Interfax-Russia.ru – Военно-транспортный самолет Ан-22 ВВС России разбился в Тульской области. Погибли 12 человек.
Ан-22 внезапно пропал с отметки радаров около 21:30 28 декабря на границе Тульской и Орловской областей спустя полчаса после вылета из Воронежа. Как сообщил агентству "Интерфакс-АВН" замначальника управления пресс-службы и информации Минобороны РФ полковник Игорь Конашенков, Ан-22 выполнял плановый учебный полет по маршруту Воронеж-Тверь.
Примечательно, что перед падением экипаж разбившегося самолета не докладывал наземным службам о каких-либо неисправностях воздушного судна. Вместе с тем, очевидцы катастрофы непосредственно перед падением Ан-22 слышали взрыв.
Место падения военно-транспортного самолета обнаружили не сразу. По крайней мере, сделать это самолету с тепловизором не удалось. Для организации поиска самолета и экипажа в селе Троицкое Чернского района Тульской области был развернут оперативный штаб. Работу региональных служб на месте авиакатастрофы координирует губернатор Тульской области Вячеслав Дудка, который выехал на место происшествия сразу после получения информации о падении самолета под Чернью.
В поисковых работах задействованы сотрудники 996-го Кураковского спасательного центра МЧС России, спасатели из Орла и Воронежа. Кроме того, в работах участвуют медицинские службы, пожарные расчеты Плавского и Чернского районов. Поиски осложнились темным временем суток и низкой облачностью. "Погодные условия очень плохие. Видимость практически нулевая", - рассказали "Интерфаксу" в УВД региона.
Лишь к утру в поле неподалеку от поселка Красный Октябрь в 100 км южнее Тулы спасатели обнаружили фюзеляж разбившегося самолета Ан-22. Позже на месте катастрофы были обнаружены "черные ящики" лайнера. Сейчас бортовые самописцы отправлены на расшифровку для выяснения причин крушения.
Поскольку никого из тех, кто находился на борту самолета, поначалу не обнаружили, поисковые группы продолжили прочесывать местность вокруг места падения самолета. "Выживших в этой катастрофе точно нет, хотя идут поисковые работы", - предположил собеседник агентства.
Действительно, позже официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин подтвердил "Интерфаксу", что на борту разбившегося Ан-22 находились 12 военных летчиков из состава двух экипажей и что все они погибли.
В Главном управлении МЧС России по Тульской области "Интерфаксу" сообщили, что список погибших военнослужащих уточняется. "Ранее к нам поступала информация, что в учебно-тренировочном полете должно было принимать участие большее количество людей, но трое из них не сели на борт Ан-22. Поэтому список погибших уточняется и будет обнародован чуть позже", - отметил представитель ГУ МЧС.
Военная прокуратура Московского военного округа проводит по факту падения Ан-22 проверку, а следственные органы возбудили уголовное дело по ст.351 УК РФ (нарушение правил полетов). Как рассказала "Интерфаксу" в среду помощник военного прокурора Московского военного округа Наталия Земскова, потерпевший катастрофу самолет был выпущен в 1974 году и насчитывает 36 лет эксплуатации. "Самолету оставалось десять месяцев эксплуатации", - отметила собеседник агентства. По ее данным, самолет прошел капитальный ремонт в феврале 2010 года.
Лично координировать следственные действия на месте крушения самолета будет прокурор Тульской области Олег Черныш. Кроме того, на место авиакатастрофы выехала следственная группа в составе офицеров криминалистических подразделений центрального аппарата военных следственных органов СК, а также военного следственного управления СК по Московскому военному округу.
Что касается причин падения самолета, то Минобороны РФ рассматривает две версии катастрофы Ан-22 – отказ техники и человеческий фактор. "Окончательные причины будут установлены по итогам расследования, однако сейчас можно говорить о двух версиях. Первая – отказ техники, поскольку машина довольно старая. А также человеческий фактор", - рассказали "Интерфаксу" в военном ведомстве.
В свою очередь эксперт в области безопасности полетов Валентин Дудин считает, что катастрофа тяжелого военно-транспортного самолета произошла, скорее всего, из-за отказа техники. "С большой долей вероятности можно говорить об отказе одного из четырех двигателей. По крайней мере, 70% предыдущих катастроф с этими самолетами были связаны именно с этим", - рассказал Дудин журналистам.
Он напомнил, что всего за время эксплуатации самолетов Ан-22, которые поступили на вооружение военно-транспортной авиации еще в 60-е годы прошлого века, разбилось девять "Антеев". Один из самолетов пропал над Атлантикой во время перелета в Чили. "Дело в том, что при отказе одного из крайних двигателей на самолете возникает очень сильный крен, который практически невозможно выровнять рулями. Особенно если отказ произошел на малой высоте", - пояснил эксперт.
Пока в целях соблюдения условий безопасности эксплуатации самолетов решением главнокомандующего ВВС приостановлены и полеты стратегических бомбардировщиков Ту-95МС, которые оснащены теми же авиадвигателями НК-12, которые стояли на разбившемся под Тулой военно-транспортном самолете.
Турбовинтовой авиационный двигатель НК-12 разработан в Самарском научно-техническом комплексе им.Кузнецова в 1950-х годах. Двигатель устанавливался на самолеты Ан-22, стратегический бомбардировщик Ту-95 и его модификации, экраноплан "Орленок". Серийное производство двигателей налажено в 1954 году. С момента создания и до сих пор является самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. Каждый двигатель приводит в движение два четырехлопастных пропеллера диаметром около 6 метров, вращающихся в противоположных направлениях.
Как рассказал "Интерфаксу-АВН" пресс-секретарь управления пресс-службы и информации Минобороны РФ полковник Владимир Дрик, для расследования авиакатастрофы создана комиссия из представителей Минобороны РФ, Главного командования ВВС и командования военно-транспортной авиации. "Рассматриваются все возможные причины крушения воздушного судна", - отметил собеседник агентства.
Между тем, как заявил "Интерфаксу-АВН" в среду бывший главком ВВС России генерал армии Анатолий Корнуков, предположить с большой вероятностью причины катастрофы Ан-22 на данный момент невозможно. "Я уже беседовал с командующим Военно-транспортной авиацией на эту тему, и убедительного ответа о возможных причинах катастрофы от него не получил. Все очень загадочно. Видимо, произошло что-то невероятное", - считает Корнуков.
По его мнению, "ситуация развивалась неожиданно, поскольку экипаж ничего не успел передать на землю". "На данный момент предположить с большой долей вероятностью, что происходило на борту, невозможно", - говорит Корнуков.
Он считает маловероятным обледенение самолета и одновременную потерю сознания всеми находящимися на борту летчиками. "Можно было предположить, что самолет летел в облаках, и произошло мощное обледенение. Это тяжелый случай для любого самолета, и для этого в частности. Но здесь обледенение вряд ли возможно, поскольку самолет начал падать на высоте 7 200 метров и находился в полете тридцать минут", - пояснил собеседник агентства. "Одновременной потери сознания всеми летчиками тоже не может быть. Это невероятно. Это что-то другое", - сказал экс-главком.
По его мнению, эксплуатацию Ан-22 нужно прекращать, "хотя в целом все антоновские машины очень надежные". "Ан-22 за время своего существования проделали огромную работу. То, что они уже отжили свой срок – очевидный факт. Машины старенькие, их осталось немного", - отметил Корнуков.
При этом, подчеркнул он, полноценной замены Ан-22 пока нет, и в ближайшей перспективе на предвидится. Отчасти заменить Ан-22 можно имеющимися самолетами Ан-124 "Руслан", Ил-76 и лет через пять – строящимися Ан-70, выпуск которых долгое время был заморожен, считает собеседник агентства.
"У нас ничего нет сейчас. Если выйдет широкофюзеляжный Ан-70, на нем можно грузы возить. Если появиться лет через пять Ан-70 – слава Богу. С другой стороны, то, что возилось на Ан-22, на Ан-70 не перевезешь. Один тяжелый танк он сможет перевезти", - уточнил Корнуков. По его словам, пока что есть только Ил-76 и Ан-124 "Руслан".
Со своей стороны бывший командующий Военно-транспортной авиацией ВВС России генерал-лейтенант Виктор Денисов считает, что самолеты Ан-22 "еще могли бы послужить". "Самолеты Ан-22 – очень хорошие. В то время, когда я служил, мы старались поддерживать их в нормальном состоянии. По опыту других стран можно сказать, что подобные самолеты, естественно, после модернизации, могут служить и дольше", - сказал Денисов "Интерфаксу-АВН".
При этом он также убежден, что сегодня нет новых самолетов, которые могли бы прийти на замену Ан-22. "Прямой замены нет", - сказал бывший командующий.
Тяжелый транспортный турбовинтовой самолет Ан-22 "Антей" – по кодификации НАТО: Cock ("Петух") – предназначен для перевозки на большие расстояния тяжелой и крупногабаритной боевой техники и войск, а также для десантирования парашютным и посадочным способами воздушных десантов.
Свой первый полет Ан-22 выполнил в 1965 году. Серийное производство было организовано на Ташкентстском авиазаводе. Первые "Антеи" стали поступать в ВВС в январе 1969 года. Производство самолета продолжалось до января 1976 года. Всего было выпущено 66 "Антеев", из которых 22 – в варианте Ан-22А (отличался воздушными стартерами). Самолет использовался в ВВС, затем постепенно заменялся более крупным реактивным Ан-124 "Руслан".
Обозреватель Анастасия Николаева