Центр / Точка зрения 2 июля 2010 г. 15:36

Коллапс подкрался незаметно

Interfax-Russia.ru – Ремонт путепровода на Ленинградке вызвал настоящий транспортный коллапс: от него уже пострадали десятки тысяч москвичей и жителей Подмосковья, чиновники и туристы.

Блокадная Ленинградка

То, что московские власти намереваются с 26 июня проводить ремонт путепровода на 24 километре Ленинградского шоссе, нигде особенно не афишировалось. Как и то, что вместо шести полос движения останутся всего лишь две. Даже на лентах ведущих информационных агентств России предупреждение о том, что на Ленинградке "могут быть проблемы с транспортом", появилось лишь во второй половине понедельника (28 июня).

Сообщение пришло что называется "постфактум" - в это время шоссе на 24 километре и в окрестностях уже давно и прочно стояло в гигантской пробке. Люди тратили по пять часов, чтобы из нее выбраться.

"Аэрофлот" и аэропорт "Шереметьево", оказавшиеся в блокаде, пытались известить тех, кто еще не успел присоединиться к тысячам блокированных водителей и пассажиров.

Коллапс в самый пик туристического сезона был не нужен никому. В первый день транспортных проблем улететь вовремя не смогли почти 1300 человек. Компания "Аэрофлот – российские авиалинии", по данным заместителя директора по коммерции компании Александра Калмыкова, потеряла тогда около 700 тыс. евро – ей пришлось компенсировать каждому опоздавшему 75% стоимости билета.

Примерно 400 тысяч евро компания теряет и теперь с каждым днем пробок. Но никакие финансовые потери, говорят руководители компании, не идут в сравнение с репутационными. К счастью, туроператоры пока не сворачивают свои маршруты через этот аэропорт.

В течение первой недели ремонта обстановка, как и погода за окном, накалялась с каждым днем. Руководитель "Шереметьево" заподозрил в устройстве коллапса московские власти. Свои обвинения и наблюдения генеральный директор аэропорта Михаил Василенко изложил в собственном блоге.

"Вместо шести полос с грехом пополам работают две. Одновременно был закрыт съезд в направлении МКАД с Международного шоссе, идущего от аэропорта. В результате многокилометровые пробки парализовали не только Ленинградское шоссе, но и все пути объезда - Дмитровку; Новую Ригу; дороги, идущие через Куркино и Старбеево", - констатировал гендиректор "Шереметьево".

По его информации, блокированными в пробках оказались не только сотни людей, спешащих на рейсы, но и обычные жители населенных пунктов Подмосковья – Химок, Долгопрудного, Лобни, Старбеево. Сам Василенко, уезжая в субботу домой, не смог протиснуться через пробку на мосту "даже на мотоцикле".

Руководитель аэропорта посетовал на то, что их "Шереметьево" не поставили в известность о начале ремонтных работ, тем более что последние не связаны с экстренными обстоятельствами.

"Почему работы, которые совершенно спокойно можно было запланировать, подготовить и выполнить весной или осенью, нужно было начинать именно сейчас, в пиковое для аэропорта "Шереметьево" время? И у меня есть объяснение, которое г-н Лужков наверняка не осмелиться признать. Я не могу объяснить ситуацию ничем иным, кроме как тем, что 3 июля в аэропорту "Внуково", принадлежащем правительству Москвы, приступят к запуску нового терминала", - написал гендиректор "Шереметьево".

Василенко также сообщил, что 30 июня отправил телефонограмму в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой рассмотреть вопрос о дискриминационном доступе к части аэропортов московского авиационного узла. Правда, в профильном управлении ФАС сообщили, что обращение Василенко к ним пока не поступало.

"В нормальной экономике это событие неадекватное. Виновные должны понести наказание. Не уверен, что это будет в области антимонопольного законодательства", - сообщил заместитель главы Федеральной антимонопольной службы РФ Андрей Голомолзин. Он также добавил, что связь ремонта Ленинградки с открытием нового терминала во "Внуково" обязательно проверят.

Между тем, представители Ространснадзора сообщили "Интерфаксу", что ведомство "не видит связи между ремонтом путепровода и вводом в строй нового терминала "Внуково". При этом в самой необходимости ремонтных работ на этом участке в Ространснадзоре не сомневаются.

"Если понадобится, я дойду до прокуратуры, руководителей государства. Потому что попытка парализовать работу воздушных ворот страны, ущемление прав многих тысяч людей - это преступление!", - писал в своем блоге гендиректор "Шереметьево". И его зов, похоже, через пару дней услышали.

На заседании правительства 1 июля тему транспортного коллапса на Ленинградском шоссе затронул премьер-министр РФ Владимир Путин. "Если у нас пассажиры из "Шереметьево" не смогут вылетать, то это будет проблема. Пожалуйста, поработайте с московскими властями, вместе предпримите необходимые действия, чтобы ситуацию улучшить", - сказал Путин на заседании президиума правительства вице-премьеру РФ Сергею Иванову.

"Не добраться до "Шереметьево", жалуются люди", - отметил тогда Путин.

Из-за проблем в движении на Ленинградке пострадал по иронии судьбы даже министр транспорта РФ Игорь Левитин. Впрочем, не сильно. Для командировки в Хабаровск чиновник не поехал в "Шереметьево" на служебном автомобиле, а сел на "Аэроэкспресс". Об этом рассказал один из руководителей "Аэрофлота".

К расследованию обстоятельств коллапса на Ленинградке подключилась даже Генпрокуратура. Она проверит, соответствует ли требованиям законодательства решение московских властей ограничивать движение на этом беспокойном участке.

Особую пикантность ситуации придает тот факт, что ремонт путепровода будет длиться еще три долгих месяца. Дорожные работы по плану завершатся только лишь к 1 октября.

Мост вражды

Но, похоже, прокуратура вряд ли найдет сокрушительные доводы против московских властей. Путепровод на Ленинградском шоссе через железнодорожные линии ремонтировать надо было уже давно. И проведение этого ремонта согласовано с РЖД и Ространснадзором.

Злополучный мост построили еще в 1960 году. За полвека он оказался в таком аварийном состоянии, что под угрозой оказались пути Октябрьской железной дороги – куски моста осыпались прямо на них. Между тем именно по этим путям из Москвы в Санкт-Петербург и обратно ежедневно курсируют "Сапсаны".

Заместитель московского мэра Петр Бирюков отверг предположение генерального директора "Шереметьево" Михаила Василенко в корыстной выгоде мэрии при ремонте Ленинградки. "Это неправда, - заявил Бирюков. – Для нас – руководителей города – комфорт москвичей важен". И заметил, что московские власти давно уже инициируют создание удобной транспортной системы, охватывающей все аэропорты столицы.

Также Бирюков объяснил, почему путепровод нельзя было отремонтировать в другое время года – замена почти 340 тонн металлоконструкций в условиях снегопада или дождя вряд ли бы улучшила состояние моста.

Сам заместитель мэра считает, что двух полос для движения по Ленинградке для легкового транспорта должно хватать – большегрузному въезд на шоссе заблаговременно был запрещен.

Как выяснилось, к проблемной ситуации с путепроводом на Ленинградке привело то, что в течение нескольких лет московские власти спорили с подмосковными коллегами о принадлежности объекта. Москва хотела передать объект Подмосковью. А власти Подмосковья взять были согласны его лишь после того, как будет проведен ремонт. В итоге, как утверждает Бирюков, за нынешний противоаварийный ремонт платит столичный бюджет.

Вообще стоимость противоаварийных работ на этом путепроводе составляет 140 млн рублей, а капитального ремонта – все 5 миллиардов. Некоторые специалисты говорят, что в районе 24 километра уже давно следовало строить все заново.

Такая солидная сумма вызывает вопросы у московских властей – почему платить должны именно они. Ведь трасса, в состав которой входит этот участок, по сути, федеральная.

Мост же нуждается в ремонте "жизненно" – его эксплуатация, по мнению московских властей, опасна для жителей и гостей России. Ресурс последнего профилактического ремонта моста, проведенного в 2004 году, уже практически полностью исчерпан.

Нам любые дороги дороги

Страдать тем временем приходилось не властям, а "пользователям" Ленинградки. Пока жители "блокированных" подмосковных городов пересаживались на электрички, пассажирам "Шереметьево" настоятельно рекомендовали воспользоваться "Аэроэкспрессом".

Он в итоге спасал, но не всех и не так как хотелось бы. По информации блоггеров, рискнувших лететь из "Шереметьево", билеты на "Аэроэкспресс" раскупались за несколько часов до отправления. Так что приезд загодя был примерно равноценен "стоянию" на Ленинградке. Многие нашли выход: добирались в аэропорт с Белорусского вокзала нелегально – "зайцами".

Но и без этого в дни пробок пассажиропоток здесь возрос на 65-75%. Если раньше на "Аэроэкспрессе" перевозили ежедневно до 9 тысяч пассажиров, то в пиковые дни загруженность возросла до 15 тысяч человек. Предел перевозок уже совсем близко – нынешняя нагрузка "Аэроэкспресса" рассчитана на 18 тысяч человек в день.

В руководстве "Аэроэкспресса" пошли навстречу пассажирам, желающим попасть в "Шереметьево". Минусом этого вида транспорты было ограниченное (дневное) время работы и "обеденные" перерывы в движении. Со 2 июля временно ввели два дополнительных рейса – в 12:00 и 12:30. Как сообщила "Интерфаксу" пресс-секретарь компании Ирина Фролова, в июле на направлении до "Шереметьево" будет пущено 20 дополнительных вагонов. В "Шереметьево" же для удобства пассажиров сделали передвижение между терминалами и по внутреннему радиусу бесплатным.

Московские власти тоже внесли свою лепту. Утром 2 июля в департаменте транспорта столицы сообщили, что с 6:00 открыты две дополнительные полосы движения по путепроводу. Это, по сообщению департамента, позволило заметно разгрузить участок, однако от пробок его окончательно не избавило.

Сейчас движение по путепроводу организовали по реверсивному принципу – за этим будут следить сотрудники ДПС, которые ранее были абсолютно бессильны перед пробкой. В особенно загруженные часы в сторону аэропорта будут открыты три полосы и одна в область, и наоборот.

Кроме того, водителям по-прежнему предлагается находить пути объезда – через Дмитровское шоссе или подмосковные деревеньки. Однако выигрыш во времени от этого невелик.

Насколько все эти меры будут эффективны в июле, когда поток пассажиров в "Шереметьево" совсем не уменьшится, а наоборот возрастет, будет ясно совсем уже скоро.

Пока же к ситуации на Ленинградке подключилась Общественная палата. Она организовала "горячую линию" для всех пострадавших.

"По телефону горячей линии 8-800-250-68-60 могут позвонить все, кто пострадал из-за транспортной ситуации на Ленинградском шоссе, опоздал на свой рейс или не смог своевременно вылететь из международного аэропорта, и могут обратиться к экспертам Общественной палаты", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе палаты РФ.

Сейчас по инициативе Общественной палаты и правозащитных организаций во всех терминалах "Шереметьево" открываются информационные стойки, где будут оказываться бесплатные юридические консультации по вопросам получения денежной компенсации из-за невозможности вовремя добраться до аэропорта.

По итогам работы горячей линии и информационных стоек предполагается провести общественное расследование и дать рекомендации органам власти.

Вполне возможно, что в будущем пострадавшие туристы подадут коллективный иск. Вот только к кому – пока еще совсем не ясно. Крайнего в этом деле пока так и не нашли.

Обозреватель Алексей Дружников