Центр / Точка зрения 22 сентября 2016 г. 14:02

Упал в учебном полете

Interfax-Russia.ru – Вертолет Ми-8 МЧС России разбился в Подмосковье. Все трое членов экипажа погибли.

Упал в учебном полете
© РИА Новости. Игорь Зарембо

Вертолет Ми-8 МЧС РФ разбился 22 сентября в Лыткаринском районе Московской области. В момент крушения на борту воздушного судна находилось три члена экипажа – два пилота и борт-инженер. Никому из них выжить в авиакатастрофе не удалось.

"Вертолет Ми-8 потерпел крушение во время учебно-тренировочного полета по отработке технологии спасения в особо сложных условиях. На его борту находились командир экипажа, начальник Жуковского авиационно-спасательного центра МЧС 38-летний Роман Фролов, второй пилот, его заместитель 42-летний Дмитрий Арсентьев и борт-инженер 32-летний Максим Филиппов. Все они неоднократно принимали участие в тяжелейших спасательных операциях", - рассказали "Интерфаксу" в пресс-службе МЧС России.

Так, по данным ведомства, Фролов в прошлом был командиром тяжелого вертолета Ми-26. В 2010 году, находясь на службе во Владимирском авиаотряде МЧС, на своей винтокрылой машине он тушил крупнейшие пожары в Нижегородской, Владимирской и Московской областях - работал там, где ситуация была практически критической, а в 2011 году боролся с огнем в Архангельской области, Красноярском крае и Сербии.

"За высокий профессионализм, мужество и отвагу он награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени", - сообщили в пресс-службе ведомства.

Также не понаслышке с небом был знаком и заместитель Фролова – Дмитрий Арсеньев. Со штурвалом Ми-8 он не расставался с 1994 года, с тех пор как пришел работать в МЧС России.

"Помимо тушения крупных пожаров в разных регионах страны, он участвовал в спасательных операциях в Охотском и Японском морях, а также в затопленном Ленске в 2001 году. Тогда Арсентьев эвакуировал пострадавших, доставлял гуманитарную помощь, перевозил спасателей", - рассказали в ведомстве.

Как выяснило агентство "Интерфакс-АФИ", экипаж разбившегося вертолета был застрахован в компании "СОГАЗ" по госконтрату с МЧС. В соответствии с договором, страховая сумма на одного застрахованного составляет 2,3 млн рублей. Сам вертолет в "СОГАЗе" застрахован не был.

В настоящее время по факту авиакатастрофы проводится доследственная проверка. Как сообщил "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах региона, разбираться в обстоятельствах произошедшего будут военные следователи СКР.

"Материалы проверки переданы по подследственности в органы главного военного следственного управления СКР", - сказал собеседник агентства.

Как в свою очередь уточнили в МЧС России, на месте крушения вертолета обнаружены бортовые самописцы.

"Один "черный ящик" находится в хвосте, второй - в кабине вертолета. Сейчас спасатели их извлекают, после чего самописцы передадут специалистам Международного авиационного комитета (МАК) для расшифровки", - сказал представитель ведомства.

Официальных версий крушения Ми-8 в СКР пока не озвучивают. Между тем, как сообщил "Интерфаксу" источник в экстренных службах региона, специалисты сейчас прорабатывают все возможные причины подобных ЧП - плохие метеоусловия, отказ техники и ошибку пилотирования.

"Вертолет выполнял учебно-тренировочный полет, и в сложных метеоусловиях на борту могла произойти нештатная ситуация. Не исключено, что тренируемый пилот мог своевременно не сориентироваться, а в критической ситуации принял решение увести машину от жилой зоны. Все версии будут проверяться, включая возможный отказ техники", - сказал собеседник агентства.

Версии о том, что экипаж действительно пытался отвезти падающий вертолет от поселка, похоже, пока придерживаются и в руководстве МЧС России.

"Я хотел бы объявить минуту молчания. Они проявили высокий профессионализм, мужество отвели падающую машину от населенных пунктов. К сожалению, они погибли", - сказал министр чрезвычайных ситуаций России Владимир Пучков.

Напомним, что летом этого года в Иркутской области также разбился самолет Ил-76 МЧС России, тушивший лесной пожар в одном из районов региона. Тогда на месте крушения спасатели обнаружили останки десяти членов экипажа, а также два бортовых самописца. После их расшифровки эксперты выяснили, что причиной трагедии стала ошибка пилотирования.

"Полученная информация позволила исключить прозвучавшие ранее версии о возможных технических неполадках на борту транспортника, возникших в связи с его попаданием в зону лесного пожара – таких, например, как резкое повышение температуры поступающего в двигатели воздуха или образование слоя копоти на лопатках турбин. Все эти проблемы обязательно привели бы к падению тяги, которая, по данным расшифровки, соответствовала выбранному летчиками режиму", - сообщила газета "Коммерсант" со ссылкой на источник, близкий к расследованию авиакатастрофы.

Как следует из расшифровки речевого самописца, о каких-либо неполадках на борту не говорили и сами пилоты. В связи с этим, как полагают эксперты, о предстоящем крушении экипаж не догадывался почти до самого столкновения с землей. Желая сбросить воду непосредственно на очаг возгорания, пилоты снизились до минимальной высоты, которая уже не была для них безопасной, и в дыму не заметили сопку, которая оказалась прямо у них на пути.

"За секунды до катастрофы командир, как следует из данных параметрического самописца, потянул штурвал на себя, пытаясь набрать высоту, но груженому транспортнику на этот маневр уже не хватило тяги", - сказал собеседник издания.

Для большинства коллег погибших спасателей произошедшее стало большой неожиданностью, ведь, как сообщили в МЧС России, экипаж разбившегося Ил-76 имел большой опыт в тушении пожаров с воздуха. За время своей работы в ведомстве пилоты отстояли от пожаров не менее 30 населенных пунктов с населением более 50 тыс. человек. Более того, командир экипажа Леонид Филин, второй пилот Алексей Лебедев и штурман Георгий Петров также не раз успешно доставляли на этом самолете гуманитарную помощь и эвакуировали пострадавших в сложных условиях.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook