Interfax-Russia.ru – Издевательства над детьми в Свято-Боголюбском монастыре вновь стали достоянием гласности. Ситуацией заинтересовались прокуратура, СКП, Общественная палата и РПЦ.
Побег из монастыря
Вокруг приюта, расположенного в Суздальском районе Владимирской области при Свято-Боголюбовском женском монастыре, разгорается очередной скандал. Напомним, что неблаговидная история началась с письма сбежавшей прошлой осенью 17-летней воспитанницы приюта Вали Перовой президенту и патриарху. В письме она жаловалась на жестокое обращение со стороны монахинь.
Тогда сообщение об этих фактах были преданы гласности и ситуацией, сложившейся вокруг приюта, занялась специальная комиссия, назначенная патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Члены комиссии побывали в монастыре и приюте, побеседовали как со взрослыми, так и с детьми.
Со своей стороны ответственная за православный приют при Боголюбовском женском монастыре под Владимиром матушка Антония называла ложными обвинения в адрес учреждения.
"Никто детей не порол. (…) Просто девушкам, которые покинули монастырь, надо чем-то оправдать свой уход", - заявляла управляющая приютом в интервью газете "Московский комсомолец".
Однако бывшая воспитанница монастырского приюта по имени Ева рассказала в публикации того же издания, что жила с Перовой в одной комнате и тесно с ней общалась. "Рассказ о побоях - не выдумка. Нас на самом деле пороли ремнем, до кровоподтеков. Причем перед приходом комиссии стегали так, чтобы следы ни в коем случае не остались на лице и кистях рук, где их можно было бы заметить", - утверждает девочка.
Комиссия, однако, не нашла подтверждения словам девушек. Как заявлял глава Информационного отдела Русской православной церкви Владимир Легойда, не все то, о чем говорится, "находит свое подтверждение".
Инцидентом с двумя послушницами, покинувшими Свято-Боголюбский монастырь, заинтересовались Следственный комитет при прокуратуре России и Общественная палата РФ. В письме на имя патриарха Московского и всея Руси Кирилла глава комиссии ОП РФ по контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы, адвокат Анатолий Кучерена высказался за совместное расследование ситуации в этом монастыре.
"Главная наша цель - объективно разобраться в том, что произошло в приюте при Боголюбовском женском монастыре, и оградить церковь от необоснованных нападок", - заявлял "Интерфаксу" Кучерена.
Члены комиссии также побывали в монастыре и приюте, побеседовали со взрослыми и с детьми, однако также не нашли особых нарушений. Представители Общественной палаты пришли к выводу, что рассказывая о жизни обители Перова не совсем точно излагала суть происходящего в монастыре. Так, после встречи с воспитанницей Кучерена рассказывал, что основным мотивом, который побудил ее написать обращение, стало недовольство работой некоторых воспитателей.
Между тем психолог отделения медико-социальной помощи детям и подросткам Инна Баушева, наблюдающая Перову в московском приюте, отмечала, что спустя месяц после побега воспитанницы в ее показаниях каждый раз прослеживается очень четкое описание событий. "Психологическая экспертиза показала: у девушки нет тенденции к преувеличению", - отмечала психолог.
Вместе с тем после проверки СКП РФ принял решение не возбуждать уголовное дело. Как рассказывал "Интерфаксу" официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин, ряд воспитанниц, в том числе и родные сестры Перовой, "высказались о явном преувеличении приведенных в обращении обстоятельств, объясняя это нежеланием воспитанницы проживать в монастыре и возвращаться после побега".
В то же время глава Следственного комитета Александр Бастрыкин в связи с ситуацией в Боголюбово предложил законодательно гарантировать соблюдение прав несовершеннолетних, которые содержатся в монастырских приютах. Соответствующее письмо глава ведомства направил в адрес председателя Государственной думы, министра образования и науки РФ, Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка и в Общественную палату России.
В ноябре 2009 года комиссия Московской патриархии по изучению ситуации в Боголюбовском монастыре обнаружила педагогические ошибки, а также констатировала "ряд принципиальных ошибок в организации жизни детей, пребывающих при монастыре". Руководству обители были даны рекомендации по исправлению сложившейся ситуации. При этом комиссия, изучив реальную обстановку в обители, не смогла подтвердить значительную часть фактов, которые Перова изложила в своем заявлении.
Проверку приюта при Свято-Боголюбовском женском монастыре проводила и созданная постановлением губернатора Владимирской области Николая Виноградова рабочая группа, в состав которой вошли представители департаментов образования, здравоохранения и соцзащиты обладминистрации, а также Владимирской епархии, УВД области и Роспотребнадзора. По данным комиссии в приюте проживали 46 несовершеннолетних, из которых 24 жили при монастыре вместе с родителями, на 12 было оформлено опекунство на имя настоятельницы монастыря матери Георгии (Нины Курчевской), а 10 детей, оказавшихся на территории монастыря, вообще не имели законных представителей.
В декабре, по итогам деятельности рабочей группы настоятельницу обители лишили права опекунства в отношении содержащихся в приюте. Однако факты жестокого обращения монахинь с обитателями приюта, которые были изложены в письме бывшей воспитанницы приюта, также не подтвердились. И все же часть детей из Боголюбова была переведена в суздальскую епархиальную школу-пансион и почти на год все забыли о владимирской обители.
По второму кругу
Между тем на днях в СМИ вновь появились сообщения о том, что из Свято-Боголюбского монастыря Владимирской епархии сбежали воспитанницы. Девочки утверждают, что в монастыре с ними грубо обращались, подвергали побоям, а для воспитания мужества показывали фильмы о чеченских боевиках. Четыре дня сбежавшие воспитанницы находились в школе, руководителем которой является благочинный Суздальского округа священник Виталий Рысев. Он и рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" о том, что, по словам школьниц, происходило в обители.
"Это было страшно. Это было очень жестко и жестоко. У них возникло чувство вины перед Валей Перовой, потому что они-то обманывали, а она говорила правду, но за этот год (…) у них возникло твердое решение обязательно рассказать правду, чтобы никогда такого не повторялось, чтобы детей не мучили", - рассказал отец Виталий. По его словам, детей в наказание за проступки морили голодом, при этом в пример им приводили "мужество и решительность" ваххабитов.
По данным священника, девочки никогда не ели мяса, зато молились ночью и рано утром: "У них все время был прерванный сон, им все время хотелось спать", причем в ночной молитве воспитанницы просили "об избавлении от иудейского ига". "Неканоническая, написанная не известно кем молитва, но, тем не менее, ради нее ночью их поднимали", - рассказал отец Виталий.
Интересен также тот факт, что кроме насельниц, по его словам, в монастыре живут молодые мужчины, которые занимаются военной подготовкой. К ним приезжал клирик Грузинской церкви, известный своей борьбой с ИНН, отец Рафаил (Берестов), которого их тренировки "порадовали". Он предсказывал монастырским обитателям мировую войну, но уточнил, что "бояться не надо", потому что, несмотря на то, что "у нас нет еще самолетов и ракет, ангелы будут сбивать вражеские ракеты и самолеты, и враг сразу увидит силу молитвы".
"Последнее время им стали приводить в пример ваххабитов как людей тоже близких, потому что они борются против мирового сионизма, против глобализма, люди решительные и мужественные. Большое внимание уделяли рукопашному бою и другим моментам", - сказал отец Виталий. Детям же, продолжил он, показывали фильмы про чеченских боевиков. "Я этого не видел, но понимаю, что такое воспитание осуществляется, они в этом плане очень много работали", - отметил священник.
Он сравнил методы "боголюбовцев" с методами воздействия тоталитарных сект: они практикуют лишение собственности, лишение документов, изоляцию от общества и от всех средств массовой информации, обработку средствами НЛП (нейролингвистического программирования - ИФ) и постоянное лишение сна. "В таком состоянии человек легко внушаем. Но они ("боголюбовцы" - ИФ) формально пока являются частью Православной церкви", - заметил священник.
Кстати, по его данным, восемь девочек до сих пор находятся в боголюбовских скитах "без надлежащего образования, где проводятся те же самые опыты по их религиозному воспитанию".
В свою очередь и мама одной из воспитанниц Свято-Боголюбского монастыря рассказала газете "Известия", что несовершеннолетние воспитанники довольно часто подвергались жестокому обращению.
"Очень часто из комнаты воспитателя доносился плач детей, их били ремнем, у многих были отпечатки ремня на ногах и руках", - сообщила Раиса Лойко. По ее словам, на ее глазах дети в качестве наказания выполняли по 300 и даже по 500 поклонов, с раннего утра и до позднего вечера работали на полях.
Сама девочка рассказывает, как ее заставили съесть кружку соли, били ремнем - 103 раза подряд, лишали еды и сна за малейшие провинности. Одна из воспитанниц получила травму позвоночника - монахиня тяпкой подгоняла девочку, считая, что та может работать и пошустрее.
Новое расследование
К расследованию обстоятельств вновь подключились прокуратура, СКП и Общественная палата. "Мы попытаемся этот вопрос проработать и разобраться, что там случилось. Возьмем на контроль, попытаемся включиться в ситуацию", - заявила "Интерфаксу" член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования Любовь Духанина.
По ее мнению, "закрытость любой системы может в какой-то момент стать пагубной". "Такое отношение к детям недопустимо. Ситуация возможного насилия психологического и физического рассматривается как неадекватная для ребенка", - подчеркнула собеседник агенства.
Со своей стороны проверку по сообщению СМИ о жестоком обращении с детьми в Свято-Боголюбском женском монастыре начал СКП. Так, следственные органы Следственного комитета по Владимирской области организовали две проверки: по заявлениям бывших воспитанниц монастыря 16-летней и 17-летней девушек о незаконном их удержании на территории монастыря; а также по размещенным в СМИ материалам о нарушении прав трех несовершеннолетних.
По поводу других сведений, изложенных в СМИ и в заявлениях бывших воспитанниц монастыря, материалы выделены в отдельное производство и направлены для проверки в органы внутренних дел Суздальского района.
К расследованию ситуации в монастыре подключился и уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов. "Мы не только взяли это дело на контроль, для проведения независимого расследования я направил в Суздаль и в Свято-Боголюбский монастырь своего советника. Аппаратом уполномоченного будет проведено тщательное независимое расследование, свои выводы мы обнародуем после проведения проверки", - приводятся слова Астахова в сообщении на сайте омбудсмена.
А были ли дети?
Однако в Свято-Боголюбском монастыре опровергают информацию о жестоком обращении с детьми. "Официально приют Свято-Боголюбского монастыря уже давно закрыт, никаких детей на его территории нет, информация про жестокое обращение с воспитанниками - ложь и клевета", - сообщила в эфире радио "Эхо Москвы" инокиня Антония (Давидковская), ответственная за пребывание несовершеннолетних детей в бывшем приюте Свято-Боголюбского монастыря.
По ее мнению, "кому-то нужно поднятие скандала, чтобы вспомнить события прошлогодней давности". "Хотя все было доказано, несколькими комиссиями проверено, что никаких мер к детям не применялось, никаких жестокостей по отношению к несовершеннолетним не было. Просто кто-то работает против монастыря и Православной церкви в целом", - полагает она.
По словам инокини Антонии, "дети уже в прошлом году практически все выехали из обители, а в этом поступило распоряжение, чтобы приют закрыть".
Между тем благочинный (руководитель) Суздальского округа Владимирской епархии священник Виталий Рысев не согласен с утверждениями инокини о том, будто в обители нет детей. "Кто же тогда 3 октября совершил побег? В монастыре оставались три воспитанницы 11 класса и две из них 3 октября сего года бежали из этого приюта прямо в отделение милиции, дали все показания, все это было записано, далее органами опеки они были переведены в нашу школу. Поэтому, по крайней мере, 3 октября там было три воспитанницы", - сказал отец Виталий корреспонденту "Интерфакс-Религия".
Кроме того, священника, "очень интересует" судьба восьми маленьких девочек от 7 до 12 лет, которых, по решению комиссии, в прошлом году направили на обучение в епархиальную школу, но потом "взяли на каникулы и в школу не вернули". "По заявлениям, они официально находятся на семейном обучении. На самом деле никакого домашнего обучения быть не может, потому что домов у их родителей нет, они давно их продали и пожертвовали монастырю. Они обращаются к нашим старшим детям с просьбой их вызволить, потому что находятся они в различных скитах", - говорит отец Виталий. Священник пояснил, что "скиты" - это в данном случае различные частные дома, приобретенные благотворителями монастыря для использования обителью, и выразил надежду, что через некоторое время девочек все-таки удастся найти.
Относительно распоряжения о закрытии приюта, упомянутого игуменьей Антонией, благочинный заявил, что "юридически приюта в Боголюбово не было никогда, хотя он и существовал", и "за 11 лет его работы оттуда сбежало более сорока детей, но юридически он никогда не регистрировался, действовал с полного попустительства органов отдела образования епархии, не имея ни единого разрешительного документа".
"Поэтому если доводить логику матери Антонии до конца, то приюта не было никогда, но реально он существовал и приносил немалые беды, трагедии, и это уже предмет разбирательства правоохранительных органов", - считает священник.
По вновь открывшимся обстоятельствам
Сейчас в Московской патриархии заново проверяют обстоятельства содержания детей в Боголюбово. Между тем, как рассказал корреспонденту "Интерфакс-Религия" заместитель управляющего делами Московской патриархии игумен Савва (Тутунов), сейчас проверка осложняется тем, что дети находятся вне стен монастыря.
"То, что можно предположить из текущей ситуации, это то, что дети продолжали проживать уже не в самом монастыре, и не в его официальных скитах, а в частных домах вокруг обители, которые, судя по всему, купили почитатели монастыря, духовные чада отца Петра (Кучера). Это частная собственность, у нас, конечно же, нет ни доступа, ни возможности провести проверку", - сказал игумен.
Так называемые "скиты" в Боголюбово, откуда убежали дети, не являются церковными структурами, говорит и глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда. По его словам, важно понимать, что речь идет о частных домах, которые не значатся в официальных документах Владимирской епархии. "Это, повторяю, просто частные жилища, хозяева которых почему-то считают их маленькими монастырями - скитами", - подчеркнул он.
При этом, по его мнению, "очевидно, что у епархии нет возможности влиять на условия жизни людей в частных домах, не являющихся епархиальными структурами". "Именно поэтому важно, чтобы была проведена тщательная проверка всех новых данных, полученных от детей, которые содержались, насколько я понимаю, именно в "скитах", - говорит представитель Церкви.
Со своей стороны профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев обращает внимание на то, что Боголюбский монастырь "является таким протосектантским образованием внутри православной церкви". "Идеология, которая живет в главах тамошних насельников и руководителей, это идеология, которая сродни идеологии бывшего епископа Диомида или же тех несчастных, которые закопали себя живьем в пещерах под Пензой два года назад. И вот такая же идеология и здесь. Люди ждут конца света, с их точки зрения правит антихрист, а тот, кто этого не признает, тот сам свидетельствует себе, что он слуга антихриста", - заявил программе "Вести" Кураев.
Действительно, монашество предполагает суровый образ жизни - удаление от мира, посты, непростые условия существования. Но если верить воспитанникам Свято-Боголюбского монастыря, то тягот на их долю выпало больше, чем иным мученикам. На днях по распоряжению правящего архиерея Владимиро-Суздальской епархии РПЦ архиепископа Евлогия в скандальном монастыре прекращено всякое пребывание несовершеннолетних детей - даже с родителями. Это стало реакцией на публикации СМИ и на проверки по жалобам на жестокое обращение с детьми в монастыре, которые начали проводиться СКП, Общественной палатой РФ, детским омбудсменом и Московской патриархией.
Обозреватель Анастасия Николаева