О том, какие тарифы на сегодняшний день регулируются государством и как можно сэкономить на оплате жилищно-коммунальных услуг, "Интерфаксу" рассказала председатель комитета по ценам и тарифам Московской области Наталья Ушакова.
- Как и все россияне, жители Московской области ежемесячно получают квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг. Расскажите, какие из перечисленных в этих квитанциях тарифов регулируются государством, а какие – нет.
- Тарифы на жилищные услуги государством не регулируются. Их размер определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. То есть жильцы совместно рассматривают сметный план на очередной год и решают, сколько они будут платить за ту или иную услугу.
- А что конкретно входит в понятие "жилищные услуги"?
- Содержание жилого фонда, текущий и капитальный ремонт. Это достаточно широкие понятия, поэтому сегодня и на федеральном, и на региональном уровне идет речь о создании неких нормативов, чтобы жители понимали, какие работы и в какие сроки должны проводиться в их доме. К примеру, сколько раз в неделю должна приходить уборщица, с какой периодичностью необходимо менять лампочки в подъездах, когда нужно штукатурить, красить стены и так далее.
Кроме вышеперечисленного, в число жилищных услуг входит и вывоз мусора, и содержание лифтового хозяйства, и обслуживание внутридомового газового оборудования. Последнее особенно важно отметить в связи с трагедией в поселке Загорские Дали (11 ноября 2013 года в одном из местных многоэтажных домов произошел взрыв бытового газа - ИФ).
Вообще, каждая управляющая жилищным фондом организация обязана расшифровывать данные понятия для своих клиентов. Помимо этого, любой из жильцов имеет право ознакомиться со сметой расходов и отчетом за проделанную работу. Все это прописано в стандарте раскрытия информации организациями, которые осуществляют деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
И мы рекомендуем жителям уделять особенно пристальное внимание на эту статью расходов. В ней заложен резерв для финансовой оптимизации. Тем более, именно в понятие "жилищные услуги" входит заработная плата сотрудников управляющих организаций.
- Тогда какие тарифы регулируются государством?
- Тарифы на коммунальные услуги: отопление, водоснабжение (в том числе – горячее) и водоотведение, поставку газа и электроэнергии. Как в этих случаях формируется потребительская плата? Во всех муниципальных образованиях Подмосковья есть ресурсоснабжающие организации, которые занимаются выработкой и поставкой тепла, электричества, воды. Для каждого из этих предприятий мы устанавливаем собственный тариф.
- Получается, тариф на ту или иную услугу не является одинаковым на всей территории Московской области?
- Да. Действующее законодательство таково, что мы определяем долю затрат каждого предприятия отдельно и, исходя из этого, формируем тарифы. В Подмосковье сегодня работает 1200 таких организаций, и мы ежегодно рассматриваем 2800 тарифов. Можете представить, какой большой это объем работы.
Замечу, что в своей деятельности мы должны руководствоваться одним обязательным условием: совокупный платеж потребителя за коммунальные услуги не должен превышать установленные государством пределы. Я уже рассказывала (см. интервью Н.Ушаковой "Интерфаксу" от 02.12.2013 – ИФ), что в 2013 году эта норма составила 12% для жителей, обеспеченных всеми видами коммунальных услуг, и 15% для тех, кто пользуется только электричеством и газом.
Пределы на следующий год пока не установлены, но планируется, что они будут даже ниже, чем 12%.
Что происходит, если совокупный платеж превышает обозначенные границы? В таких случаях гарантом выступает региональный бюджет, все выпадающие доходы компенсируются из него. По сути, казна отвечает за промахи регулятора. Это, действительно, тонкая работа.
- Вы сказали, что тарифы определяются, исходя из затрат, которые несут ресурсоснабжающие организации. Но возьмем абстрактное теплосетевое предприятие, которое не вкладывает средства в ремонт и модернизацию. Как итог - большие энергетические потери и колоссальные траты. Почему же население обязано за счет собственных финансов компенсировать плохой менеджмент?
- Колоссальные траты, о которых вы говорите, в тариф не включаются. Существуют нормы потерь и нормы расхода топлива, которые утверждает министерство ЖКХ Московской области.
К тому же, в соответствии с федеральным законом об энергосбережении, каждая организация обязана проводить мероприятия по снижению потерь. Если она этого не делает, то к руководству предприятия сразу возникает множество вопросов со стороны властей разных уровней.
- Ну, а что происходит, если ресурсоснабжающая организация все-таки превышает региональные нормы потерь?
- В этом случае ситуация на предприятии начинает рассматриваться как чрезвычайно сложная. И проблема решается на региональном уровне. Могут даже привлекаться дополнительные средства, как из бюджетных, так и из внебюджетных источников. Все понимают, что жители не в силах бесконечно оплачивать энергетические потери.
Добавлю, что в тех муниципальных образованиях, где и главы администраций, и руководители ресурсоснабжающих предприятий являются думающими людьми, такая ситуация вряд ли может возникнуть.
- Хотелось бы уточнить, где можно узнать актуальный размер тарифа, установленный для той или иной ресурсоснабжающей организации?
- На сайте комитета по ценам и тарифам Московской области представлена подробная информация обо всех тарифах, действующих на территории региона. Более того, в дальнейшем публичность принятия тарифных решений будет только усиливаться.
- Буквально в прошлом году существовала проблема расхождения показаний общедомовых приборов учета с суммой данных индивидуальных счетчиков и объемов по нормативам потребления. Это приводило к тому, что люди, которые купили прибор учета для экономии, платили больше. В данный момент эта ситуация разрешена?
- Действительно, такая проблема существовала. Она коренилась в том, что некоторые управляющие компании применяли неправильную методику расчета: когда образовывалось упомянутое расхождение в показаниях, плата за недобор просто-напросто делилась между всеми живущими в доме.
Естественно, те, кто попадал в подобную ситуацию, живо на это реагировали – никто ведь не хочет переплачивать. В результате, к управляющим организациям, избравшим описанный выше путь, были применены определенные санкции. Кроме того, мы внедрили нормальную методику расчета. Поэтому острота проблемы на сегодняшний момент спала.
- Я бы не сказала: нормативы потребления во всех муниципальных образованиях разные. Где-то завышены, где-то, наоборот, недосчитаны.
Но хочу заметить, что эти нормативы не пересматривались в Московской области длительное время, потому в ближайшей перспективе это может быть сделано. Еще одна причина для того, чтобы установить у себя дома индивидуальный счетчик.
- Если у подмосковных жителей возникнут претензии по поводу начисления платы за ЖКУ, в какую инстанцию они могут обратиться за консультацией и помощью?
- Проверить расчет платежа и, при выявлении нарушений, применить меры административного воздействия, имеет право Государственная жилищная инспекция Московской области. Мы в рамках своих контрольных полномочий – в случаях неправильного использования тарифа – применяем штрафные санкции непосредственно к организациям. Кстати, это довольно действенная мера.
Так что, если у жителей есть вопросы, касающиеся размера платы за коммунальные услуги, за содержание и ремонт жилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, то они могут обратиться в областную Госжилинспекцию. В случае неразрешимых разногласий с управляющими компаниями по поводу нормативов потребления коммунальных услуг следует прибегнуть к помощи специалистов министерства ЖКХ Московской области.