Центр / Точка зрения 6 сентября 2010 г. 19:20

Кто в лес, кто по дрова

Interfax-Russia.ru - Слушания по "Химкинскому лесу" прошли без конструктивного диалога. Тем не менее, общественное обсуждение проблемы продолжится.

В ходе дополнительных общественных слушаний по проблеме строительства скоростной трассы между двумя столицами в химкинском ДК "Родина" диалога между сторонниками и противниками строительства новой трассы "Москва-Санкт-Петербург" снова не получилось.

Евгения Чирикова, которая является лидером инициативной группы в защиту Химкинского леса, сославшись на неотложные дела, в ДК "Родина" не явилась.

Слушания состоялись в главном помещении для общественных собраний города Химок вечером 2 сентября. В присутствии журналистов центральных изданий и съемочных групп основных телеканалов эксперты обосновывали утвержденный правительством вариант строительства дублера Ленинградки через химкинский лесной массив.

В СМИ эта история не нова, и речь в основном идет о том, где конкретно пройдет трасса, а не том нужна ли она. О необходимости дублера перегруженной Ленинградки говорят все, кто хоть раз передвигался на автомобиле в этом направлении. Прохождение трассы через Химкинский лес было зафиксировано в генплане от 1971 года, в 2005 году правительство издало постановление о строительстве дороги, но возникла группа протеста, которая считает, что строить надо по другому плану.

Докладчики сообщили, что на этапе обоснования проекта вариантов вывода трассы из Москвы было рассмотрено множество. Имелось в виду и Дмитровское, и Волоколамское направление, но в конечном итоге проектировать пришлось "в створе" Ленинградского шоссе. Строительство автобана справа от Ленинградки требовало бы сноса 141 дома, при прохождении дороги по левую сторону от существующей трассы под снос бы пошло 240 домов.

В соответствии с государственной политикой минимизации сноса жилых зданий при строительстве проектировщики приняли в качестве основного первоначальный вариант - с приближением трассы к аэропорту. Вырубка просеки через лесной массив, ныне известный на всю страну как Химкинский лес, представляется наименьшей из зол в сравнении с расселением тысяч жителей, чреватым социальным напряжением.

Эксперты, выступившие на слушаниях, сообщили, что в ходе оптимизации проекта количество деревьев под снос удалось сократить со 140 до 95 гектаров. По их словам, это всего на 20 гектаров больше лесной площади, подлежащей уничтожению в соответствии с вариантом, за который ратует протестующая группа. Дело в том, что "химкинские экологи" требуют строить новую дорогу через Молжаниновский район Москвы. А это, по данным экспертов, противоречит законодательству, поскольку там находятся особо охраняемые природные территории. Другой вариант реализации этого проекта предусматривает, по словам докладчиков, выселение нескольких десятков тысяч жителей.

Аналогичную точку зрения высказал в "Российской газете" и мэр Москвы Юрий Лужков. Столичный градоначальник отметил, что при строительстве трассы "Москва-Санкт-Петербург" нужно придерживаться запланированного и уже утвержденного варианта ее маршрута через Химкинский лес: "Нужно оставлять запланированный и уже утвержденный вариант. Он реалистичен. Здесь пришлось пойти на определенные жертвы, и, конечно, это вызывает сожаление. Но та цена, которую приходится платить, все-таки более обоснованна, чем другие варианты".

По словам мэра, запланированный маршрут трассы "Москва – Санкт- Петербург", проходящий через Химкинский лес, обоснован, дешевле, подготовлен технически: "Под него почти готова трасса. Его пересмотр потребует заплатить большие неустойки по контрактам. И серьезно - на годы - отодвинет строительство и запуск дороги. Да, есть экологические и некоторые другие издержки. Нужно было вырубить часть леса, но просека уменьшена и аккуратна насколько возможно. Чтобы еще сократить травмы территории, повернут маршрут, увеличена протяженность участка дороги, что, конечно, даст некоторый рост цене строительства. Но зато мы огибаем ряд социальных и природоохранных проблем. Так что выигрыш в конечном счете больше некоторых дополнительных затрат", - отмечает столичный мэр.

Федеральные власти обращались к Москве с просьбой разработать альтернативные варианты прохождения трассы "Москва-Санкт-Петербург", сообщает Лужков. "Мы с ответственностью откликнулись на просьбу федеральных властей изучить разные варианты строительства, рассмотреть помимо существующего сегодня маршрута еще две альтернативы. Такой анализ провели и с наукой экспертно "прокрутили" три варианта трассы. Первый альтернативный маршрут был сразу отвергнут из-за его "бешеной" стоимости. Второй вариант был также неприемлем, так как подразумевал компенсации владельцам коттеджей в микрорайонах Химок, через которые бы проходила трасса, а также вырубку большой территории Химкинского леса по его периферии, и ряд других социальных и природоохранных проблем", - констатирует мэр Москвы.

В итоге слушаний докладчики пришли к следующему выводу: вырубка деревьев требуется в обоих случаях, вот только интересы жителей в случае реализации оппозиционного варианта будут затронуты в несравнимо большей степени - 2 снесенных дома против 141. Новые аргументы защитников "Химкинского леса" против этого расклада на слушаниях представлены не были.

Обсуждение проблемы будет продолжено в Минтрансе России. 7 сентября в 12-00 в здании министерства состоится расширенное совместное заседание общественных советов Минтранса и Росавтодора на тему "Проект строительства головного участка платной автомобильной дороги "Москва – Санкт-Петербург".

В заседании примут участие председатель Общественного совета Минтранса, председатель комиссии Общественной палаты РФ Анатолий Кучерена, председатель Общественного совета Росавтодора, президент Ассоциации дорожных проектно-изыскательных организаций "РОДОС" Олег Скворцов, а также представители проектных организаций, архитекторы, специалисты в области проблем транспорта, экологи. Они проинформируют членов общественных советов о различных вариантах прохождения маршрута дороги, проанализируют достоинства и недостатки каждого из них.

Обозреватель Александр Репин