Воронеж. 18 декабря. ИНТЕРФАКС-ЦЕНТР – Российские банки в июле-сентябре 2024 года отразили более 16 млн атак кибермошенников на счета своих клиентов, сообщил в среду на пресс-конференции в пресс-центре "Интерфакса" в Воронеже заместитель управляющего воронежским отделением Банка России Сергей Гуркин.
"По данным Банка России, в III квартале 2024 года в целом по стране банки отразили более 16 млн атак кибермошенников на счета клиентов. Благодаря этому удалось спасти почти 5 трлн рублей. Объем сохраненных средств втрое больше, чем был годом ранее. Однако, несмотря на впечатляющее количество предотвращенных хищений, потери от действий кибермошенников не снижается. По данным отчетности, полученной от банков, только в III квартале в целом по стране мошенники похитили у граждан и бизнеса более 9 млрд рублей, из которых вернуть удалось около 12%", - сказал он.
Гуркин добавил, что раньше мошенники чаще действовали веерно, теперь же они стали тщательно прорабатывать сценарии обмана и атакуют людей более адресно, собирая информацию из открытых источников, утечек баз данных.
"При этом время сбора и обработки персональных данных для того, чтобы совершать прицельные атаки, сокращается. Если еще несколько лет назад такие периоды составляли примерно месяц, то сейчас атаки происходят практически одновременно с утечками персональных данных. Еще одна тенденция последнего времени — использование искусственного интеллекта. Мошенники отправляют людям поддельные сообщения, дипфейки", - отметил заместитель управляющего воронежским отделением Банка России.
Гуркин также сообщил, что в период новогодних праздников необходимо остерегаться ловушек, которые мошенники могут умело расставить.
"Они всегда активизируются в такое время, предлагая якобы выгодные скидки на подарки, билеты на представления и так далее. Это могут быть и ссылки на поддельные магазины, и письма в мессенджеры с предложением забронировать товар по супервыгодной цене, и обещание некоей новогодней госвыплаты, и даже открытки, нажав на которую вы можете занести себе на смартфон программу, с помощью которой мошенники узнают пароли от ваших аккаунтов. На самом деле, свои ловушки мошенники стали прятать под самые разные обертки, но цель у них традиционно одна — выведать ваши конфиденциальные данные", - сказал он.
Заведующий сектором защиты информации воронежского отделения Банка России Сергей Чупахин, присутствовавший на пресс-конференции, сообщил, что Банк России постоянно выявляет используемые в мошеннических целях телефонные номера и сайты и направляет их уполномоченным организациям для последующей блокировки.
"В III квартале регулятор инициировал блокировку более 12 тыс. мошеннических сайтов и страниц в социальных сетях, а также направили операторам связи информацию о более чем 42 тыс. телефонных номеров мошенников", — сказал Чупахин.
Кроме того, он отметил, что 25 июля вступил в силу разработанный при участии Банка России закон, который направлен на усиление защиты граждан от мошенников и повышение финансовой ответственности банков и предусматривает двухдневный "период охлаждения".
"В течение этого времени банк не будет переводить деньги на подозрительный счет, если он находится в базе данных с мошенническими реквизитами. За эти два дня человек может остыть, поняв, что имеет дело с мошенниками, и отказаться от перевода. В первый же день действия закона 13 системно-значимых банков заблокировали доступ примерно к 30 тыс. электронных средств платежа — это карты и онлайн-банкинг. Сведения о них поступили в базу данных Банка России от банков и от МВД России в ходе автоматизированного информационного обмена. Кроме того, системно-значимые банки ежедневно "охлаждают" в среднем около 20 тыс. переводов на подозрительные реквизиты из базы данных Банка России", - добавил заведующий сектором защиты информации воронежского отделения Банка России.
Он также сообщил, что Банк России предлагает ввести обязательный "период охлаждения" по потребительским кредитам и займам между заключением договора и получением денег, длительность которого будет зависеть от суммы кредита или займа.
"Кроме того, защитить граждан от кредитного мошенничества поможет возможность самоограничений. Уже с 1 марта с помощью Госуслуг каждый человек сможет обезопасить себя от ситуации, когда мошенники оформляют на его имя кредит, и добровольно отказаться от возможности заключать договоры кредита или займа. Для этого нужно будет зафиксировать специальный запрет в своей кредитной истории. Позже эта возможность будет реализована и через МФЦ", - сказал Чупахин.
В свою очередь начальник отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий ГУ МВД России по Воронежской области Валентин Курило на пресс-конференции сообщил, что на территории Воронежской области за 11 месяцев 2024 года доля преступлений с использованием информационно-коммуникационных технологий превысила 36%.
"Прослеживается устойчивая тенденция роста удельного веса преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий. Только за последние 5 лет доля IT-преступлений в общем массиве в регионе выросла более, чем в 2 раза. Если по состоянию на 2020 год она составляла всего 15%, то сейчас, за истекшие 11 месяцев 2024 года, она составляет уже более 36%, то есть, по сути, это каждое третье преступление. Ущерб от этих преступлений по состоянию на 11 месяцев текущего года в нашем регионе составляет более 2 млрд 180 млн рублей. За весь прошлый год у граждан было похищено 1,6 млрд рублей", - сказал Курило.
Он отметил, что наиболее часто мошенничество совершается с помощью телефонного звонка, в том числе через сервисы WhatsApp и Telegram.
"Следует отметить, что на уловки мошенников попадаются не только граждане престарелого возраста, а также молодежь, работники медицинской сферы, педагоги, представители крупных организаций как государственных, так и коммерческих. Злоумышленники постоянно совершенствуют свои способы совершения преступлений, но наибольшую долю сейчас составляют именно звонки. Мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов, органов ФСБ, следственного комитета, прокуратуры, финансово-кредитных организаций, Центробанка. Не стоит с ними вступать в диалог и лучше сразу положить трубку", - предупредил начальник отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий.