Interfax-Russia.ru – Первым шагом на пути к возможному объединению Москвы и Подмосковья станет решение транспортной проблемы. То, что с ней не справиться в одиночку, признал уже и президент.
Взаимное недоверие
В современной России к вопросу об объединении Москвы и области начали обращаться примерно с 1997 года. Москва в год своего 850-летия переживала расцвет и очередной подъем, а область развивалась куда более медленными темпами. Вот почему тогдашний градоначальник Юрий Лужков к идее объединения двух регионов относился отрицательно.
Впрочем, в конце 1990-х мэр высказывался за тесное сотрудничество Москвы и области при самостоятельности обоих субъектов РФ – такое положение Лужкову казалось наиболее оптимальным.
Московский мэр вообще предлагал запастись терпением и наблюдать как разовьется ситуация в дальнейшем. Лужков не исключал, что "когда-нибудь в сверхотдаленном будущем" объединение Москвы и области станет необходимостью. А пока, мол, не нужно настраивать жителей российской столицы, Подмосковья и всех россиян на те проблемы, которые не являются первостепенными.
Аналогичной позиции придерживались и губернаторы Подмосковья – что Анатолию Тяжлову, что сменившего его в 2000 году Борису Громову, объединение не сулило никаких выгод. По мнению Громова, такое объединение породило бы вообще "плохоуправляемого монстра".
Идеей объединения воодушевляла, пожалуй, лишь демократов второй волны. Так, например, Сергей Кириенко, будучи претендентом на кресло столичного градоначальника в конце 1999 года, высказывался за объединение, но признавался, что за один день решить этот вопрос не удастся.
Вновь обсуждать эту тему начали в начале "нулевых", когда сразу в нескольких регионах начался процесс укрупнения. Однако, если Громов стоял на прежних позициях, то Лужков уже колебался. Еще в 2003 году он был против, а в 2006 году – уже "за". "Это единая экономическая система и вполне возможно говорить об объединении в единый субъект Федерации Москвы и Московской области", - заявлял в мае 2006 года Лужков радиостанции "Русская служба новостей".
По мнению экс-мэра, также возможно говорить и об объединении Санкт- Петербурга и Ленинградской области. "Это вещь во многих отношениях полезная. Но только Москва – субъект Федерации, который в экономическом плане дает порядка 20-25% взносов в бюджет страны от того, объема, который дают все регионы", - сказал Лужков.
По-видимому, предсказанное Лужковым "сверхотдаленное будущее" уже наступало.
Слово за главным
Лужков считал, что такое объединение может состояться, если будет соответствующая государственная воля. Интересно, что тогдашний президент Владимир Путин благоразумно не вмешивался в обсуждение, считая все слова лишь личным мнением тех, кто их произнес.
В то же время проведенные ВЦИОМ в июне 2006 года опросы общественного мнения показывали, что среди жителей Московской области большинство выступало за объединение (66%, "против" – 17%), но среди москвичей более половины были против такого слияния – 57%, за – 28%.
Многие тогда усмотрели в таком возможном слиянии параллели с объединением ФРГ и ГДР: когда более сильный экономический сосед берет на себя все беды и трудности более слабого. Именно поэтому москвичам не нужна была такая "нагрузка", а жители Подмосковья напротив – нуждались в поддержке.
Властям Подмосковья такое объединение принесло бы только политические потери – поэтому они выражали сомнение в целесообразности такого развития событий.
После смены власти в Москве в сентябре 2010 года Громов поспешил заявить, что объединение было исключительно идеей Лужкова и даже больше – его супруги.
Действительно Елена Батурина горячо поддерживала такое объединение. В 2008 году она даже дала интервью "Российской газете", где подробно изложила, какие выгоды сулит такая интеграция.
В частности, возможным механизмом объединения она видела перераспределение полномочий между федеральным центром и двумя регионами, превращение Москвы в глобальный город. Главную координирующую роль в этом процессе Батурина усматривала за правительством РФ.
В самом объединении жена Лужкова видела следующие плюсы – вывоз промышленных зон за пределы Москвы, и, как следствие, освобождение более 30 млн кв. м. площадей под строительство жилья и рекреационные зоны. При объединении Москвы с областью в теории упала бы и стоимость социального жилья – что дало дополнительный стимул развитию подмосковных городов.
Другим плюсом, по мысли Батуриной, стало бы решение транспортной проблемы (транспортные системы двух регионов довольно сильно отличаются по пропускной способности, что вызывает трудности при пересечении административных границ и подъезде к ним), и "обогрев" Подмосковья, за счет резервов тепловой энергии, вырабатываемых в Москве.
Интересно, что спустя пару лет вопрос, поднятый четой Лужковых, действительно вновь возник на повестке дня. Оба региона медленно начали движение к более плотному взаимодействию, а по сути – к интеграции.
Область повышенного внимания
Несмотря на то, что еще в ходе консультаций с кандидатом на пост мэра Сергеем Собяниным, представители политических партий заявляли, что вопрос объединения не является первоочередным, первые шаги новоизбранный градоначальник сделал именно в этом направлении.
По крайней мере, стало ясно, что вопросы жизни Москвы без учета Подмосковья рассматриваться не будут. Например, в решении пресловутой транспортной проблемы совместное участие руководства двух субъектов предусмотрел президент Дмитрий Медведев и пообещал, что будет держать ситуацию под контролем.
Собянин, например, ранее высказывал мысль о том, чтобы продлить московское метро в Московскую область. Однако позднее признал, что таким способом проблему уже не решить – линии метро и так перегружены.
По мнению нынешнего мэра, в краткосрочной перспективе решению транспортной проблемы помогло бы развитие пригородного железнодорожного сообщения с областью. Как признается Собянин, "это большой резерв, который можно быстро задействовать для развития транспорта". В долгосрочной перспективе Собянин делает ставку на строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), что опять-таки без взаимодействия с областью невозможно.
С ним согласны и в правительстве области. Так подмосковный министр транспорта Петр Кацыв тоже отмечает, что проблема "пробок" – общая для Москвы и Московского региона. По его мнению, необходимо активизировать работу по выводу таможенных и логистических складов из столицы в районы прилегания ЦКАД.
"Давно созрела идея создания единого межрегионального центра организации дорожного движения с полномочиями по согласованию транспортных схем на всех дорогах – и местных, и федеральных. Этот центр смог бы оперативно регулировать транспортные потоки с применением интеллектуальных транспортных систем", - отметил министр.
"Что касается перспектив, то здесь в первую очередь нам необходимо обеспечить увеличение пропускной способности головных участков автомагистралей и транспортных развязок на МКАД за счет их реконструкции, - сказал Кацыв. – Радикально решить проблему пробок помогла бы новая окружная трасса ЦКАД, которая сыграет огромную роль в сокращении транзитного потока в направлении столицы, разгрузит МКАД" - подчеркнул он.
По мнению нового московского мэра, к транспортным проблемам во многом приводит отсутствие координации движения автотранспорта между Москвой и Московской областью. "Из 18 магистральных дорог, которые ведут из Москвы в Московскую область и обратно, только семь имеют одинаковую пропускную способность. Это означает, что большая часть из них была построена в никуда, без должной координации", - подчеркнул он. Мэр Москвы признал, что "расшивка этих узких мест обойдется дорого, но это придется делать".
"Координация" – похоже, ключевое слово в ближайшем общении Москвы и Подмосковья. В частности, уже известно, что генеральные планы развития двух регионов в скором времени будут состыкованы и скоординированы. И так будет, по-видимому, везде, где пересекаются интересы двух субъектов РФ.
Все минусы отсутствия подобной координации показало нынешнее лето. Для тушения горящих торфяников у Подмосковья не хватало ресурсов, а Москва беспомощно изнывала от жары и пришедшего смога – не в силах помочь ни соседу, ни себе.
Само объединение двух субъектов вряд ли состоится в ближайшие два года, но сотрудничество будет нарастать, считают эксперты. Интеграция, близкая к объединению, не исключена в течение ближайшего десятилетия, однако ход ей дадут не раньше 2012 года. Во-первых, затевать столь масштабные перемены в самом сердце страны под президентские выборы не захочет никто. Во-вторых, срок полномочий губернатора Подмосковья Громова истекает лишь в мае 2012 года – а он, как уже ясно из вышеизложенного, "горячий противник" объединения.
Одна из самых заметных проблем, которую может таить в себе такое объединение для остальных россиян – усиление привлекательности всего московского агломерата. И это, как ни странно, негативно скажется на развитии соседних регионов, которые и так лишены прелестей нормального роста. В Москве и так сконцентрированы все мыслимые ресурсы, а подобная интеграция вряд ли приведет к столь необходимой в этом случае децентрализации, скорее всего наоборот, предостерегают аналитики.
Так что в очередной раз в истории России от решения дальнейшей судьбы Москвы зависит судьба страны. Пусть и не совсем пока в явном виде.
Обозреватель Алексей Дружников