Центр / Точка зрения 12 апреля 2010 г. 12:36

Новые жертвы Катыни

Interfax-Russia.ru – В авиакатастрофе под Смоленском погибли 96 человек, включая президента Польши Леха Качиньского, десятки высокопоставленных польских чиновников и общественных деятелей.

Приземления борта "номер один" Польши с главой государства, его супругой и многочисленной делегацией ждали в аэропорту "Северном", расположенном в районе пригорода Смоленска – Печерска, около 11 утра субботы. Делегация должна была принять участие в памятных мероприятиях, посвященных 70-летию расстрела польских офицеров в Катыни. Как сообщал Interfax-Russia.ru, 7 апреля у мемориала в Катыни встречались премьеры России и Польши Владимир Путин и Дональд Туск. Лех Качиньский еще полтора месяца назад заявил, что посетит Катынь с отдельной делегацией тремя днями позже.

Кроме президента Польши и его супруги Марии на борту самолета, вылетевшего из Варшавы ранним утром в субботу, находились: глава Национального банка Польши Славомир Скшыпек, экс-министр обороны и кандидат в президенты Польши Ежи Шмайдзиньски, последний президент республики в изгнании Рышард Кочаровский, начальник президентской канцелярии Владислав Стасяк, начальник генерального штаба Франтишек Гонгор, директор совета охраны памяти борьбы и мученичества Анджей Пшевозник, заместитель главы МИД Польши Анджей Кремер, другие видные общественные и политические деятели Польши.

Туман к моменту катастрофы усилился

Ту-154, раскрашенный в национальные польские цвета, показался вблизи аэровокзала примерно в 10:50 мск. Перед этим он трижды пытался зайти на посадку. Как говорят очевидцы, на четвертый раз воздушное судно все-таки вынырнуло из густого тумана, но на неожиданно низкой высоте. Те, кто находились в тот момент в аэропорту, утверждают, что видимость была необычайно низкой – не более 100 м. "В это утро я дежурил, - рассказал газете "Коммерсант" бывший бортмеханик, ныне охранник автостоянки, примыкающей к аэродрому "Северный". – Туман к 10 часам утрам как будто даже заметно усилился. Плюс вокруг территории аэродрома горела сухая трава, и белый дым еще больше ухудшил видимость".

До последнего было неясно, дотянет ли президентский самолет до взлетно-посадочной полосы. Еще один свидетель происшедшего рассказал "Интерфаксу", что борт не дотянул до аэропорта немногим более 500 метров. "На высоте примерно 20 метров лайнер президента Польши задел верхушки деревьев и развалился на части", - сказал собеседник агентства. Самолет сначала зацепил шасси макушку высокого дерева, после чего резко "завалился" на бок. Падение было неизбежным...

В УВД по Смоленской области "Интерфаксу" сообщили, что после соприкосновения с деревьями фюзеляж самолета развалился на несколько частей, рухнул в лесополосу и загорелся. Пожарные и спасатели прибыли на место катастрофы уже через три минуты. Всего в ликвидации последствий аварии самолета участвовали 1089 человек и 132 единиц техники.

Точное количество людей, которые сели на этот борт в Варшаве, не могли определить до вечера субботы. Различные источники говорили то о 88, то о 132 людях. Все источники сходились в одном – выжить не удалось никому. Ближе к вечеру МЧС России опубликовало на своем сайте список жертв, а также назвало точное их число – 96. Скорбный список возглавляли президент Польши Лех Качиньский и его жена.

Когда пожар потушили, начали искать бортовые самописцы. Первый нашли практически сразу, второй – около пяти часов вечера. Специалисты заявили, что повреждения "черных ящиков" незначительны, а значит расшифровки долго ждать не придется. Расшифровка записей, как сообщили представители Межгосударственного авиационного комитета (МАК), будет проводиться при непосредственном участии польских экспертов.

Удалось обнаружить и все тела погибших. В воскресенье двумя вертолетами их доставили в Москву. Прибыли в столицу России и 132 родственника тех, кто находился на борту разбившегося лайнера. Как говорят в Минздравсоцразвития, процедура опознания займет от двух до трех дней. Вероятно, большую часть жертв катастрофы придется идентифицировать с помощью ДНК-экспертизы, так как по предварительным оценкам экспертов, визуально опознать можно лишь около пятой части погибших...

Расследование на высшем уровне

Первые лица России были немедленно проинформированы о случившемся. Президент РФ Дмитрий Медведев и глава российского правительства Владимир Путин направили соболезнования польскому народу и руководству Польши.

"С глубоким и искренним потрясением и сопереживанием я, как и все граждане России, воспринял сообщение о происшедшей трагедии – гибели в авиакатастрофе под Смоленском президента Республики Польши Леха Качиньского и его супруги, членов многочисленной польской делегации, направлявшейся на поминальное мероприятие в Катыни", - говорилось в соболезновании президента России, направленном маршалу польского сейма Брониславу Коморовскому, который по польской конституции временно будет исполнять обязанности главы государства до проведения досрочных президентских выборов.

В своем послании Медведев сообщил о том, что распорядился "провести тщательное расследование катастрофы при полном и теснейшем взаимодействии с польской стороной". "В России разделяют скорбь и траур Польши", - заявил президент РФ. Он попросил передать "самые искренние соболезнования польскому народу, слова сострадания и поддержки родным и близким погибших".

Как сообщил в свою очередь журналистам пресс-секретарь главы российского кабинета министров Дмитрий Песков, Владимир Путин "позвонил премьер-министру Дональду Туску и выразил ему и в его лице всему польскому народу соболезнования в связи с трагической авиакатастрофой под Смоленском".

Вечером Туск прилетел в Смоленск, и премьер-министры России и Польши возложили цветы на месте катастрофы…

По распоряжению Дмитрия Медведева Путин возглавил государственную комиссию по установлению причин катастрофы. В эту комиссию вошли вице-премьер РФ Сергей Иванов, министр транспорта Игорь Левитин, председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, министр иностранных дел Сергей Лавров, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, глава МЧС РФ Сергей Шойгу, первый заместитель Генерального прокурора, председатель следственного комитета Генеральной прокуратуры РФ Александр Бастрыкин.

В комиссии также будут работать губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев, руководитель Росаэронавигации Александр Антуфьев, руководитель Ространснадзора Геннадий Курзенков, главком ВВС Александр Зелин, директор департамента промышленности и инфраструктуры правительства РФ Максим Соколов и президент ОАО "Туполев" Александр Бобрышев.

По факту крушения самолета еще в субботу было возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности при полетах. "По факту крушения самолета Ту-154 на окраине Печерска (Смоленская область) следственным управлением СКП РФ по Смоленской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц)", - сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СКП РФ.

Пилотов предупреждали об опасности

Следствие еще не определилось с основной версией случившегося. Вместе с тем, как заявил в воскресенье глава СКП РФ Бастрыкин, техническая неисправность в качестве причины трагедии практически исключена. "Запись ("черного ящика" – ИФ), которая есть в нашем распоряжении, подтверждает, что технических проблем с самолетом не было", - сообщил он. Среди основных версий случившегося – неблагоприятные погодные условия и ошибка экипажа. Вероятно, эти два фактора просто дополнили друг друга. По словам главы СКП, "летчик был проинформирован о сложных погодных условиях, и тем не менее принял решение по посадке".

Бастрыкин – не единственный, кто рассказал о том, что пилотов президентского лайнера заранее предупреждали об опасности. Об этом же говорили полпред президента РФ в ЦФО Георгий Полтавченко и глава Минтранса Левитин.

Не исключено, что командир экипажа – опытнейший пилот Аркадиуш Протасюк – принял бы иное решение, но вынужден был подчиниться приказу, ведь среди пассажиров самолета были высшие военные должностные лица, в том числе командующий ВВС Польши. Теоретически настаивать на посадке в Смоленске мог и сам Лех Качиньский. Все они торопились. Высокопоставленных пассажиров уже ждали в Катыни сотни людей…

Ту-154 с президентом Польши большую часть пути летел над Белоруссией. При этом экипаж самолета президента Польши не запрашивал посадку на территории Белоруссии, заявил агентству "Интерфакс-Запад" директор департамента по авиации министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии Вадим Мельник. "Никаких запросов от экипажа самолета по поводу посадки белорусской стороне не поступало", - отметил Мельник.

Он пояснил, что при прохождении "литерных бортов" через территорию Белоруссии всегда в соответствии с международными правилами соответствующие службы аэропортов находятся в особой готовности на случай принятия самолета. "В данном случае стопроцентно все было готов в национальном аэропорту Минска и аэропорту Липецка. У нас все было готово, но экипаж не запрашивал посадку", - сказал глава департамента.

По его словам, во время транзитного прохождения самолета Ту-154 "никаких замечаний не было, борт шел на установленной высоте, по установленному маршруту". Вместе с тем, белорусские диспетчеры информировали командира экипажа президентского борта о неблагоприятных условиях посадки в Смоленске, однако он принял решение следовать до места назначения, сообщил агентству "Интерфакс-Запад" представитель белорусских авиационных властей.

Собеседник агентства уточнил, что самолет вышел из зоны ответственности белорусских диспетчеров в 09:22 местного (в 10:22 мск), а катастрофа произошла спустя 36 минут после того, как борт покинул белорусскую зону ответственности.

С самолетом уже были инциденты

Комментируя случившееся, замглавкома ВВС по ПВО генерал-лейтенант Сергей Разыграев предположил, что катастрофа не была связана с качеством аэродрома. "Аэродром "Северный" – первого класса, и я не думаю, что эта катастрофа каким-то образом связана с ним (с аэродромом – ИФ)", - сказал генерал в субботу в интервью радиостанции "Эхо Москвы".

Вряд ли виновником катастрофы стало и само воздушное судно. В субботу стало известно о том, что Ту-154, который потерпел катастрофу под Смоленском, в конце прошлого года был капитально отремонтирован. "Капитальный ремонт самолет Ту-154 президента Польши Леха Качиньского проводился в декабре 2009 года", - сообщил генеральный директор завода "Авиакор" (Самара) Алексей Гусев в эфире "Вести-24".

По его данным, 21 декабря 2009 года был подписан акт сдачи самолета в эксплуатацию. Следующий ремонт планировалось провести через 6 лет. "В марте Ту-154 Качиньского находился в воздухе в общей сложности 124 часа и совершил порядка 50 посадок", - сообщил Гусев.

Он также рассказал, что польский борт "номер один" был сделан 29 июня 1990 года и использовался 20 лет. Один и тот же Ту-154 последовательно использовали президенты Польши Войцех Ярузельский, Лех Валенса и Александр Квасьневский.

Впрочем, за последние годы с бортом произошел ряд инцидентов. Наиболее серьезные были зафиксированы в 2008 году, когда в Улан-Баторе президентский Ту-154 задержался на двое суток из-за поломки механизма рулевой тяги. Вскоре после этого в районе Сеула этот же Ту-154, когда на его борту находился президент Польши Лех Качиньский, попал в крайне опасную турбулентную зону.

Эксперты предлагают дождаться расшифровки обоих самописцев польского борта N1 и официальных выводов госкомиссии. Но для себя многие из них сделали предварительный вывод. "Совершенно очевидно: в сложнейших погодных условиях экипажу надо было уходить на запасной аэродром", - заявил в понедельник "Российской газете" член правления Всемирного фонда безопасности полетов Валерий Шелковников. По его словам, причина подобных катастроф "в 80-90% - человеческий фактор". "Проанализировав огромное количество катастроф, мировое авиационное сообщество пришло к выводу: неспособность распознать экипажем воздушного судна необходимость ухода на второй круг и невыполнение этого маневра является главной причиной происшествий при заходе на посадку и посадке", - отметил известный эксперт.

Беспрецедентная катастрофа

Авиакатастрофа самолета в Смоленской области, в которой погиб президент Польши, - это крупнейшая в истории авиакатастрофа с первыми лицами государства, повлекшая гибель такого числа людей – около 100, говорят эксперты. История знает случаи, когда в авиакатастрофах погибали главы государств и политики мирового масштаба. Так, в сентябре 1961 года жертвой авиакатастрофы стал генеральный секретарь ООН, швед Даг Хаммаршельд. Его самолет направлялся с миротворческой миссией в Конго. Вместе с ним погибли несколько высокопоставленных представителей ООН и центрального правительства Конго.

В 1969 году президент Боливии Рене Барьентос Ортуньо погиб в подстроенной авиакатастрофе. В 1971 году над территорией Монголии в авиакатастрофе погиб наиболее вероятный преемник Мао Цзэдуна. В июле 1981 года при загадочных обстоятельствах погиб в авиакатастрофе руководитель Панамы генерал Омар Торрихос. В мае 1983 года президент Эквадора Хайме Рольдос Агилера погиб в авиакатастрофе при невыясненных обстоятельствах. В октябре 1986 года потерпел катастрофу самолет Ту-134, на котором в Мапуту с международной конференции возвращался президент Мозамбика Самора Машел. Вместе с ним погибли несколько министров из состава правительства. Обстоятельства катастрофы до сих пор не выяснены.

В августе 1988 года с группой сопровождающих лиц президент Пакистана генерал Зия-уль-Хак Мохаммад разбился на военном самолете "Геркулес С-130" . В апреле 1994 года в районе Великих Африканских Озер повстанцы сбили самолет, на борту которого находились президент Бурунди Киприен Натриамира и президент Руанды Жувеналь Хабьяримана. В убийстве подозревались члены повстанческих группировок тутси. В феврале 2001 года недалеко от столицы Чада Джамены разбился самолет правительства Чада, погибли генсекретарь администрации президента и министр. В апреле 2001 года в авиакатастрофе погибло военное руководство Судана. В феврале 2004 года в авиакатастрофе погиб президент Македонии Борис Трайковский.

В связи с авиакатастрофой под Смоленском в России 12 апреля указом Дмитрия Медведева объявлен государственный траур. Приспущены флаги будут и во всех странах Евросоюза, а также на Украине. А в Польше, потерявшей в одночасье национального лидера и десятки представителей военно-политической элиты, траур продлится всю неделю. Церемония прощания с жертвами авиакатастрофы под Смоленском, предположительно, пройдет 17 апреля в Варшаве.

Обозреватель Максим Кирчатов