Центр / Точка зрения 19 октября 2017 г. 19:04

Необоснованные выводы

Interfax-Russia.ru – В крови ребенка, погибшего под колесами авто в подмосковной Балашихе, не нашли следов алкоголя. Родители требуют наказать судмедэксперта и компенсировать им моральный вред.

Необоснованные выводы
© РИА Новости. Михаил Киреев

О возбуждении уголовного дела по факту гибели шестилетнего мальчика под колесами автомобиля пресс-служба подмосковного главка МВД сообщила 15 июня. Само резонансное ДТП произошло в апреле, а рассмотрение дела началось в сентябре.

Автомобилем, сбившем ребенка во дворе жилого дома в городе Железнодорожном (один из районов Балашихи), управляла 31-летняя Ольга Алисова.

Женщине было предъявлено обвинение в нарушении правил дорожного движения, повлекших смерть человека (ч.3 ст.264 УК РФ). 6 июля Железнодорожный городской суд арестовал Алисову.

При этом судебно-медицинские эксперты обнаружили в крови погибшего мальчика 2,7 промилле алкоголя, что соответствует высокой степени опьянения. Это обстоятельство вызвало широкий общественный резонанс и поставило под сомнение результаты экспертизы. Детский омбудсмен Подмосковья Ксения Мишонова также усомнилась в объективности расследования дела, обратив внимание на то, что "почти полтора месяца не возбуждалось уголовное дело по факту гибели малыша" и "никого не насторожил и не удивил анализ крови, подписанный судмедэкспертом".

Прокуроры настояли на выделении из дела эпизода с судебно-медицинской экспертизой.

"В связи с тем, что данный факт вызывает серьезные сомнения, прокуратурой Московской области инициировано выделение материалов из уголовного дела и направление их в ГСУ СК РФ по Московской области для дачи уголовно-правовой оценки действиям экспертов", - сообщил "Интерфаксу" официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной.

Прокуратура Московской области потребовала передать для дальнейшего расследования материалы дела из Балашихинского следственного управления МВД в спецподразделение по расследованию дорожно-транспортных происшествий подмосковного управления МВД.

В свою очередь официальный представитель МВД Ирина Волк сообщала тогда, что региональный главк ведомства проводит служебную проверку, в ходе которой будут изучены материалы уголовного дела, дана оценка действиям должностных лиц.

В Следственном комитете сообщили о возбуждении уголовного дела о халатности (ст. 293 УК РФ) и о допросе проводивших экспертизу специалистов.

Между тем повторная судебно-медицинская экспертиза полностью подтвердила факт наличия высокой дозы алкоголя в организме погибшего ребенка, сообщил "Интерфаксу" компетентный источник.

"Результаты повторного исследования крови погибшего ребенка однозначно свидетельствуют о том, что исследуемый и контрольный образцы принадлежат именно ему, и в них присутствует значительное количество алкоголя", - сказал собеседник агентства.

По словам собеседника, специалисты будут выяснять, какой именно напиток и в каком количестве употреблял перед смертью ребенок.

О том, что результаты повторной судебно-медицинской экспертизы крови мальчика совпадают с первыми результатами, когда были получены данные о наличии в его крови алкоголя, заявил и глава МВД РФ Владимир Колокольцев. Обнаружение в крови погибшего 2,7 промилле алкоголя подтвердили также в СКР.

Тем не менее, руководитель фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов направил главе МВД РФ Владимиру Колокольцеву и руководителю Следственного комитета России Александру Бастрыкину депутатский запрос с просьбой инициировать эксгумацию тела погибшего в ДТП мальчика и передать расследование в центральные аппараты ведомств.

Депутатские запросы Миронов направил по просьбе отца мальчика Романа Шимко, который на тот момент официально не был признан потерпевшим и поэтому сам не мог инициировать эксгумацию.

"Отсутствие или наличие алкоголя в крови погибшего мальчика никак не должно влиять на ход основного дела и степень ответственности виновницы аварии. Речь идет об ответственности должностных лиц, о том, чтобы установить истину и восстановить справедливость в этой истории", - отметил при этом Миронов.

Однако позже судебная экспертиза опровергла вывод о наличии алкоголя в крови ребенка.

"Предъявлено обвинение врачу судебно-медицинской экспертизы Михаилу Клейменову в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ (халатность)", - сообщила "Интерфаксу" официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко.

Она напомнила, что Клейменов проводил судебно-медицинскую экспертизу тела погибшего ребенка, по результатам которой был сделан вывод о том, что мальчик находился в состоянии сильного алкогольного опьянения.

"После передачи уголовного дела в Главное следственное управление СКР была назначена комплексная судебная экспертиза и ее результаты позволили следствию прийти к выводу, что Клейменов нарушил положения действующих нормативных актов в сфере производства судебно-медицинских экспертиз, и его вывод о состоянии ребенка в момент дорожно-транспортного происшествия является необоснованным", - рассказала Петренко.

Она отметила, что комплексная судебная экспертиза подтвердила, что у малолетнего на момент дорожно-транспортного происшествия алкогольное опьянение отсутствовало, ребенок был трезв. По ее словам, комплексную судмедэкспертизу провела комиссия из 18 опытных экспертов ведущих научных, образовательных и экспертных учреждений министерства здравоохранения и министерства обороны.

"Обнаруженный при химическом исследовании образца его крови этиловый спирт возник посмертно. Об этом свидетельствует и отсутствие в образце этилглюкуронида - маркера прижизненного употребления алкоголя", - сообщила Петренко.

По данным следствия, врач произвел изъятие образца крови погибшего мальчика ненадлежащим образом, "что привело к его загрязнению спиртообразующей микрофлорой и процессу спиртового брожения, и при химическом исследовании в образце был обнаружен этанол в количестве 2,7 промилле".

"В такой ситуации с учетом своего опыта Клейменов должен был понимать, что подобная концентрация алкоголя в крови ребенка соответствует состоянию поверхностной комы, и для подтверждения или исключения факта прижизненного употребления алкоголя необходимо проведение биохимического исследования. Но этого сделано не было", - сказала представитель СКР.

По ее словам, "Клейменов предпочел занять активную позицию, давая комментарии в СМИ и пытаясь убедить всех в своей правоте, совершенно забыв о нарушении прав потерпевших".

"И сейчас у следствия имеются иные факты", - сказала С.Петренко.

Она отметила, что на основании данных экспертизы следствием также сделан вывод о том, что мальчик был здоров.

Теперь родители погибшего ребенка намерены добиться максимально жесткого наказания для судмедэксперта.

"Мы будем добиваться привлечения к суровой уголовной ответственности всех, кто совершил это чудовищное преступление против ребенка и его семьи, и опорочил имя погибшего мальчика. Учитывая те заявления, которые Клейменов делал на всю страну, мы будем добиваться максимального предусмотренного санкцией ч.1 ст.293 УК РФ наказания, а также возмещения морального вреда", - заявил "Интерфаксу" адвокат Романа Шимко Виктор Данильченко.

Тем временем обвиняемая по делу о ДТП в Балашихе частично признала вину.

"Я признаю, что мои действия повлекли смерть человека, но это был несчастный случай, я не могла его видеть", - заявила обвиняемая Ольга Алисова в Железнодорожном городском суде, добавив, что в момент происшествия не разговаривала мобильному телефону.

Со своей стороны представитель гособвинения заявила, что Алисова имела возможность предотвратить наезд.

"Алисова проявила преступную небрежность, выразившуюся в неприятии своевременных мер, не применив мер к снижению скорости, создала опасную ситуацию, несмотря на то, что имела возможность обнаружить пешехода. В результате чего произвела наезд на несовершеннолетнего мальчика", - сказала прокурор.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook