Interfax-Russia.ru – После заверений главы МЧС о том, что пожаров в "радиоактивных" брянских лесах нет, закрыт сайт Рослесозащиты, сообщавший иное. СМИ настороже: не умалчивает ли что-либо МЧС?
На селекторном совещании 13 августа глава МЧС Сергей Шойгу обрушился с критикой на сайт ФГУ "Рослесозащита" за сообщения о пожарах в брянских лесах, которые были заражены радиоактивным облаком, образовавшимся после Чернобыльской катастрофы.
По мнению главы МЧС, на территории Брянской области нет ни одного пожара. В свою очередь глава Росгидромета Александр Фролов подтверждал, что радиационный фон на территории субъектов РФ находится в норме.
Уже на следующий день попасть на пресловутый сайт было нельзя – он попросту не работал, как не работает до сих пор. По неофициальной информации, его закрыли его владельцы. Двумя днями ранее на сайте Рослесозащиты в ответ на запросы населения была опубликована информация, что пожары на территории Брянщины были, но последствия их таковы, что поводов для паники нет.
Об этом говорил с "Интерфаксом" 11 августа и замдиректора Рослесозащиты Василий Тузов. "Ситуация с пожарами несколько улучшается, поскольку начались дожди во многих субъектах, где находятся радиоактивно загрязненные территории, пожары потухли в Брянской и Калужской области", - рассказывал Василий Тузов.
По его словам, только в Челябинской области не очень хорошо обстоит ситуация с тушением пожаров.
Тузов отмечал тогда, что "нужно серьезно к этой ситуации относиться, но причин для панических настроений нет, насчет опасности для здоровья еще предстоит провести опытные работы".
"На наш взгляд, опасность не слишком велика, потому что происходит, во-первых, рассеивание радиационного фона, во-вторых, в воздух поднимается незначительная часть имеющихся радиационных остатков. Поэтому если загрязнение превышает фон в два-три раза, то в этих выбросах таких загрязнений в сотню раз меньше", - подчеркивал Тузов.
Он заявил, что "население зря так беспокоится, потому что в целом обстановка не слишком тревожная".
Кроме того, по его словам, "большая часть этих пожаров - больше 90% - тушится в течение одного-двух дней после обнаружения, поэтому общий объем выбросов незначителен". Сообщение примерно аналогичного содержания, с теми же цифрами было опубликовано на сайте Рослесозащиты.
Интересно, что сам "опальный" сайт Рослесозащиты является государственным. Правда, он находится не в прямом подчинении главы МЧС, а принадлежит Минсельхозу – то есть передает независимую от спасателей информацию. Вряд ли гнев министра вызвало лишь это сообщение, все-таки по существу тон сводки был успокаивающим. Дело в том, что до этого сайт публиковал чересчур подробные сведения о пожарах на территории Брянской области.
Так, например, по данным Рослесозащиты, выходило, что на территории субъектов РФ, где есть земли, загрязненные радионуклидами, с середины июня были зарегистрированы лесные пожары на площади почти 4 тыс. га. В основном пожары зафиксированы в Калужской, Челябинской, Курганской, Тульской, Орловской, Пензенской областях. На радионуклидных землях Брянской области, согласно сообщениям сайта, на 6 августа было 28 пожаров на площади 269 га, в том числе на юго-западе (самые зараженные участки) области 12 пожаров на площади 9 га.
Опровержения о наличии пожаров в загрязненных лесах Брянска регулярно появлялись в новостных лентах со ссылкой на МЧС. Их существование опровергал даже санитарный врач Геннадий Онищенко. На это в Рослесозащите были свои аргументы. "Есть карты загрязнений, есть карты пожаров. Наложить одну на другую может любой. Как эту информацию можно опровергать?" - отвечали в Рослесозащите.
На сообщениях сайта строили свои выводы и многие экологи. Так, например, и член-корреспондент Российской академии наук Алексей Яблоков был серьезно обеспокоен последствиями лесных пожаров.
"Разнос (радионуклидов - ИФ) в зависимости от погодных условий может быть на сотни километров. Если горит Брянская область, они могут оказаться в Новгородской области, в Москве, а при определенных обстоятельствах и в Восточной Европе", - сообщал свое мнение ученый.
"В Белоруссии в 1992 году в 150 км от Брянска горели леса, тогда через 5 часов за 800 км в Вильнюсе был отмечено повышенное содержание чернобыльских радионуклидов. То, что радионуклиды переносятся на расстояния в сотни километров, - это факт ", - заявлял эколог.
Другие специалисты считали, что опасность несколько преувеличена. Так руководитель энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров заявлял "Интерфаксу", что если не будет сильного ветра, дым от горящих в Брянской области лесов до Московского региона и стран Западной Европы не дойдет.
"Учитывая, что это небольшие дозы радиации, до Москвы и Западной Европы, по нашей оценке, это не дойдет", - сообщил он.
"Сила ветра сейчас там небольшая, 0-2 метра в секунду, направление ветра постоянно меняется. Распространение радионуклидов вероятно в первых десятках километрах от пожара. Можно предполагать получение малых доз радиации пожарными и местным населением. Это не смертельно и не вызовет инвалидность", - сказал Чупров.
Между тем, паника поднялась уже в западных СМИ. Там хорошо помнят в какой обстановке секретности (чтобы избежать паники) происходила ликвидация последствий Чернобыльской аварии. Иностранные СМИ прямо упрекают российские власти в замалчивании информации и уже пугают население своих стран вторым Чернобылем.
Однако председатель Союза "Чернобыль" России Вячеслав Гришин уверен, что повторения той катастрофы в нынешних условиях не будет. Он обратил внимание на то, что многие вещества спустя 25 лет после чернобыльской катастрофы уже практически распались и не представляют прежней радиоактивной опасности.
"Поэтому второго Чернобыля, конечно, не будет, но я все-таки не исключаю, что несвоевременное тушение может быть источником дополнительного радиозаражения, хотя и не столь значительного", - сказал Гришин.
Кроме того, по его мнению, пожары в радиоактивных зонах за счет переноса оттуда пепла на другие территории потребуют проведения дезактивации.
Впрочем, пока серьезных оснований для беспокойства нет (и вряд ли в ближайшем будущем они появятся – из-за перемены погоды). В Москве радиационный фон находится в пределах нормы (она составляет 30 мкР/ч) – 10-20 мкР/ч.
Об отсутствии радиационной опасности в других регионах заявляют и в Федеральном медико-биологическом агентстве (ФМБА).
"По данным мониторинга радиационной обстановки в городах и населенных пунктах, обслуживаемых ФМБА РФ, природные пожары не внесли изменений в радиационный фон на данных территориях. Он находится в пределах естественного", - говорится в сообщении агентства от 16 августа.
В сообщении подчеркивается, что "угрозы воздействия на здоровье населения с точки зрения радиационной опасности нет".
Обеспокоенность, судя по всему, возникает вследствие недоверия официальным источникам. Доверие, как признаются эксперты, местами оказывается подорванным.
И есть из-за чего. Например, врачи нескольких московских клиник подтвердили "Интерфаксу", что в столичной скорой помощи существует негласный запрет на диагноз "тепловой удар" вплоть до 1 сентября. Официального указания на это, разумеется, нет, но в устной форме оно присутствует: вместо диагноза "тепловой удар" врачи пишут "нарушения терморегуляции" или "вегето-сосудистые нарушения". Главная причина таких метаморфоз, как предполагается, то, что статистика по тепловым ударам в Москве серьезно зашкаливает.
До сих пор неизвестны точные данные по смертности в Москве в июле и в первых неделях августа. Как сообщал глава департамента здравоохранения Москвы Андрей Сельцовский, смертность увеличилась в два раза – с 350 до 700 человек ежедневно. Об этом же говорили сотрудники моргов. Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова просила предоставить соответствующие данные в министерство, а потом собиралась публично озвучить их. Однако это все еще не сделано.
Очевидно, что в условиях дефицита информации и подорванного доверия поводом для панических настроений может стать любое пугающее и отчасти похожее на правду сообщение.
Обозреватель Алексей Дружников