Аварийная посадка самолета компании “Уральские авиалинии” в четверг утром в Подмосковье привела к всплеску дискуссий об орнитологической безопасности аэропортов. Высказывались предположения о том, что птицы, столкновение со стаей которых, вероятно, привело к происшествию, кормятся на мусорных объектах, расположенных поблизости от аэропорта Жуковский. Зампред правительства – министр экологии и природопользования Московской области Дмитрий Куракин рассказал “Интерфаксу”, насколько обоснованными могут быть эти версии.
- Какие действия предприняли подмосковные власти после того, как стало известно об аварийной посадке самолета “Уральских авиалиний”?
- После того, как стало известно об авиационном происшествии, министерство экологии и природопользования, а также министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области проанализировали, какие объекты в наших зонах ответственности могли стать потенциальным источником опасности для самолета. И поскольку в соцсетях быстро появилась информация о том, что вина может лежать на незаконных свалках, расположенных в окрестностях аэропорта, мы в первую очередь сконцентрировали свое внимание на изучении этой возможности.
Выяснилось, что там была лишь одна свалка - вокруг озера Глушица. Ее выявили в 2017 году, после чего начались активные мероприятия по пресечению складирования там мусора. В итоге твердые коммунальные отходы (ТКО) с этого времени на этой свалке не размещались. Более того, поскольку земельные участки, на которых она располагалась, закрепили за администрацией Жуковского, местные власти потихоньку – в меру бюджетной обеспеченности – расчищали берега озера.
В основном там остается строительный мусор, который птицы не едят. Да, это была большая проблемная свалка, которая ухудшила экологическую ситуацию на озере Глушица, но из нашего “списка подозреваемых”, которые могли быть причастны к инциденту с самолетом, мы ее исключили.
- А полигон ТКО “Сафоново” в этом списке остался?
- Этот объект мы тоже из списка исключили. Во-первых, он расположен далеко от аэропорта. Во-вторых, ситуация там не благоприятна для птиц: закрытый семь лет назад полигон в прошлом году горел, поэтому туда завезли огромное количество грунта. То есть сегодня слой отходов изолирован и абсолютно безопасен.
Вчера мы посетили и “Сафоново”, и свалку у озера Глушица: ни там, ни там аномального скопления птиц не было.
Остается еще один объект – мусоросортировочная станция компании “Экосервис”. На самом предприятии вчера птиц также не было, однако они могли и испугаться, поскольку там в то время работала тяжелая техника. При этом в окрестностях станции стаи все же были обнаружены.
В связи со всем этим перед нами сейчас стоят две задачи. Первое: перестать делать скоропалительные заявления и установить причину происшествия – последнее должны делать только компетентные органы. Второе: с привлечением максимального количества заинтересованных лиц – это, в том числе, Росприроднадзор и муниципальные власти - составить максимально объективную картину произошедшего.
- Вчера было объявлено, что мусорные объекты вблизи аэропорта Жуковский проверит специальная комиссия. Когда она начнет свою работу?
- Мы прямо сейчас, после нашего с вами разговора, выезжаем в Жуковский довольно большой командой: и наши специалисты, и специалисты Росприроднадзора. Кроме того, хотим сделать это мероприятие максимально публичным.
- В какие сроки, как вы полагаете, может быть сделан вывод о наличии или отсутствии связи инцидента с мусорными объектами Подмосковья?
- Есть вероятность того, что этот вывод будет сделан сегодня. Потому что есть очевидные вещи, которые мы комиссионно установим. Если ситуация все же не окажется очевидной, продолжим наблюдение. Тогда этот процесс может занять несколько недель.
- Планируется ли провести аналогичные обследования мусорных объектов вблизи других аэропортов, расположенных на территории Московской области?
- Понимаете, нам сложно искать черную кошку в темной комнате. Речь ведь идет не только о полигонах, но и о 10-15-ти километровой зоне вокруг аэропортов. Можно, конечно, попытаться эту территорию пройти живой цепью, как, например, делают военные при прочесывании леса. Однако больше эффекта возымела бы практика, когда внимание чиновников на проблему обращают ответственные за авиационную безопасность службы аэропортов и подведомственные структуры Росавиации.
Если они видят, что орнитологическая обстановка в их зоне ответственности ухудшается, то логично привлечь к обсуждению проблемы и нас. Тогда и ответная реакция будет максимально эффективной.
Плюс к этому нужно учитывать тот факт, что все проверки ведутся в жестких законодательных рамках. Так, если пресловутая мусоросортировочная станция “Экосервис” действует на основании выданной Росприроднадзором лицензии и ее размещение согласовано с Росавиацией, то наличие птиц рядом с предприятием не станет основанием для отзыва лицензии.
Более того, невозможно и поставить в вину мусоросортировочной станции скопление в непосредственной близости от нее птиц, потому что законодательство это не рассматривает как основание для ответсвенности.
Так что эта работа будет непроста с точки зрения организации. Если мы выявим объекты, которые культивируют орнитологическую проблему, то нужно будет с привлечением всех компетентных надзорных структур найти решение: либо для приостановления деятельности таких организаций, либо для их вывода с территории, либо для внедрения технологий с целью уменьшения риска.
- Как вы полагаете, эффективны ли существующие каналы связи между ведомствами и ответственными за авиационную безопасность службами аэропортов?
- Я думаю, что мы с коллегами, которые отвечают за эксплуатацию соответствующих хозяйств в аэропортах, эту тему обсудим. И если нужен будет более оперативный канал, чем имеющиеся, мы такое решение примем.
- Высказывалось также мнение, что причиной происшествия могло стать пересечение маршрута самолета с миграционными путями птиц. В случае, если это подтвердится, как может быть обеспечена безопасность авиаперелетов?
- Такая вероятность, действительно, есть, но не надо гадать на кофейной гуще, необходимо предположение проверить. Для этого мы планируем осмотреть и берега Глущицы, и пойму Москва-реки.
Если версия подтвердится, нужно будет усиливать меры безопасности внутри самого аэропорта. Потому что, конечно же, озеро мы не осушим и Москву-реку в другую сторону не повернем.