Центр / Репортажи 23 ноября 2018 г. 17:59

"Ростовский кремль" впервые представил полную коллекцию работ русских авангардистов, в том числе поддельные картины Малевича и Поповой

Ярославль. 23 ноября. ИНТЕРФАКС-ЦЕНТР - "Ростовский кремль" (Ярославская область) впервые представил на выставке все произведения "левых" художников начала XX века, хранящихся в фондах музея, сообщила директор музея-заповедника "Ростовский кремль" Наталья Каровская в пятницу на пресс-конференции, организованной информационным агентством "Интерфакс".

"Коллекция совершенно уникальная и имеет большое значение в истории русского искусства, для провинциального музея обладать такой коллекцией - большое счастье и удача. Ее история совершенно необыкновенная и сейчас уже приобретает жанр детектива. Коллекция появилась в 1922 году, в этом году с открытием выставки она впервые полностью представлена публике. Мы стремились к этому много лет", - сказала Н.Каровская.

Она также рассказала, что в одном из залов музея-заповедника представлены подлинные произведения авангардистов, в другом - поддельные. В их числе картины Каземира Малевича "Самовар" (около 1913 г.) и Любови Поповой "Беспредметная композиция"(1918 г.). Предположительно, работы были подменены до 1972 года. Оригинальная картина "Самовар" сейчас хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а "Беспредметная композиция" - в Музее современного искусства в греческих Салониках

О том, что эти работы не являются оригинальными, по словам Н.Каровской, стало известно полтора года назад после того, как была проведена экспертиза.

"Мы не колебались ни минуты - открывать знание о том, что у нас не только подлинники в коллекции, такого сомнения у нас не было. Как только мы получили экспертизу, в первый же день приняли решение - скрывать мы это не будем. История полностью не проявлена, возможно, никогда и не будет проявлена. Сейчас для нас самый важный вопрос - сможем ли мы вернуть наши произведения, которые оказались за границей", - сказала Н.Каровская.

В свою очередь специалист по российскому и советскому искусству первой трети XX века Елена Баснер отметила, что показ картин сомнительного происхождения - серьезный шаг для музея.

"Я считаю, что это очень мужественное и правильное решение со стороны музея открыто показать эти вещи. Это, безусловно, нужно делать", - сказала Е.Баснер.

Начальник ОМВД России по Ростовскому району Олег Егоров сообщил, что полиция в феврале этого года начала проверку по заявлению музея о выявленных двух поддельных картинах.

"В настоящее время по данному факту проводится проверка, затребованы результаты научных исследований, проведен опрос сотрудников музея, руководства, в настоящее время решается вопрос о проведении экспертизы обеих картин в рамках уголовно-процессуального законодательства, как только они будут сделаны и дадут нам определенный результат, будет решен вопрос о возбуждении уголовного дела... Экспертиза должна быть проведена в государственном учреждении со соблюдением всех процессуальных норм", - сказал О.Егоров.

Заместитель директора музея "Ростовский кремль" Сергей Сазонов, отвечая на вопрос, почему выставка называется "Хвост кометы", сообщил, что она приурочена к 100-летию со дня смерти художника-авангардиста Ольги Розановой.

"Розановская тематика для нас очень важна, поскольку у нас в коллекции находится ее работа - "Зеленая полоса" или "Распыленный свет" - это одна их икон русского авангарда, известнейшее произведение - одна из вершин творчества Розановой", - сказал С.Сазонов.

По его словам, в коллекции музея была еще одна работа этого автора - "Хвост кометы" (другое название - "Цветовая композиция").

"Эта работа была списана в 1930 году и, видимо, погибла. В память о О.Розановой и в память об этой погибшей картине мы решили таким образом назвать выставку", - сказал С.Сазонов.

На ней представлены подлинные шедевры, неоднократно экспонировавшиеся на российских и зарубежных выставках и получившие всемирную известность. Среди них работы Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Петра Кончаловского, Александра Осмеркина, Василия Рождественского, Александра Куприна, Александра Шевченко, а также картины Владимира Баранова-Россине, Давида Бурлюка, Ивана Клюна, Надежды Удальцовой, Александры Экстер.