столкнулся с антенной маяка, расположенной за полосой, после чего столкнулся с землей и загорелся", - рассказал "Интерфаксу" представитель "Росавиации". По предварительным данным, на борту самолета находилось 37 пассажиров и восемь членов экипажа.

Несмотря на заявления ведомства о том, что причиной катастрофы стало столкновение с антенной, источник в аэропорту "Туношна" сообщил "Интерфаксу", что в качестве вероятных причин падения также рассматривают отказ техники и ошибку пилота.

"В качестве основной рассматривается версия о технической неисправности самолета", - подчеркнул он. Источник уточнил, что вечером в среду под Ярославлем была ясная погода с небольшой облачностью. При взлете самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, поднялся над землей на несколько метров, задел своими шасси ближний привод и начал падать.

"При падении Як-42 сбил сигнальные огни, после чего рухнул в ров, находящийся недалеко от аэродрома", - рассказал собеседник агентства. По его словам, часть фюзеляжа оказалась в реке, впадающей в Волгу.

"Обстоятельства катастрофы говорят в пользу того, что ее причиной стал отказ техники", - отметил источник в аэропорту "Туношна". Сразу после происшествия аэропорт "Туношна" был закрыт для полетов.

Перед вылетом в Ярославль самолет прошел оперативную форму технического обслуживания, замечаний по техническому состоянию не было, сообщили "Интерфаксу" в Росавиации. До этого техническое обслуживание самолет проходил 16 августа в Казани. Представитель ведомства добавил, что самолет был выпущен в 1993 году и имел сертификат летной годности до 1 октября 2011 года.

"Ресурс двигателей не истек", - добавил он.

Проверку соблюдения законодательства авиакомпанией "Як-сервис", которой принадлежал упавший Як-42, генпрокурор РФ Юрий Чайка поручил московскому межрегиональному и северо-западному транспортным прокурорам.

Тем временем, в пресс-центре МВД "Интерфаксу" сообщили, что на месте крушения Як-42 под Ярославлем находится первый замминистра внутренних дел РФ Александр Горовой.

"Горовой находился в служебной командировке. В настоящее время он прибыл на место крушения самолета", - отметили в пресс-центре министерства.

"Кроме того, на месте работают психологи МВД совместно с психологами МЧС", - заметили в пресс-центре.

Для расследования катастрофы из Москвы в Ярославль вылетела техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК), которую возглавил Алексей Морозов. В настоящее время комиссия уже приступила к работе.

Также на месте катастрофы находится министр транспорта РФ Игорь Левитин и заместитель министра Валерий Окулов.

Как сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, для координации работы следственно-оперативной группы к месту ЧП направился и замглавы СК РФ Василий Пискарев. По поручению главы государства Дмитрия Медведева в Ярославль также выехал первый заместитель главы администрации президента РФ Владислав Сурков.

В управлении информации МЧС России "Интерфаксу" сообщили, что на месте крушения Як-42 обнаружены тела 29 погибших. Позже их число увеличилось до 35 человека.

К вылету с подмосковного аэродрома Раменское готовится самолет Ил-76, на борту которого 29 человек - сотрудников отряда "Центроспас" и психологов МЧС России. По предварительным данным, на борту разбившегося Як-34 было 45 человек, 43 из них погибли.

Позже стало известно, что выжили двое человек: игрок хоккейного клуба "Локомотив" Александр Галимов и один из членов экипажа. Они находятся в крайне тяжелом состоянии, сообщил "Интерфаксу" директор ожогового отделения больницы им. Соловьева Виктор Березин.

"У Галимова обожжено более 80% поверхности тела, у члена экипажа, помимо обширных ожогов, переломы и рваные раны", - сообщил Березин. "Комсомольская правда Ярославль", цитируя слова главврача учреждения Александра Дегтярева, сообщила, что в больницу доставили третьего выжившего.

"У Александра Галимова 80% ожогов. Ему уже сделана одна операция, потребуется еще несколько. У члена экипажа Александра Сизова 15% ожогов и перелом бедра. Возможно, в больницу будет доставлен еще один пострадавший", - пишет "Комсомольская правда Ярославль".

Пассажирами злополучного рейса была хоккейная команда ярославского "Локомотива". Самому молодому игроку недавно исполнилось 20 лет.

"В составе разбившейся команды были хоккеисты из Швеции, Польши, Украины, Чехии, Германии, Белоруссии, Латвии и других стран", - сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией.

По данным регионального управления МЧС, на борту Як-42 было 11 иностранцев. В состав команды входило шесть иностранных хоккеистов: швед Стефан Лив, словак Павол Демитра, чехи Йозеф Вашичек, Ян Марек и Карел Рахунек. Тренером клуба был гражданин Канады - Брэд Маккриммон. Кроме того, на борту лайнера могли находиться белорусские хоккеисты Руслан Салей и Сергей Остапчук, сообщили агентству "Интерфакс-Запад" по телефону горячей линии МЧС России.

"Хоккеисты Салей и Остапчук могли быть на борту. Скорее всего, они погибли, но подтверждения этому пока нет", - сообщили в МЧС РФ. Там отметили, что "госпитализированы двое выживших, остальных пассажиров пока относят к числу погибших".

МЧС опубликовало список находившихся на борту самолета Як-42. В него включены восемь членов экипажа и 37 членов команды ярославского "Локомотива".

Губернатор Ярославской области Сергей Вахруков рассказал журналистам, что возле "Арены-2000" и на месте происшествия будут организованы места для возложения цветов.

По мнению известного летчика-испытателя, Героя России Магомеда Толбоева, Як-42 устаревший, но надежный самолет.

"Як-42 можно считать устаревшим. Но все самолеты со временем устаревают. Вопрос в том, как этот Як-42 эксплуатировали и обслуживали, в чьих руках он был, и какие были регламентные работы. Это уже технические вопросы, и в этом плане нужно ждать выводов техкомиссии МАК", - сказал "Интерфаксу" Толбоев. Он также заметил, что за время испытаний, на которых присутствовал сам летчик-испытатель, с Як-42 "не было никаких технических проблем".

С момента последней авиакатастрофы не прошло и суток: 6 сентября в Пермском крае разбился истребитель-перехватчик МиГ-31. Тогда погибли оба пилота, полеты МиГ-31 до окончания расследования приостановлены.

Страшная авиакатастрофа Як-42, по последним данным, унесла жизни 35 человек. Возможно, в дальнейшем она послужит толчком для выявления причин участившихся аварий. А пока остается только гадать, что за злой рок преследует российские летательные аппараты.

Обозреватель Татьяна Кочеткова