Interfax-Russia.ru – Полторы недели прошло с момента падения Як-42 под Ярославлем, но однозначного ответа о причинах катастрофы до сих пор нет. Тем временем СМИ предлагают свои версии причин гибели лайнера.
Полторы недели со дня гибели Як-42 под Ярославлем, унесшей жизни 44 человек, помогли взглянуть на ситуацию по-новому. Сейчас важно понять, что именно помешало самолету вовремя оторваться от земли.
7 сентября в километре от аэропорта "Туношна" Ярославской области разбился Як-42, на борту которого находились члены ярославской хоккейной команды "Локомотив", направлявшиеся на игру в Минск. Всего на борту было 45 человек, из которых выжил лишь бортинженер Александр Сизов.
"После отрыва от ВПП самолет не смог набрать безопасную высоту, столкнулся с антенной маяка, расположенной за полосой, столкнулся с землей и загорелся", - сообщил "Интерфаксу" представитель "Росавиации".
По словам источника в аэропорту "Туношна", при взлете самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, поднялся над землей на несколько метров, задел своими шасси ближний привод и начал падать.
Уже на следующий день после трагедии появились предположения о наиболее вероятных причинах авиакатастрофы. Из этого перечня практически сразу исключили версию перегрузки машины – на борту было всего 45 человек при максимальной вместимости судна в 120 человек. И плохие погодные условия также были исключены, поскольку 7 сентября в Ярославской области была солнечная погода и слабый ветер. Наиболее вероятными причинами ЧП назывались ограничения на ВПП аэропорта, некачественное авиационное топливо, ошибка пилота и отказ техники.
7-8 сентября в Ярославле должен был пройти Мировой политический форум, поэтому все службы не только в городе, но и аэропорте, который готовился принимать самолеты с участниками мероприятия, были усилены. В эти дни даже местные жители были вынуждены отказаться от привычного течения жизни – на время форума им рекомендовали воздержаться от поездок на личном транспорте.
Тогда некоторые предположили, что проблемы при взлете могли возникнуть из-за ограничений на ВПП аэропорта, связанных с прибытием в Ярославль большого количества VIP-рейсов. Эту версию опроверг директор аэропорта "Туношна", где потерпел крушение Як-42. По его словам, заправка и взлет самолета хоккеистов происходили без спешки, поскольку в расписании аэропорта не было других рейсов, которые могли как-то влиять на время и условия отправки борта ярославского "Локомотива".
"Никакой суеты не было. После прибытия борта в "Туношну" у него было два часа на заправку и подготовку к полету. В плане стояло время 16:00, в 16:01 он уже вылетел", - заявил гендиректор аэропорта "Туношна" Олег Кочанов "Интерфаксу". Он также сообщил, что протяженность взлетно-посадочной полосы аэропорта составляет в общей сложности 3 км. Точка, с которой стартовал самолет, располагалась более чем в 2,8 км от ее края - этого было достаточно, чтобы благополучно взлететь.
По словам гендиректора "Туношны", топливо, которым заправлялся самолет, также не могло послужить причиной крушения, поскольку 7 сентября несколько самолетов, заправленных в ярославском аэропорту, благополучно приземлились в местах назначения. Как позже сообщили "Интерфаксу" в "Росавиации", горючее с самолета Як-42 соответствовало всем требованиям – это показал предварительный анализ бортового самописца.
Об опытности экипажа рассказал министр транспорта РФ Игорь Левитин. По его словам, капитан был пилотом первого класса и отлетал на погибшем Як-42 1500 часов, второй пилот - свыше 400 часов.
"Этого опыта пилотам было достаточно для выполнения профессиональных обязанностей", - сообщили "Интерфаксу" в "Росавиации".
Тем временем газета "МК", ссылаясь на источники, сообщила, что пилот мог не отключить стояночный тормоз, что и привело к падению.
"Как оказалось, к трагедии привела банальнейшая ошибка пилотов, которую автомобилисты называют "ошибкой блондинки": они забыли отключить стояночный тормоз", - сообщил изданию близкий к расследованию источник в авиапроме. Эту версию приняли и другие СМИ, однако специалисты призывали не торопиться с выводами.
"Было ли это на самом деле, можно определить по следам на взлетно-посадочной полосе. Представьте, колеса заторможены, три двигателя работают в максимальном режиме, самолет весит около 40 тонн. Должен был остаться след, если был включен стояночный тормоз", - сообщил "Интерфаксу" летчик-испытатель Магомед Толбоев.
В свою очередь, источник в авиационных кругах, близкий к расследованию авиапроисшествия, сообщил "Интерфаксу", что эта версия не подтверждается.
"Нигде в параметрических самописцах не проходит информация о том, что такая ситуация была. И версия о том, что неотключение стояночного тормоза стало причиной авиакатастрофы, ничем не подкреплена", - отметил источник. Он пояснил, что в случае неотключения пилотами стояночного тормоза у самолета, "скорее всего, еще до начала разгона разрушилась бы стойка шасси, и взлететь бы он не смог".
На встрече с журналистами заместитель министра транспорта Валерий Окулов сообщил, что на взлетно-посадочной полосе не было следов торможения самолета, а для старта было достаточно места. Из этого в министерстве сделали вывод, что версия с неотключенным стояночным тормозом по меньшей мере несостоятельна.
Сразу после крушения Як-42 выяснилось, что незадолго до его последнего рейса на самолете заменили один из трех двигателей. Учитывая слова очевидцев, которые говорили, что перед падением самолет сильно накренился на левый борт, эту версию заочно назвали главной. Впрочем, подтвердить или опровергнуть ее могли только специалисты, изучившие состояние погибшей машины.
17 сентября на сайте Межгосударственный авиационный комитет (МАК) было опубликовано заключение, согласно которому во время разгона Як-42, когда машина уже должна была оторваться от земли, что-то помешало ей подняться в воздух, самолет выехал за пределы ВПП на 400 метров.
"После отрыва самолета от земли произошло его столкновение с антенной системой курсового радиомаяка. Максимальная высота, которую набрал самолет, - 5-6 метров. В дальнейшем последовало интенсивное кренение самолета влево и его столкновение с препятствиями и землей", - сообщили в комитете.
Эксперты МАК установили, что "несмотря на выход двигателей на взлетный режим, темп роста скорости существенно замедлился, что может быть объяснено появлением дополнительной силы торможения". Величину этой силы установят с помощью математической модели и натурного эксперимента, который планируется провести на самолете-аналоге в ЛИИ им. М.М.Громова. Данных "черных ящиков" оказалось недостаточно для объяснения причин трагедии, и чтобы поставить точку в этом деле, комиссия назначила новые экспертизы.
Череда авиакатастроф заставила правительство ужесточить требования к пассажирской авиации. Тогда только ленивый не объявил причиной участившихся аварий устаревшую технику. Но по словам исполнительного директора Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Сергея Чернышева, практически ни один фатальный случай из тех, что произошел за последние несколько лет, не связан с техническим состоянием самолетов.
"Наши самолеты были, являются, и, я уверен, будут наиболее безопасными и эффективными", - подчеркнул он. По его мнению, первопричину нужно искать в человеческом факторе.
"Это вопрос лучшего обучения летчиков, это вопрос создания нормальной системы поддержки летных экипажей, чтобы они нормально отдыхали, чтобы у них была нормальная зарплата. Эти вещи, я уверен, можно поправить", - считает эксперт.
Своеобразным подтверждением его слов стал вывод МАК о причинах авиакатастрофы в Петрозаводске 21 июня 2011, в которой погибло 47 человек. По данным МАК, причиной крушения стало несколько факторов. Во-первых, прогноз погоды и данные о фактической погоде над аэродромом Петрозаводска, переданные за 30 и за 10 минут до приземления, не соответствовали действительности. Во-вторых, как выяснила экспертиза, штурман самолета был пьян. Однако при выполнении захода на посадку командир судна следовал указаниям штурмана, при этом второй пилот фактически "устранился" от управления воздушным судном в конце аварийного полета. Все это помешало экипажу адекватно оценить ситуацию, принять решение об уходе на второй круг, и лайнер оказался ниже установленной безопасной высоты. Вследствие чего самолет столкнулся сначала с деревьями, а потом с землей.
Тогда президент России Дмитрий Медведев поручил Минтрансу проанализировать вопрос о выводе Ту-134 из эксплуатации с 2012 года, хотя лайнер потерпел крушение не из-за неисправности.
Можно долго предполагать, что случилось с Як-42, и он не смог вовремя оторваться от ВПП, но в этом деле важно найти главную причину, которая привела к трагедии. Ведь только так мы сможем избежать ее повторения.
Обозреватель Татьяна Кочеткова