Interfax-Russia.ru – Завершены поиски пропавшей в Брянске девочки. Больше 2 тыс. человек почти три недели разыскивали ребенка, кражу которого инсценировали родители, чтобы скрыть его гибель.
Девятимесячная Аня Шкапцова пропала 11 марта, когда ее мама на несколько минут оставила коляску с ребенком без присмотра. В течение почти трех недель полицейские и добровольцы безуспешно искали ребенка в самом Брянске и в близлежащих к нему районах. Точку в деле поставили следователи, доказавшие, что похищение у зоомагазина – всего лишь "спектакль", и все это время родители скрывали истинные причины исчезновения дочери.
Вечером 11 марта из зоомагазина в полицию позвонила мама девочки и заявила о ее похищении. В тот же день в соседнем доме нашли пустую коляску, а немногим позже одна из местных жительниц рассказала полиции, что видела, как коляску, стоящую у зоомагазина, забрали двое неизвестных – мужчина и женщина.
Ежедневно на поиски Ани Шкапцовой отправлялось около 2 тыс. человек, но обнаружить хоть какую-то информацию о местонахождении девочки им не удалось. Зато во время поиска ребенка полицейские раскрыли 22 ранее совершенных преступления, задержали 77 преступников и нашли 110 человек, которые считались пропавшими без вести.
"Было отработано более 1 тыс. 900 населенных пунктов, в которых проверено свыше 39 тыс. домовладений и 2 тыс. квартир, почти 5 тыс. чердаков и подвалов, свыше 760 стройплощадок. Опрошено более 103 тыс. жителей", – рассказал официальный представитель ведомства Валерий Грибакин.
У полиции было несколько версий произошедшего, согласно которым похитить девочку могли психически нездоровые люди, цыгане, женщины, лишенные родительских прав, или один из родителей. По словам уполномоченной по правам ребенка в Брянской области Елены Литвяковой, родители девочки жили раздельно – отец Александр Кулагин работал в Москве, а 19-летняя мать Светлана Шкапцова вместе с дочерью жила в Брянске. Некоторое время назад у девушки появился сожитель, и это могло стать поводом для ссоры супругов.
"Следователи к нам ходят каждый день. На полиграфе проверили всех, в том числе и меня. Мы согласны на все, нам главное найти нашего ребенка. Мы не спим, не едим, мы ждем хоть какой-нибудь информации о нашей девочке. Ее мама сейчас не может ни с кем разговаривать – ей очень плохо. Папа ее обожает. Переживает, видели бы вы его, он места себе не находит!", – рассказала "Интерфаксу" одна из родственниц семьи.
Предполагали, что похитители девочки могли увезти ее в другие регионы России или за пределы страны, поэтому ориентировки на Аню Шкапцову разослали во все субъекты РФ и в страны ближнего зарубежья.
"В поисках было задействовано более 500 сотрудников полиции, сотрудники Следственного комитета, УФСБ, МЧС, пограничной службы, таможни, областной и районной администраций, волонтеры, прибывшие из различных регионов, в том числе из Москвы и Калуги, общественные организации и жители Брянской области", – рассказал замначальника Главного управления уголовного розыска МВД Валерий Красильников.
Тем временем глава городской администрации Сергей Смирнов предложил транслировать ролик о пропавшей девочке на автозаправках и разместить в общественном транспорте информационные листовки с ее данными. Также в Володарском районе (там была похищена Аня Шкапцова) появился баннер с информацией о ребенке.
Как объяснил глава горадминистрации, "принятые меры обращены, прежде всего, к автовладельцам. Многие из них сейчас имеют видеорегистраторы и, возможно, располагают сведениями о случившемся инциденте".
Поиски ребенка продолжались вплоть до 30 марта, когда следователи объявили о раскрытии дела. По их данным, девятимесячная девочка погибла еще 2 марта, а похищение было инсценировано, чтобы скрыть правду.
Еще во время допросов сотрудникам СК РФ показалось странным поведение матери девочки – Светланы Шкапцовой, которая вела себя слишком спокойно и давала противоречивые показания.
"Только после того, как выяснились некоторые подробности, и стало ясно, что девочки уже нет в живых, мать была вызвана на допрос и под тяжестью улик в присутствии адвоката рассказала подробности преступления", – заявил "Интерфаксу" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.
Тем временем в Москве задержали отца девочки Александра Кулагина, которого полиция подозревала в убийстве ребенка. Мужчину доставили в главк, а затем передали брянским коллегам.
В течение двух с половиной недель, пока в Брянске шла поисковая операция, московские полицейские следили за отцом девочки, который работал охранником в одном из научных институтов.
"Видя сообщения в прессе о том, что версии пропажи никак не связаны с ним самим, Кулагин успокоился и начал терять бдительность. Также косвенным подтверждением его возможной причастности стали и особенности его характера, которые были установлены в ходе расследования: следствию было известно, что подозреваемый злоупотреблял алкоголем, проявляя в состоянии опьянения неконтролируемую агрессию", – сообщил "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах, подчеркнув, что задержанный признался в содеянном еще во время допроса в Москве.
По данным следствия, вечером 2 марта супруги поссорились, перебранка переросла в драку. Отец ребенка избил свою жену, а затем выбросил девятимесячную дочь из коляски. В течение суток мужчина не давал матери подойти к ребенку и вызвать "скорую помощь", а вечером девочка скончалась. Ее тело отец увез на такси утром 4 марта, затем, угрожая супруге, предложил ей инсценировать похищение.
"Для того чтобы запутать следы, в ночь с 9 на 10 марта мужчина уехал в Москву и оставил там сотовый телефон. Затем он на автобусе вернулся в Брянск, чтобы самому принять участие в инсценировке", – пояснил представитель СК РФ, отметив, что Кулагин заранее подготовил женскую одежду, очки и парик.
11 марта мать оставила пустую коляску у зоомагазина, а сама зашла внутрь. Тем временем переодетый в женскую одежду отец забрал коляску и бросил ее в соседнем доме. А днем 30 марта Александр Кулагин показал полиции место, где захоронил дочь.
Как убежден глава синодального отдела Русской православной церкви протоиерей Всеволод Чаплин, наказание для убийцы "должно быть таким, чтобы ничего подобного больше не происходило. Общество ожидает для убийцы девочки максимально жесткого наказания". Однако он также отметил, что оценка действий этого человека и соизмеримое им наказание может вынести только суд.
В свою очередь, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов считает, что виновные в гибели ребенка должны быть строго наказаны.
"За убийство с особой жестокостью малышки Ани Шкапцовой ее палач должен расплатиться своей жизнью. Высшая мера по УК - пожизненное заключение", – написал в своем микроблоге в Твиттере Павел Астахов.
Также он предположил, что обвинение может быть вынесено и матери погибшей девочки.
"Если говорить о причинах, то, во-первых, выросло поколение людей, которые были подростками и сформировались как личности в 80-е и 90-е годы. Они не понимают, что такое ребенок, семья и семейные ценности. Нам предстоит серьезно работать, чтобы создать стратегию государственной семейной политики. Тогда лет через пять-десять не будем получать таких выродков. Кроме того, у нас крайне плохо ведется профилактика неблагополучных семей. Это связано и с тем, что очень мало специалистов в органах опеки", – заявил "Интерфаксу" детский омбудсмен. Он также отметил, что гибель Ани Шкапцовой создала страшный прецедент, и вполне возможно, что в случае пропажи ребенка первыми подозреваемыми будут его родители.
Обозреватель Татьяна Кочеткова