Центр / Эксклюзив 12 марта 2012 г. 16:00

Министр ЖКХ правительства Московской области В.Шкуров: "Наша главная задача на текущий год - выстраивание отношений между населением и управляющими компаниями региона"

Министр ЖКХ правительства Московской области В.Шкуров: "Наша главная задача на текущий год - выстраивание отношений между населением и управляющими компаниями региона"

 - Валерий Максимович, министром ЖКХ региона Вы были назначены в декабре прошлого года, то есть три месяца назад. Расскажите, с какими недостатками в системе ЖКХ вы столкнулись, и какие у министерства первостепенные задачи, планы на год?

- В этом году мы работаем всего два месяца, задачами было завершить прошлый год с точки зрения финансов и программ. Кроме того, мы пока не завершили отопительный сезон и должны понимать, что технологические отключения возможны в любой момент, независимо от выходных и праздников, границ времени нет. Основное сейчас – пройти отопительный сезон и сделать это так, чтобы население не испытало каких-либо неудобств, минимизировать издержки при отключении.

В целом, сегодня мы формируем подход, ориентированный на результат. Готовим и реализуем целевые программы. В этом году мы уже приступаем к реализации программы с участием средств фонда реформирования ЖКХ. У нас большие планы в части ремонта жилого фонда.

Провели два семинара, наметив пути взаимодействия с управляющими компаниями. Это одна из самых проблемных тем в ЖКХ - когда человек воспринимает все ЖКХ через управляющую компанию. Нам предстоит построить отношения, снять барьер непонимания между жителем и управляющей компанией. Необходимо, чтобы управляющие компании были открытыми и доступными для улучшения качества жизни населения в наших домах. Одной из главных задач этого года будет строительство отношений управляющих компаний с населением. Мы хотим сформировать абсолютно понятный регламент услуг и работ, который в обязательном порядке будет выполняться управляющей компанией в жилом доме. На сегодняшний день жители часто не понимают за что они платят, что входит в ту или иную услугу. И это в корне неправильно – эта информация должна быть для них открыта и доступна.

- Планировалось, в частности, организовать сайт об управляющих компаниях, работающих в регионе.

- Да, сейчас мы плотно над ним работаем. Думаю, в марте мы его уже представим.

- Скажите, как проходит в области процесс получения объектами ЖКХ антитеррористических паспортов? Установлен ли срок, к которому этот процесс должен завершиться?

- Инженерная коммуникация, например котельная или водозаборный узел, это объект, который охватывает довольно большую часть населения. И мы должны представлять требования с точки зрения защищенности этого объекта, чтобы не оказалось, что эта коммуникация по какой-то причине незащищенности воздействия выйдет из строя. Мы должны знать, что у нас определенного уровня защита на объектах есть. Работа по паспортам идет давно. Проводится она поэтапно. Одно время было требование о закрытии входных устройств, дверей на объектах. Сейчас на некоторых объектах уже выставлены повышенные требования, когда мы говорим о кнопке тревожной сигнализации – связи с органами немедленного реагирования, например. Сегодня говорим уже и о видеонаблюдении на объектах. То есть требования постоянно увеличиваются, и поэтому процесс в этом году не закончится. Успокаиваться мы не должны. Тема достаточно серьезная.

- Очень актуальная для региона тема – передача на уровень муниципальных образований области военных городков. Скажите, есть ли договоренность о передаче на баланс муниципальных образований и расположенных на их территориях объектов коммунальной сферы?

- Минобороны полагает, что не все объекты надо передать. В военном городке находится не только жилье, но и детские сады, другие объекты, которые также планируются к передаче. А когда речь идет о котельной, то возникает сомнение у тех же представителей ОАО "Славянка" или РЭУ (эксплуатирующая организация Минобороны), что этот объект передавать не надо, потому что он новый и может приносить доход. И наша позиция такая, что если передается жилье, объекты соцсферы, то объекты инженерные, такие как котельная, водозаборные узлы, канализационная станция должны быть переданы однозначно. Ведь для обеспечения обороноспособности котельная не нужна - это система жизнеобеспечения.

- То есть Вы считаете, что объекты должны быть переданы и получается, что этот вопрос еще не решен?

- Он решается. В каждом муниципальном образовании абсолютно своя история. Сегодня выражена федеральная позиция, что должны быть переданы объекты – закон вышел в конце прошлого года. Упрощенная процедура передачи определена. Сегодня мы ожидаем, что в апреле у нас пойдут первые движения в рамках реализации данного закона, какие-то муниципальные образования уже получат от военных согласованные перечни этих объектов. Но так как этот процесс уже идет не один год, я могу с уверенностью сказать, что на 100 % тема военных городков не закроется и в этом году, т.к. будут еще какие-то действия, которые нам будут не понятны.

- Ещё один важный для региона вопрос – утилизация отходов. Расскажите о планах утилизации в рамках государственно-частного партнерства.

- Раньше не было областной программы, связанной с утилизацией отходов. Она появилась у нас лишь две недели назад. Теперь мы можем говорить о конкретных механизмах и возможностях утилизации твердых бытовых отходов. В программе обозначена роль субъектов федерации, т.е. мы на сегодняшний момент помимо надзорных функций имеем определенные полномочия, связанные с урегулированием этого процесса. И мы ожидаем, что в рамках решения данного вопроса будут использованы механизмы государственно-частного партнерства, при которых мы с бизнесменами находим совместное решение, и в результате, могут появиться некие предприятия, в которые бизнесмен вкладывает свои денежные средства, а государство получает результат, т.е. оно является участником этого процесса.

- Можно ли говорить о том, что в рамках государственно-частного партнерства планируется строительство мусороперерабатывающих предприятий в Подмосковье?

- Мы можем говорить, что такая форма партнерства появится. Допустим, у нас будут 50 инвесторов на сортировку, переработку, транспортировку отходов, а только у двоих может получиться некий продукт. Программой предусмотрено перемещение отходов. На мусоровозах будут установлены датчики системы ГЛОНАСС. Эта база данных нужна именно субъекту федерации для принятия управленческого решения.

- Какие-то конкретные примеры сотрудничества бизнеса и власти в вопросе утилизации отходов в регионе уже можете привести? Есть ли компании, которые уже проявляют к этому свой интерес?

- Они будут. Сейчас мы говорим о возможности. Мы приняли решение о том, что у нас могут появиться механизмы государственно-частного партнерства, получили полномочия. Когда будут приняты конкретные решения, начнем реализовывать проекты – они все публичные, мы обязательно о них расскажем.

- Совсем скоро, в марте после дня ЖКХ будут названы самые благоустроенные города Подмосковья. Достаточно ли, на Ваш взгляд, выделяется на благоустройство территорий средств?

- Если честно, то они незначительные. Что такое для муниципального образования, например Раменское, три миллиона рублей? Это небольшая денежная сумма. Я не хочу сказать, что она не нужна, можно на нее детские площадки купить, дворовую территорию благоустроить. Но в рамках миллиардов, которые есть в бюджете, три миллиона не такая большая сумма, но за каждую копейку надо бороться.

- Полностью ли реализована в регионе программа строительства спортивных площадок?

- Во дворах муниципальных образований Московской области смонтировано свыше 1300 детских, спортивных и универсальных площадок. Программа "Дворики" завершена с точки зрения объемов, площадки поставлены на территории муниципальных образований. Но в связи с тем, что это делалось в холодный период времени, не до конца выполнены работы с покрытием на площадках. Более того, мы собрали все недочеты по муниципальным образования с точки зрения качества установки этих площадок и в ближайшее время планируем всё исправить.

- Расскажите о программе энергоэффективности домов, каких результатов в рамках её реализации уже удалось добиться?

- По утеплению фасадов весомые работы были выполнены в Клину, в Коломне. В Коломне сделали в целом микрорайоне 23 дома. В Клину 123 дома утеплили – это прогресс и очень значительная экономия при оплате услуг ЖКХ для жителей этих домов. Всего с 2008 года были утеплены фасады 624 домов в 63 муниципальных образованиях. В этом году нами запланировано провести аналогичные работы еще в 119 домах. На это планируется потратить свыше 500 млн рублей. Утепление дома дает эффект экономии до 60% тепла. Это другой комфорт. Энергоэффективный дом - совсем другое качество жилья. Хороший пример в этом отношении – программа, реализованная в Литве. Идеология заложена правильно, и мы когда-нибудь к этому придем. В Вильнюсе такие же дома, как и у нас. Жителям предлагали пакет услуг – делали утепление фасада дома, кровли, потолка в подвале. Организовали систему управления теплом в доме: 18 градусов в квартире обеспечивается, при этом тепло регулируется в батарее - если человек, например, уезжает в командировку, он может оставить только 10 градусов, тем самым уменьшается его потребление в общем учете. Эти все работы проведены при помощи кредита, не просто подарок из фонда, а кредит на 20 лет. Дома, конечно, изменились. Думаю, такое будущее ждет и нас. Ведь дома почти все одинаковые по виду, но, по сути, у каждого в квартире по-разному - своя расстановка мебели, свой ремонт. Так и с энергоэффективными домами, данный подход позволит сделать энергопотребление индивидуальным, повысив комфорт и позволив жителям экономить на отплате коммунальных услуг.