Калуга. 14 января. ИНТЕРФАКС-ЦЕНТР - Объем экспорта из Калужской области за январь-ноябрь 2020 года составил $922,2 млн, что на 2,6% больше, чем за аналогичный период предыдущего года, заявил руководитель Агентства развития бизнеса региона Стефан Перевалов на пресс-конференции в четверг в пресс-центре "Интерфакса" в Калуге.
"Несмотря на пессимистичные прогнозы, связанные с пандемией, мы все равно видим, что наш бизнес справляется и демонстрирует небольшой рост", - подчеркнул он.
Перевалов пояснил, что более полная картина будет представлена в первом квартале 2021 года после обновления таможенной статистики. По словам генерального директора Агентства развития бизнеса Калужской области (АРБКО), по-прежнему хорошие показатели показывают четыре ключевые отрасли: машиностроение, металлообработка, химическая промышленность и автопром.
В Калужской области из более чем 350 предприятий-экспортеров 305 - субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП).
Наиболее крупными экспортерами региона можно назвать такие предприятия, как ООО "ВМК Инвест", OOO "НЛМК-Калуга", АО "Тайфун", ООО "Самсунг Электроникс Рус Калуга", ООО "Фольксваген компоненты и сервисы", ООО "Континентал Калуга", ООО "Вольво Компоненты", ООО "ПСМА Рус". Среди МСП наиболее активно занимаются экспортом ООО "Диал-К", ООО "Пандора Трейд", ЗАО "Партнер-М", ООО "МостоСтройИнжиниринг", ООО "Смарттэк", АО "Фильтр" и ООО "Эком".
Заместитель руководителя АРБКО Николай Тубеншляк пояснил, что занимающийся экспортом малый бизнес региона представлен абсолютно разными отраслями - от производства деревянных игрушек и посуды до пошива одежды и нижнего белья. Пока все это отправляется небольшими партиями, так как идет процесс налаживания партнерских связей.
Порядка 40% предприятий-экспортеров МСП - партнеры АРБКО. В этой статистике не учтены компании, которые оказывают услуги или продают товары на электронных торговых площадках. Таким организациям агентство также помогает. Однако если в 2019 году наиболее востребованными были выставки и бизнес-миссии, то в 2020-м они отошли на второй план.
"Они тоже были и есть. Нам даже удалось организовать 17 выставочных мероприятий. Во многом запрос бизнеса перешел на электронные торговые площадки, такие как Alibaba и eBay. И у нас еще появились виртуальные экспортные площадки, например такие, как VirtualExpo", - сообщил Тубеншляк.
Этой поддержкой начало пользоваться большее число компаний, в том числе совсем мелкие предприятия, для которых участие в выставках нецелесообразно. Уже 12 компаний благодаря этому впервые отправили свои товары за границу.
Агентство оказывает помощь в оформлении и открытии магазина на электронной площадке, проводит обучение, помогает с сертификацией, переводом сайтов и услуг на другие языки. Оно также занимается подготовкой маркетинговых исследований, необходимых для начала экспортной деятельности компаний.
Все эти инструменты реализуются за счет средств нацпроектов "Международная кооперация и экспорт" и "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Непосредственной поддержкой экспортеров в регионе занимается Центр поддержки экспорта, работающий в составе Агентства развития бизнеса.
По результатам этой работы 61 компания Калужской области заключила внешнеэкономические контракты на общую сумму $16,8 млн. Объем субсидирования на реализацию этой поддержки со стороны центра в 2020 году превысил 54 млн рублей.
Перевалов также сообщил, что основные партнеры калужских экспортеров - Казахстан (27,9% от внешнего оборота региона), Белоруссия (20,3%) и Польша (18,4%). В первую шестерку также входят Германия (12,3%), Литва (11,4%) и Турция (9,7%).
"Если говорить про процентное соотношение, то на ближнее зарубежье приходится 39% общего объема экспорта и 61% - на дальнее", - уточнил он.
При этом некоторые калужские предприятия отличаются широкой географией поставок - от Вьетнама и Кореи до Австралии и США. Так, например, после того как АРБКО помогло компании "Листон" пройти международную сертификацию, она поставляет медицинские приборы в Уганду. Предприятие "Гринвайз" отправляет в Австралию продукцию для вегетарианцев.
"У нас огромный потенциал, который сложился в последние годы благодаря приходу крупных инвесторов. Они позволили сделать существенный рывок для МСП. У нас подтянулась кадровая база", - отметил Перевалов.
Тубеншляк же выразил уверенность в том, что для большинства предприятий международные рынки становятся более рентабельными, чем внутренние.
"Поэтому многие сейчас подтягивают качество своей продукции под тот уровень, который требуется за пределами страны. И мы бы увидели эту динамику в 2020 году, если бы не те ограничения, которые были приняты. Бизнес показал свою гибкость и адаптировался под новую реальность. Я думаю, 2021 год покажет очередной рост", - резюмировал он.
Сейчас АРБКО продолжает принимать заявки на свои услуги. В будущем, в случае улучшения эпидемиологической обстановки, обсуждается возможность возобновления выставочной деятельности. Также планируется продолжение продвижения калужских компаний на электронных торговых площадках, а также оказания помощи в международной сертификации товаров и услуг.