Центр / Точка зрения 22 июля 2011 г. 14:21

Тайна, покрытая оффшором

Interfax-Russia.ru – Пока правоохранители безуспешно ищут владельцев аэропорта "Домодедово", председатель его совета директоров Дмитрий Каменщик хранит тайну из-за риска рейдерской атаки.

Российские власти и правоохранительные органы уже давно хотят навести порядок в одном из крупнейших частных аэропортов страны. Беспокоиться они начали после двух неприятных событий, случившихся в "Домодедово" друг за другом: авиационного коллапса и теракта.

Авиационный коллапс случился в конце 2010 года. Его причиной стало исключительное природное явление – ледяной дождь. Несмотря на то, что от ледяного дождя пострадал также аэропорт "Шереметьево", Минтранс главные претензии предъявил именно к "Домодедово", который более полутора суток оставался без электричества, но не закрывался, а продолжал принимать пассажиров. Они скапливались тысячами, их не кормили, при этом пассажиры не могли выяснить судьбу своих рейсов.

По мнению главы Минтранса Игоря Левитина, в таких неблагоприятных условиях аэропорт следовало просто закрыть. По иронии судьбы председатель совета директоров "Домодедово" Дмитрий Каменщик тогда не смог воспользоваться родными взлетно-посадочными полосами. Для того чтобы урегулировать сложную ситуацию, ему, экстренно возвращавшемуся в Москву, пришлось приземляться у конкурентов – во "Внуково".

Гораздо более трагическим был второй инцидент в "Домодедово" - теракт в зоне международных прилетов 24 января 2011 года. Тогда от взорвавшейся в толпе бомбы смертника погибли 37 человек и еще более сотни пострадали. Следствие не исключило, что при подготовке к преступлению террористам "помогли" телеканалы. Они, по сути, наглядно показали какой "бардак" творится в аэропорту.

После теракта российские власти серьезно озаботились проблемами безопасности на транспорте по всей стране. Охрану важнейших объектов усилили, а рамки металлоискателей появились не только в аэропортах (где они были, но порой не использовались), но и на железнодорожных вокзалах, а также на некоторых станциях столичного и петербургского метрополитенов.

"То, что произошло, показывает, что явно были нарушения в обеспечении безопасности. Такое количество взрывчатого вещества пронести или провезти - это нужно постараться. За это должны ответить все, кто имеет отношение к компании, кто принимает там решения, и менеджмент самого аэропорта. Это теракт, это горе, это трагедия", - заявил президент РФ Дмитрий Медведев в интервью газете "Ведомости" вскоре после теракта.

Но своими местами поплатились лишь руководители и младший состав транспортной милиции, менеджмент "Домодедово" остался прежним. А ситуация в аэропорту тем временем вызывала все больше и больше новых вопросов. После проверок прокуратуры, инициированных президентом, стали известны случаи "безответственности" в аэропорту.

Так, по сообщениям Генпрокуратуры, в "Домодедово" не было нормативного акта о назначении ответственного должностного лица за электрохозяйство организации, а электроустановки основного здания работали без соответствующего разрешения госоргана энергетического надзора.

Ситуация с "Домодедово" стала одной из причин того, что в Госдуму внесли законопроект, обязывающий собственников защитить свои объекты от террористов. Закон уже приняли в первом чтении, однако установить, кого можно было бы привлечь к ответственности в случае с "Домодедово", все еще не удалось.

В начале мая Генпрокуратура РФ сообщила о том, что аэропортом через оффшорную схему владеет иностранная компания, и это недопустимо с точки зрения безопасности страны. На что пресс-служба аэропорта отметила, что структура владения "Домодедово" полностью соответствует российскому законодательству, а предприятия, оказывающие услуги на территории аэропорта, являются российскими юридическими лицами.

Ранее финансовые аналитики считали бенефициарами "Домодедово" двух бизнесменов – 43-летнего Дмитрия Каменщика (он является председателем совета директоров аэропорта) и 59-летнего Валерия Когана (председатель наблюдательного совета). Но никакого подтверждения или опровержения этой информации не было. Свое возмущение по поводу непрозрачной структуры владения компанией выражал президент РФ Дмитрий Медведев. "У нас периодически невозможно отыскать даже собственника крупного аэропорта", - посетовал он на встрече с активом "Единой России" в конце апреля.

Интересно, что еще в мае, когда 20% акций "Домодедово" планировалось выставить на IPO, согласно поданным на Лондонскую фондовую биржу материалам, владельцем 100% акций был Каменщик. Однако к настоящему времени, не исключают эксперты, ситуация могла коренным образом измениться.

Кстати, тогда же по сообщению "Ведомостей", блокирующий пакет акций аэропорта намеревался приобрести за 1 млрд долларов экс-министр энергетики РФ Игорь Юсуфов. По словам источника газеты, для этого он вел переговоры с председателем наблюдательного совета аэропорта Валерием Коганом. Юсуфов якобы собирался "урегулировать проблемы, которые есть у менеджмента аэропорта с властями". Стоимость "Домодедово" один из организаторов IPO Goldman Sachs оценил тогда в 3,5-7,5 млрд долларов.

На то, чтобы не раскрывать собственников, у аэропорта есть свои причины.

"Физическое лицо может быть объектом рейдерской атаки… Это один из факторов риска, но не фатальный", - сообщил председатель совета директоров "Домодедово" Дмитрий Каменщик. Он также добавил, что гарантий в России от рейдерской атаки нет.

Каменщик отказался назвать владельцев аэропорта, заявив, что его акционеры не любят публичности и не тщеславны.

Можно гадать, что будет с компанией и ее владельцами дальше, но, по словам Дмитрия Каменщика, "Домодедово" не ведет ни с кем переговоров о продаже своих акций и не готовит отмененный IPO.

В свое развитие аэропорт планирует вложить до 2020 года около 60 млрд рублей. Компания также сохранила планы по созданию новой взлетно-посадочной полосы. Ее строительство планируют начать в 2012 году, а завершить в 2015 году. Она заменит одну из действующих сейчас полос. Этот проект оценивается примерно в 20,4 млрд рублей, его уже поддержали Минтранс и Минфин. В отдаленном будущем компания собирается довести количество ВВП до девяти.

Развитие "Домодедово" его нынешние владельцы не рассматривают в контексте объединения аэропортов московского авиаузла. Напомним, ранее об объединении "Внуково" и "Шереметьево" для того, чтобы удвоить пассажиропотоки, заявили российские власти. Но в том раскладе "Домодедово" игнорировалось, хотя некоторые эксперты не исключали, что правительство к нему еще вернется.

То, что "Домодедово" пока стоит на обочине этого процесса, фактически подтвердил Дмитрий Каменщик.

"Получали ли мы какие-то предложения об объединении? Нет, не получали. У нас нет концепции проекта, соответственно нечего обсуждать, - заявил председатель совета директоров и вспомнил один из эпизодов мартовского совещания, на котором были озвучены детали объединения. - После совещания кто-то из журналистов подошел к министру транспорта и спросил: "А что будет с "Домодедово?" Министр транспорта замечательно прокомментировал: "Будут решать его собственники". Я думаю, что, наверное, это правильно".

Сам Каменщик признался, что как и все россияне не зарекается "от тюрьмы". Правда, он уверен в том, что преступлений, за которые его можно посадить, в настоящее время нет. Однако, как полагают эксперты, пресс-конференция топ-менеджера была проведена для того, чтобы обратить внимание общества на возможный передел собственности.

И беспокоиться Каменщик есть о чем. Следствие по уголовному делу о неисполнении требований транспортной безопасности в аэропорту, согласно информации "Коммерсанта", разрабатывает сразу две версии теракта в "Домодедово". Их условно называют "милицейской" и "коммерческой".

По первой версии, террорист проник в аэропорт в тот момент, когда сотрудник транспортной милиции отлучился со своего места.

По второй версии, согласно выводам СКР, способствовать трагедии могли сотрудники аэропорта. Оказалось, что вход в зал в момент совершения теракта перекрывала всего одна рамка-металлоискатель, штатных сотрудников службы авиационной безопасности "Домодедово" не хватало, и даже тех, кто находился на дежурстве, руководство не сумело правильно организовать.

Дмитрий Каменщик проходит по этому делу как свидетель. Более серьезная ответственность ему пока не грозит. Так, по словам официального представителя СК РФ Владимира Маркина, Каменщик, позиционирующий себя как председатель совета директоров аэропорта "Домодедово", объяснил, что является лишь консультантом представительства в РФ оффшорной компании "Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед", зарегистрированной на острове Мэн (в Атлантическом океане - ИФ). Называть истинных владельцев "Домодедово" он отказался. Впрочем, следствие намеревается выйти на них после бухгалтерских экспертиз и других оперативных действий.

По поводу того, что же будет дальше с Каменщиком и "консультируемой" им компанией, существуют разные версии. Как и по поводу того, как связаны между собой теракт и риск рейдерского захвата. Есть, например, безумная версия в духе теории заговоров: "Домодедово" пытались отнять у его нынешних владельцев два крупных олигарха, для чего и был устроен теракт с многочисленными жертвами.

Вряд ли стоит сводить традиционное разгильдяйство, помноженное на безответственность, к таким сложным схемам. Впрочем, другие схемы (с оффшорами и консультантами), наверное, следовало бы чуть-чуть упростить.

И не потому, что в каждом "теплом местечке" должны сидеть "свои". Просто потом может опять оказаться так, что все чем-то владеют, но при этом никто ни за что не отвечает.

Обозреватель Алексей Дружников